Создатель парков с русской душой — Андрей Тимофеевич Болотов
…было б ни мало постыдно для нас, когда б были у нас сады ни Аглинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими.
Андрей Тимофеевич очень переживал, что в России копируют образцы лучших европейских парков и нет своего стиля. Наблюдая за природой и характером родного ландшафта, он придумал концепцию «русского парка». Под этим термином он подразумевал рукотворный парковый комплекс, созданный на основе естественного пейзажа и индивидуальных особенностей российских ландшафтов с использованием местной растительности — деревьев и кустарников в их естественном виде. Ярчайшие примеры парков, созданных по проекту Болотова, можно наблюдать в Дворяниново, в Богородицке и в Киясово. Его знаменитому Богородицкому парку, разбитому в Тульской губернии в усадьбе графов Бобринских, завидовал даже столичный Петергоф.
Андрей Болотов восхищался родными пейзажами, а вошедший в моду регулярный стиль парков призывал использовать с осторожностью. Он считал, что парк должен рождаться естественным образом: сначала нужно просто расчистить лес, а потом постараться максимально использовать существующий рельеф и характерные для этой местности растения.
Возле скамеек, которых в дворяниновском парке было множество (Андрей Тимофеевич называл их «сиделками»), он всегда сажал что-то вкусненькое — кусты смородины или малины, — чтобы заодно можно было и полакомиться ягодами. До сих пор по наличию одичавших потомков этих кустов сотрудники музея-усадьбы опознают места расположения скамеечек. А на самих скамейках он писал нравоучительные изречения — вроде «Возлюби ближнего своего». Посидел и подумал о вечном.
Болотов — удивительный пример таланта, настойчивости и трудолюбия. Его день начинался очень рано: летом — в 3:30, зимой — в 5:30. Весь день был распланирован до минуты. Он писал мемуары, пьесы, рисовал, исследовал, занимался садом... И все успевал и признавался, что он очень счастливый человек! Андрей Тимофеевич соединял в себе поэта, художника, ученого и практика. Он любил слушать природу, писать и говорить о прекрасном. И в тоже время, например, в Богородицке он проводил сеансы физиотерапии — лечил людей «электрическим аппаратом», который увидел и зарисовал в Германии, а потом воспроизвел по чертежам дома. Он прожил 95 лет, долгую жизнь, и до конца своих дней восхищался всем, что видел. В общем, как царь Мидас превращал в золото все, к чему он прикасался, Андрей Тимофеевич превращал все, что видел и к чему прикасался, в радость. Как признался он сам в весьма преклонном возрасте: «Я свою жизнь прожил в гармонии с Богом, с природой, с людьми и с самим собой». И это, наверное, самый главный урок от Андрея Болотова — садовода, естествоиспытателя, философа, агронома, ландшафтного дизайнера, писателя и художника.
Я написала портрет Андрея Тимофеевича в виде картофельного куста, который своими корнями пророс глубоко в землю. Каждый корешок, каждое направление его жизни принесло свои мощные плоды. Он был мета-человеком, обладавшим огромными знаниями в разных областях, и в то же время настоящим художником, который творил не только на бумаге — он создавал свою реальность и изменял реальность тех, кто был с ним рядом и имел счастье общаться с ним. Читая о его незаурядной личности, рассматривая эскизы его садов, я не переставала восхищаться его способностями и талантами, энтузиазмом и невероятной любовью к жизни, земле и людям. Вот только одна небольшая история из его биографии о том, как он высаживал картофель у себя в имении. И таких историй у Андрея Тимофеевича — на многосерийный сериал, который можно смотреть не отрываясь.
Рискованное дело Болотова или история о том, как Андрей Тимофеевич в Тульской губернии высаживал «чертовы яблоки»
Это историческое событие случилось в 1757 году на военных полях Пруссии. Русский капитан Андрей Тимофеевич Болотов обнаружил кудрявое растение с белыми цветами, прятавшее свои диковинные плоды в земле. Название растения состояло из двух слов: «крафт» — сила и «тойфель» — дьявол, то есть дьявольская сила. Он называет этот удивительный плод на свой лад — «картофель». Как ученый, он изучил это растение и пришел от него в полный восторг! Вскоре Болотова перевели в Петербург. Там Андрей Тимофеевич, поглощенный чудо-растением, пишет и выпускает одну за другой несколько статей: «Примечание о картофеле», позже «О картофеле» и еще позже «Об употреблении картофеля», а потом еще 9 статей об этом чудо-растении. Это практически был бунт против распространенного в то время мнения о картофеле — врачи считали его вредным для здоровья, агрономы говорили, что он истощает почву, церковники предали его анафеме и окрестили «чертовым яблоком». Болотов в своих статьях опроверг все негативные установки социума, касаемые картофеля. Он изложил собственный опыт выращивания диковины и дал практические советы по его употреблению. О картофеле он писал так убедительно, что в конце концов добился народного распространения «чертова яблока». Весной 1763 года Болотов привёз несколько мешков картофеля в свою усадьбу Дворяниново в Тульской губернии, чем вызвал дикую панику среди крестьян. Они так боялись «дьявольского плода», что Болотов, зная нравы крестьян, придумал целую стратегию, как заставить их высаживать картофель у себя на участках и готовить его.
Труды о картофеле — лишь малая толика его наследства, оставленного нам, его потомкам. Им опубликовано более 400 научных трудов. Всего же этот человек, переживший восемь царствований: от императрицы Анны до императора Николая I, — написал 350 томов опубликованных и неопубликованных сочинений.
Твори и созидай!
Проект «100 портретов. Портреты великих на лопатах».
Эскизы из коллекции Государственного Исторического музея в Туле.