Французские предприниматели-парфюмеры в России
Во второй половине XIX века в Москве начали работу «Товарищество А. Ралле и Ко» (1843 год), Торговый Дом «А. Сиу и Ко» (1855 год), «Брокар и Ко» (1864 год), Торговый Дом «Э. Бодло и К» (1892 год). Каждый из французов, работавших в России в области парфюмерии, являлся уникальной личностью со своей удивительной судьбой.
Фабрикант Адольф Сиу обосновался в Москве в 1853 году и начинал свою деятельность как кондитер, но парфюмерия стала его увлечением. Адольф Сиу постоянно работал над созданием особенной, так называемой «высокой парфюмерии» в России. Для проведения экспериментов он обладал и деньгами, и временем, и талантом. Парфюмерия Адольфа Сиу высоко ценилась покупателями и считалась элитной. Фабрика Сиу имела дорогие парфюмерные магазины на всей территории Российской Империи. Шедевром парфюмерии Адольфа Сиу стал одеколон «В память 300-летия Дома Романовых» в роскошном флаконе, увенчанном пробкой в виде Государственного герба Российской Империи. Более пятидесяти лет предприятие Адольфа Сиу производило в России парфюмерию и кондитерские изделия. После революции фабрика Сиу была национализирована и стала называться «Большевик». Какое-то время она еще продолжала выпускать парфюмерно-косметические товары, но в скором времени перешла только на кондитерское производство.
Не менее интересно сложилась судьба в России французского парфюмера Альфонса Ралле. В 1843 году в Москве он основал парфюмерную фабрику, которая вскоре стала крупнейшим производителем парфюмерии в России. Первоначально на фабрике Ралле трудилось всего сорок рабочих, а мощность определялась одной-единственной паровой машиной. Через десять лет маленькое производство разрослось до двух десятков строений по изготовлению стеариновых свечей, мыловаренной фабрики и парфюмерного цеха. В это же время, в 1855 году, компания добилась престижного звания поставщика Двора Его Императорского Величества.
Сферой интересов Альфонса Ралле являлась дорогая косметика, то есть духи, одеколоны, туалетное мыло, помады, пудра, и недорогая парфюмерия для широких масс. Разработкой рецептуры занимались приглашённые из-за границы парфюмеры, а сырье доставлялось из Франции и Италии. Дополнительным слагаемым успеха компании Ралле стало участие в правлении «Торгового дома А. Ралле» владельца хрустального завода Фридриха Дютфуа. На заводе Дютфуа изготовлялись оригинальные флаконы из стекла и хрусталя для душистой продукции компании.
Отлично организована была и система сбыта. Хорошо продуманный по тем временам маркетинг способствовал росту популярности продукции среди населения. К примеру, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей парфюмерии с перечислением названий одеколона и духов. Продукция компании упаковывалась особым способом. К примеру, кусок мыла заворачивался в несколько оберток, между которыми помещалась так называемая программа – рекламный проспект, а наружная упаковка дополнялась печатями по краям и скреплялась марками, что исключало возможность подделки и обеспечивало обещанное в рекламе качество.
В 1857 Альфонс Ралле по причине болезни легких уехал во Францию, а в России фабрикой управлял директорат во главе с французом Эдуардом Бо, который родился в России и никогда не покидал ее. В 1865 году Альфонс Ралле продал производство своим компаньонам – французам Бодрану и Бюжону – с условием, что фабрика всегда будет носить его имя. Так образовался торговый дом, именуемый Товарищество «А. Ралле и Ко».
Благодаря высокому качеству продукция «Ралле и Ко» стала поставляться ко Двору его Императорского Величества. В начале ХХ века товарищество владело тремя магазинами в Москве, оптовыми складами и магазинами в Петербурге и множестве других городов. В конце XIX века к работе в компании приступил Эрнест Бо, сын Эдуарда Бо, возглавлявшего дирекцию фабрики с 1858 года – с того момента, как ее основатель, француз Альфонс Ралле, покинул Россию и уехал навсегда во Францию. В 1907 году Эрнест Бо стал ведущим парфюмером «Ралле», что позволило раскрыться его таланту и обрести в будущем всемирную известность. Его духи того времени «Царский вереск» («TsarskyVeresck») остались в истории российской парфюмерии как лучшие духи начала XX века.
После Революции 1917 года крупнейшее парфюмерное предприятие «Ралле и Ко» национализировали большевики и переименовали в «Государственный мыловаренный завод № 4». Во времена гражданской войны на фабрике выпускали только обычное мыло, так как разоренная революциями и войной страна не нуждалась в дорогой и качественной парфюмерии.
