Страсбург. Это не то, что вы думаете
В Страсбург — столицу французского региона Эльзас мы прибыли ближе к вечеру. Бросив в отеле сумки, заторопились.
Во-первых, чтобы успеть к началу лазерного шоу на стенах Страсбургского моста, а во-вторых — хотелось поймать на камеру последние лучи заходящего солнца. Оно, из последних сил цепляясь за крыши домов и соборов, оставляло оранжевый след на висящих над каналами цветочных горшках и на полосатых, местами изъеденных жуками, фахверках.
В представлении большинства людей Страсбург ассоциируется с Европейским союзом, заседаниями Совета Европы и Европейским судом по правам человека. Они воспринимают этот город, прежде всего, как место, где решаются международные вопросы, а между тем весь центр города признан ЮНЕСКО мировым наследием человечества.
Мало того, в Страсбурге, как ни в каком другом городе, соседствуют сразу три культуры — немецкая, французская и эльзасская и, чтобы разобраться в истории этого города, надо очень сильно постараться.
Город несколько раз переходил от немцев к французам и наоборот и каждый раз местный народ подвергался насильственной ассимиляции. То запрещалось говорить на немецком языке, то на французском, то преследовали за сочетания цветов одного флага, то другого. Имена детям горожане давали также в зависимости от того, Германии принадлежал город или Франции, и одежду люди кроили то по немецким лекалам, то по французским. Можно представить, что происходило с кулинарными рецептами и традициями в целом, если никакой речи о существовании эльзасской культуры и языка вообще не велось.
Лишь после Второй Мировой войны, когда Страсбург стал окончательно французским, вместе с признанием существования коренного народа извлеклись из шкафов и сундуков знаменитые эльзасские чепцы.
Так что, если вы окажетесь в Страсбурге, вы увидите в одном месте и Германию, и Францию, и Эльзас с его винами и аистами над крышами домов, а в меню вам будут представлены не только немецкие колбаски и французское фуа-гра, но и хрустящий эльзасский пирог.
Пожалуй, только в архитектуре Страсбурга смешения стилей нет — почти все страсбургские фахверковые дома построены по немецкому типу, поскольку изначально Страсбург принадлежал Германии.
К Страсбургскому мосту с его четырьмя средневековыми башнями мы шли, минуя мостики и причалы, разноцветные фахверковые дома с цветами на балконах и льющимся теплым светом из окон и дверей. Создавалось впечатление, что все эти улицы и дома предназначены не для тех, кто каждое утро спешит на работу и заботится о хлебе насущном, а для выдуманных героев сказочника Гофмана.
Искусственно созданная сегодня идиллия страсбургских улочек никак не связана с реальностью ушедшего средневековья с его жестокостью и потоками грязи, однако напомнить об этом могут сторожевые башни XIII века, одна из которых называется «Башня палача».
В истории средневекового пыточного «правосудия» наличие презумпции невиновности не существовало. Поскольку городские власти денег на приобретение инструментов пыток не жалели, страсбургские палачи дробили кости, отрезали части тела, растягивали конечности и изощрялись в любых способах причинения страданий. В Башне палача было множество крошечных камер, в которых арестанты заживо гнили в сырых и грязных камерах, населенных крысами, без свежего воздуха и света, а на расположенном рядом мосту Ворона преступников казнили, бросая их в корзине в воду.
И все же в истории средневекового Страсбурга не все так печально. На углу Галантерейной улицы и Соборной площади находится самая старая аптека Европы — Аптека Оленя — огромное достижение цивилизации того времени. Что там продавали восемьсот лет назад? Растертые в порошок частицы египетских мумий, рог мифического единорога, антидоты в виде желчных камней животных, толченые мокрицы, платяные вши или зола от сожженной жабы.
Ну что ж, чем могли, тем и лечились, но зато архитектура аптеки Оленя с готическими разрисованными потолками превосходна. Внутри сохранилась массивная лестница с резными перилами, лепные потолки в технике гризайль и фрески эльзасского художника Лео Шнуга.
В Страсбурге расположилась не только самая старая аптека Европы, но и самый высокий собор Франции, башня которого со шпилем составляет сто сорок два метра. Во время революции эта высота начисто лишила покоя французских революционеров, сносивших «головы» не только дворянам, но и соборам. Страсбургский собор спасла находчивость одного из жителей города, предложившего надеть на шпиль фригийский колпак — символ Французской революции, который якобы с большой высоты мог оповещать о торжестве свободы и равенства.
В разгар лазерного шоу пошел дождь, но собравшиеся на мосту люди, завороженные ярким зрелищем, не уходили. Под музыку дождя в меняющемся свете красок на противоположной стене крытого моста происходил спектакль самой жизни, в продолжение которой человек создает новое, разрушает его, а потом пытается восстановить.
Не о том ли сама история этого города, жители которого, несмотря на попытки лишить их самобытности и корней, сохранили свою культуру, обогатили ее ценным наследием других наций и доказали возможность сосуществования разных национальностей в мире.