Творцы и созидатели

Многие великие люди — писатели, художники, ученые, режиссеры, музыканты — помимо своей основной деятельности разводили прекрасные сады. Созерцая лопату, я поняла, что она больше, чем базовый инструмент труда. Ей можно что-то подковырнуть, например, вопрос: зачем мы здесь, на Земле? Что-то интересное выкопать, например, информацию о творцах, о садах, о растениях и деревьях. Что-то создать, посадить, что может вырасти в большой смысл, например, мир, как сад. Я хочу поднять тему труда и созидания как тему наивысшей ценности.

План озеленения России Льва Николаевича Толстого

Когда-то я прочитала в воспоминаниях Льва Николаевича Толстого, что его старший брат Николай рассказывал младшим сказку о зарытой в лесу зеленой палочке, в которой заключена «главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы». Когда эта тайна раскроется, все люди станут «муравейными братьями». Эта детская история сильно повлияла на философию писателя. Как по мне, он и стал этой зеленой волшебной палочкой.

Портрет Льва Николаевича Толстого. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Льва Николаевича Толстого. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Будучи человеком близким к природе и безмерно любящим свою страну, Лев Николаевич проявлял заботу о будущем. В 1857 году он разработал собственный план озеленения России и готов был принять в нем непосредственное участие. В документе, адресованном Министерству государственных имуществ, он предлагал на 9 лет отдать ему земли, расположенные в Тульской области, и готов был сам их засадить деревьями. Толстой не скрывал, что, по его мнению, государство обращается безнравственно с природными богатствами. Однако чиновники назвали этот проект не имеющим никаких перспектив.

Таежный сад с оранжереями Григория Демидова

Григорий Акинфиевич Демидов — внук знаменитого основателя горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири Никиты Демидова. Свою жизнь (1715–1761) он посвятил созданию в селе Красном под Солью Камской (г. Соликамск) уникального ботанического сада. В этом саду он построил в условиях сурового таежного климата в середине XVIII века теплицы с обогревом и выращивал экзотические растения и растения из северных частей России. Сад Григория Демидова стал первым в России научным ботаническим садом, в котором произрастало более 540 видов растений со всего света.

Портрет Григория Акинфиевича Демидова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Григория Акинфиевича Демидова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Слава об ученом-ботанике и естествоиспытателе Демидове быстро разнеслась по просторам Российской империи и не только. Естествоиспытатель и путешественник Н. П. Рычков в своей книге «Журнал, или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 годах» писал о саде Демидова: «…в том саду можно найти собрание большой части трав, растущих в Африке, Америке, в Сибири и в самых камчатских пределах. Сад разделен на множество оранжерей и цветников, из которых каждая особливо заключает в себе растения других стран». В 1761 году посмотреть на это чудо заехал французский монах, астроном Жан Шапп д’Отрош (Jean Chappe d'Auteroche). Француз был ошеломлен не только самим садом и оранжереями, но и образованностью садовника Демидова, который отлично разбирался в физике, математике и ботанике.

Гете — сеятель фиалок

Великий поэт, ученый и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете души не чаял в фиалках. При виде этих цветов в его сердце рождалась поэзия и потоком изливалась на бумагу. Куда бы он ни отправлялся, повсюду покупал разные сорта фиалок, которые он привозил в свой родной Веймар.

Портрет Иоганна Вольфганга Гете. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Иоганна Вольфганга Гете. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Писатель так любил фиалки, что решил, что они должны расти по всему городу. Во время своих весенних прогулок по Веймару он щедро высаживал фиалки где придется. Со временем фиалки Гете разрослись по всему Веймару и город стал превращаться в цветущий сад. В какой-то момент фиалок стало так много, что они вышли за пределы Веймара и покрыли все: лужайки, поля, горы и пригорки. Благодаря Гете Веймар стали называть городом цветов. Фиалки растут в Веймаре до сих пор, и теперь их называют «цветами Гете».

Андрей Болотов — создатель парков с русской душой

Ученый, писатель, естествоиспытатель, ботаник, садовод, основоположник российской агрономической науки и ландшафтного дизайна Андрей Тимофеевич Болотов слушал природу и создавал парки с русской душой. Леса он превращал в великолепные парки, искусно используя ландшафт и прокладывая дорожки для прогулок. В самых красивых местах в своем парке в Дворяниново он ставил скамейки, которые называл «сиделками». На «сиделках» он писал нравоучительные изречения, типа «Возлюби ближнего своего». Посидел, подумал о вечных истинах, и можно дальше идти. Рядом со скамейкой Болотов высаживал кусты смородины или малины, чтобы заодно можно было и полакомиться ягодами.

Портрет Андрея Тимофеевича Болотова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Андрея Тимофеевича Болотова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Уже в преклонном возрасте Андрей Тимофеевич говорил: «Я свою жизнь прожил в гармонии с богом, с природой, с людьми и с самим собой».