В 1922 году руководители предприятий, носивших вместо названия номера, просили о присвоении их заводам собственных имен. Тогда бывшая фабрика «Ралле и Ко», ставшая после революции «Государственным мыловаренным заводом № 4», получила новое название: «Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода». Но на этом ее преобразования не закончились. В 1930 году все парфюмерное производство с фабрики «Свобода» передали другой фабрике, а бывшая фабрика «Ралле и Ко» стала выпускать только мыло, зубные порошки, кремы и средства для бритья.
Сегодня фабрика «Свобода», бывшая «Ралле и Ко», является акционерным обществом и называется «Косметическое объединение «Свобода». Оно располагается по-прежнему в Москве и специализируется на выпуске средств по уходу за кожей, полостью рта, декоративной косметики и известных марок мыла.
Особое место среди французских парфюмеров России в конце XIX – начале XX века отводится Генриху Брокару. Его называют лицом российской парфюмерии, олицетворяющим дух эпохи. Это был потомственный парфюмер, получивший от своего отца уроки управления бизнесом еще в юном возрасте. С 1861 и до конца 1863 года Генрих Брокар прослужил в качестве главного парфюмера на фабрике Константина Гика в Москве. Вскоре он изобрел совершенно новый способ изготовления концентрированных духов, что явилось по тем временам весьма ценным новшеством в парфюмерии. Генрих Брокар продал свое изобретение французской фирме и на эти деньги открыл в 1864 году собственное предприятие в Москве. Оно располагалось в конюшне одного из московских домов. Все оборудование состояло из каменной ступки для растирания душистых веществ, нескольких кастрюль и отапливаемой дровами плиты.
Производство быстро росло. Уже через несколько месяцев Брокар поместил свою фабрику в доме на Зубовском бульваре. Но не только низкой ценой привлекал покупателей Брокар. Он продумывал производство парфюмерии для населения разного возраста и уровня доходов. Брокар первым в России начал выпускать мыло для детей. Это было необычное «Детское» мыло, на каждом его куске пропечатывалась одна буква русского алфавита. При желании покупатели могли составить всю азбуку сразу или изучать алфавит постепенно, покупая мыло по мере надобности.
В этом сугубо коммерческом предприятии уже тогда наметилось просветительское начало в деятельности Брокара. Благодаря невысокой стоимости производимого им мыла обитатели российской глубинки могли купить недоступное ранее средство личной гигиены и при этом научиться читать. Кстати, на этикетках «Народной помады» фабрики Брокара печатались тексты коротких басен русского писателя Ивана Крылова, что тоже способствовало повышению уровня образования. Зимой 1864–1865 годов Брокар еще сам развозил свою продукцию по купеческим лавкам на санях, спустя три года он уже нанимал извозчика, а еще через восемь лет, в 1873 году, Генрих Брокар удостоился чести поставлять свою продукцию высшей русской аристократии.
Генрих Брокар любил удивлять публику, поражая ее воображение поступками, вызванными в основном коммерческим расчетом. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке Брокар устроил фонтан из только что изобретенного им одеколона «Цветочный». Одеколон лился потоком, заполнял ароматом все помещения, и каждый посетитель выставки мог пользоваться этим одеколоном в таком количестве и таким способом, как ему хотелось. Дамы окунали в фонтан свои шляпки, а мужчины – пиджаки. Одеколон «Цветочный» с ароматом ландыша, гвоздики и жасмина сразу приобрел огромную популярность среди торговых людей, чиновников, купцов и ремесленников, которые являлись основными потребителями продукции Брокара. Благодаря изобретательности московского парфюмера, одеколон «Цветочный» быстро завоевал московский, а затем и российский рынок.
Генрих Брокар прожил в Москве тридцать девять лет. Здесь он добился фантастической популярности и стал одним из самых удачливых предпринимателей дореволюционной России. «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России», – говорил Генрих Брокар. Он умер в Каннах в 1900 году, куда уехал по настоянию врачей. Генриха Брокара похоронили в местечке Провен недалеко от Парижа.
Вплоть до революции дело Брокара продолжали его сыновья, добившиеся в 1913 году звания поставщика Двора Его Императорского Величества. В 1917 году фабрику национализировали большевики. Легендарная «Империя Брокара» превратилась в «Парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5», переименованный в 1922 году в фабрику «Новая заря». Сегодня фабрика «Новая заря» выпускает духи, одеколон, детскую парфюмерию, лосьоны и косметику.