(Не)пробуйте сопереживать подонкам
Запоздалый взгляд на «Падение дома Ашеров»
Пока все обсуждают «Оленёнка» (а я - перевариваю), напишу пару строк о снискавшем не менее спорную любовь продукте Netflix — «Падение дома Ашеров» от режиссерского тандема «Доктора Сна» и «Призраков дома на холме».
Стоит ли того, чтобы потреблять?
От самого «падения» там всего-ничего — как и размер самого первоисточника, сюжет рассказа занимает не более 30 минут экранного времени. В остальном, детектив с элементами хоррора представляет собой фривольный киноальманах интерпретаций «по По» — «Маска Красной смерти», «Метценгерштейн», «Преждевременное погребение» и др.
Насколько я равнодушна к сериалам (8 лет смотреть «Я — зомби» это надо еще суметь), от «Падения дома Ашеров» оторваться не могла. С другой стороны, Фленаган и Фимоньяри не были замечены за съемками плохого кино.
Сюжет строится по принципу «ретроспективы эпилептика», когда флешбеки кидают зрителя из настоящего то в детство Родерика и Мадлен, то — «за две недели до этого» (6 из 8 серий вертикально посвящены тому, как потомки Родерика уходили на тот свет).
А протагонист-то кто?
Среди Ашеров нет ни одного настоящего героя — за редким исключением все с приставкой «анти».
Зрителю заранее известно, чем все кончится, но вплоть до 3 серии он еще может лелеять наивную надежду на искупление персонажей. Мол, грустно, конечно, что все умерли. Но у них же был выбор поступить по-другому?
Чем дальше смотришь, тем отчетливее понимаешь, что сериал с самого начала разводил тебя «как девочку». Единственный положительный персонаж здесь — Смерть (Верна) с лицом Карлы Гуджино, которая закономерно берет своё.
Бескомпромиссно и страшно до шевеления волос на затылке, если об этом задуматься.
Реверансы в сторону жанровых клише
Отдам должное технической стороне сериала: центровые персонажи прописаны не блекло, с ярко выраженными раздражающими чертами (по замыслу мы все-таки не должны желать им добра), которые делают людей неочевидно плохими. Т. е. зло некоторых из них страшно именно тем, что мы не заметим его за доброй улыбкой и скромным нравом. Тем заслуженнее то, что готовит им сюжет.
Как подобает всему с хоррором в поджанре, сценам расправ здесь уделено особое место, чтобы сам ужас можно было визуально «посмаковать»: Фленаган и Фимоньяри делают изящные реверансы не только к первоисточнику, но и жанровым клише.
«Падение Дома Ашеров» впечатляет не первым просмотром (и даже не вторым), а многомесячным послевкусием. Точнее, железобетонной логикой «око за око» сериальной морали. Будучи частью семьи, мы несем ответственность за грехи отцов. Даже того не желая, будем возить саночки, если в них катаемся.