Живопись цветами Клода Моне

После переезда в нормандскую деревню, в 80 км от Парижа, великий французский живописец Клод Моне увлекся садоводством, земледелием и изготовлением сидра. Он восстановил полуразрушенную давильню и превратил ее в арт-лабораторию, где каждая комната была определенного оттенка и поддерживала цветовую палитру растений, высаженных Моне в саду.

Портрет Клода Моне. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Клода Моне. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Свой сад он буквально творил, как свою живопись, чтобы в любое время дня бесконечно восхищаться им. Когда к нему приезжали друзья, он как ребенок радовался, когда кто-то дарил ему семена и саженцы экзотических растений. Постепенно сад превратился в настоящее произведение искусства, а Моне как одержимый запечатлевал его на своих холстах при разном освещении. Он уверял, что кроме живописи и садоводства больше ни на что не был способен.

Редьярд Киплинг и звезды его сада

Когда Редьярд Киплинг купил дом с участком в графстве Восточный Суссекс на юге Англии, он страстно увлекся садоводством. Работы по проектированию сада он совмещал с поэзией.

Портрет Редьярда Киплинга. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Редьярда Киплинга. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Говорили, что все деньги, полученные после присуждения ему Нобелевской премии, автор «Книги джунглей» потратил на свой сад: он спроектировал его с живыми изгородями, розарием, прудом, построил прекрасный навес для древней груши. Звездами розария по задумке автора были розы-ругозы. Гуляя по окрестным холмам и плененный их красотой Киплинг написал цикл сказок «Пак с волшебных холмов» (Puck of Pook's Hill).

Садовница Агата Кристи

Самый знаменитый автор детективов в мире, писательница Агата Кристи, предпочитала тишину и уединение своего тайного сада Гринвэй (Greenway, Devon). Здесь она жила вместе с семьей, разводила георгины, нарциссы, камелии, рододендроны и магнолии. Здесь были написаны рассказы о гениальном Эркюле Пуаро и Джейн Марпл.

Портрет Агаты Кристи. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Агаты Кристи. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

Именно свой сад в Гринвэй писательница изобразила в романе «Конец человеческой глупости» (1956). «Пуаро, не сдержавшись, проворчал: – Очень у них тут все запутано. Тропинки, тропинки..., и даже не знаешь, куда они ведут. И слишком много деревьев». Сад был для нее неистощимым источником вдохновения.

Любитель хрена и копания земли — Павел Бажов

Автор уральских сказов, Павел Петрович Бажов был страстным садоводом и огородником. У него был свой садовый участок, где росли разные деревья. В 83 года под своей любимой липой он впервые читал своей семье сказ о Хозяйке Медной горы. Кстати, свои сказы он начал писать после 60 лет. Из огородных работ Бажов, как он сам признавался, больше всего любил копать землю: «Копаю весной, копаю осенью... Иногда даже копаю в перевал, когда первый пост окажется внизу, а второй сверху. Мне это просто доставляет удовольствие: работаешь, потеешь на солнышке». Но больше всего Бажов любил хрен, поэтому я и изобразила его в виде хрена.

Портрет Павла Петровича Бажова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Павла Петровича Бажова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

По мнению сказителя, силу это растение набирает весной, когда еще лежит снег. Поэтому уже в марте-апреле, преодолевая снежные сугробы, Павел Петрович ходил в огород, чтобы выкопать корни хрена для приготовления их к обеденному столу. В своих письмах («Письма. 1911–1950»), он оставил много полезных советов о выращивании разных огородных культур на Урале. «В огороде дикое буйство зелени, в доме — спокойствие».

Антон Павлович — повелитель растений

У Антона Павловича Чехова была мечта о том, что вся земля рано или поздно превратится в благоухающий сад. Максим Горький вспоминал, как незадолго до смерти, устраивая свой домик в Крыму, Чехов говорил: «Как прекрасна была бы земля наша, если бы каждый на одном маленьком клочке сделал все, что он может…». Переводчица и драматург Татьяна Щепкина-Куперник, побывав в гостях в Мелихово, писала, что на этой даче работали все: «…кто занялся садом, кто огородом, кто посевами, при помощи двух работников не покладая рук чистили, сажали, сеяли». Она же говорила, что у Чеховых есть одно свойство — «их, как говорится, «слушаются» растения и цветы».

Портрет Антона Павловича Чехова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн
Портрет Антона Павловича Чехова. Лопата, масло. Екатерина Попова-Гамаюн

И сам писатель шутил о своем садоводческом таланте: «хоть палку воткни, вырастет». Чехов педантично записывал названия всех растений, которые высаживал на ялтинской даче — кипарисы, тополя, кедр, сирень, яблони, шелковицы... Писатель шутил: «Если бы я теперь бросил литературу и сделался садовником, то это было бы очень хорошо, это прибавило бы мне лет десять жизни».

Творите и созидайте!

Как прекрасна была бы земля наша, если бы каждый на одном маленьком клочке сделал все, что он может...

Продолжение следует...

Если у вас есть старая лопата, не выбрасывайте ее! Подарите ее мне. В моих руках она превратится в портрет какого-нибудь замечательного творца-садовода.