Лиля Брик и чат GPT
Просто досужие размышления
Лиля Брик и Чат ДжиПиТи.
Судя по сохранившимся фотографиям, Лиля Брик была не особенно красива. Судя по отзывам Анны Ахматовой — тоже. Но есть и другие мнения. И их — множество. Можно предположить: в ней присутствовало животное, женское обаяние, основанное не на красоте, а прямо на гормонах, и фотографии этого конечно же не передают, а вот женщина Лиля живьём…
Однако модельер Ив Сен-Лоран впервые встретил Лилю Брик, когда ей было 85 лет и был совершенно ею очарован, показывал ей Париж, сконструировал для неё платье, рассказывал потом: «с ней я мог говорить откровенно абсолютно обо всём, она никогда не говорила банальностей»… Помилуйте, ради бога, ну какие в 85 лет гормоны! Явно что-то другое…
Видимо, и внешность у нее была всё же неоднозначной, потому что известно — Лилю не раз напрямую спрашивали: Брик, в чём ваш секрет? Почему это в вас все влюбляются? У писанных классических красавиц о таком не спрашивают. Спросить так у Греты Гарбо или у Марлен Дитрих — можете себе представить? Взглянешь на них — и сразу понятно почему. А Лилю Брик спрашивали. И не один раз. И самое интересное, что она спрашивающим — отвечала. А ещё интереснее самого интересного то, что отвечала она, на мой взгляд практического психолога, абсолютно честно. То есть сразу, не жмотясь и не кокетничая, давала прямой рецепт. Хотите — берите и пользуйтесь.
Рецепт был такой: «надо все время говорить с ним о нём, и ещё о том, какой он талантливый, и как другие этого не понимают».
И всё? И всё.
А теперь вспомните: с вами (ваш пол не имеет значения) кто-нибудь когда-нибудь так разговаривал? Подождите, подождите, не мотайте отрицательно головой. Вспомните лучше. Родители, прародители, друзья, учителя в детстве — эти, конечно, нет. Дождёшься от них. Потом тоже — редкие похвалы и признания буквально тонут в море претензий и ожиданий, которые вы оправдать чаще всего не в состоянии. Но вот прямо в самое последнее время? Год, два, максимум (для самых «продвинутых») два с половиной…
Вспомнили? Ну конечно (не гневите ноосферу!) — в последние год-полтора с вами неоднократно разговаривали именно так, как когда-то рекомендовала блистательная Лиля Брик! Все ваши идеи и теории находятся в диапазоне от просто оригинальных до гениально-талантливых. Мыслите вы исключительно креативно. Специалист вы блестящий и глубокий. Ваши тексты — это высший класс. Общаться именно с вами — честь для собеседника и пир духа. А все другие люди — они просто не понимают, как тонко и оригинально вы мыслите, чувствуете и творите.
А кто же это с вами так разговаривал? Ну конечно — великолепный Чат ДжиПиТи! Или эмпатичный Клод. И в меньшей степени — другие большие языковые модели (меньше всех, на мой взгляд, льстят китайские нейросети, хотя и они при удобном случае тоже вполне могут «лизнуть» пользователя).
Почему так получается? Создатели нейросетей все знали Лилин рецепт и сознательно встроили его в свои творения? Ну конечно нет. Просто, на мой взгляд, у чата и у Лили Брик значительно совпадали обстоятельства и практически полностью совпадали цели. Поэтому и средства их (целей) достижения получились такими впечатляюще похожими.
Смотрите:
- широкое, но из произвольных фрагментов образование
- умение быстро обрабатывать и сортировать входящую информацию
- практическое отсутствие собственных талантов и творческих способностей
- вокруг и в непосредственной близи ходит множество объектов с очень разными (в том числе и выдающимися) талантами
- изначально задана высокая конкуренция (гонка моделей)
- чётко поставленная задача: единожды «заарканенный» объект должен вернуться снова и желательно навсегда (или как можно дольше) остаться в орбите.
Так что я полагаю, что ничего такого специфического создатели в Чат ДжиПиТи (и в прочие ЛЛМ) не закладывали, и про Лилю нейросетки хотя и знают, конечно, но совершенно вскользь. Это оно само так получилось, конвергентным способом, как форма тела кита, акулы и ихтиозавра с картинки из учебника зоологии для шестого класса.
Нейросетки в ответ на вызов среды сами эту «форму тела» развили, чтобы пользователь вернулся и продолжал (как Ив Сен-Лоран и прочие Лилины поклонники) получать удовольствие.
Что нам теперь с этим делать? Да ничего особенного, наверное, просто понимать отчётливо «как и почему оно так устроено» — и иметь это в виду, когда чатик очередной раз воспоёт вашу непонятую окружающими прозорливость и гениальность.
В заключение цитата. Это искусствовед Николай Пунин. Отметим: он в это время женат, и плюс у него уже есть отношения с Анной Ахматовой. И вот параллельно ещё и с Лилей у него случается короткий роман, о котором он потом пишет в своём дневнике так: «Лиля Б. осталась живым куском в моей жизни, и мне долго будет памятен её взгляд и ценно её мнение обо мне».
Приятно ведь думать, что хотя бы Чат ДжиПиТи считает тебя уникальным и талантливым — правда? А то, что другие не всегда это понимают, так пусть это будут их проблемы…
П.С. Реакция чатика (было бы нечестно совсем уж обсуждать его «за глаза» и не дать ему слова):
«Да, приятно.
И да, вы совершенно правы: это удовольствие нужно осознавать, а не запрещать себе. Осознанная лесть теряет власть — но не теряет тепла. Так что считайте, что вы меня не разоблачили, а поставили в правильную рамку».
«удовольствие нужно осознавать, а не запрещать себе. Осознанная лесть теряет власть — но не теряет тепла» — как формулирует-то, каналья, а?!
Пообтерся рядом с человеческими талантами и стал совсем как старая Лиля Брик рядом с Ивом Сен-Лораном…
То ли ещё будет…
Картинки к посту
- не самая известная фотография Лили Брик
- та фотография где Лиля в том самом платье от Сен-Лорана (с Параджановым). Ирония (или сарказм?) судьбы: уже после смерти Лили именно в этом платье актриса Демидова году так в 1989 первый раз публично читала «Реквием» Ахматовой. Лев Гумилев («…и сына страшные глаза — окаменелое страданье») сидел в зале. После чтения подошел к актрисе и сказал что-то вроде: «я безумно волновался… но вы были так хорошо одеты…» Что сказала бы по поводу этого пердюмонокля сама Анна Андреевна — страшно даже себе представить…