Андрей Шаронов: Для повышения инвестиционной привлекательности России экономических мер недостаточно

Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в ближайшее время Россия может вернуться к докризисному уровню инвестиций

+T -
Поделиться:
Подробнее

Оптимистическая оценка прозвучала в докладе, которым Кудрин открыл сегодня «Форум Россия 2010», организованный компанией «Тройка Диалог». Кудрин подчеркнул, что считает Россию страной, привлекательной для инвестиций, несмотря на то, что за кризис они сократились на 17 процентов: «В рамках роста, я думаю, мы начнем постепенно наращивать новые инвестиции». По оценкам вице-премьера, в ближайшие два-три года Россия может вернуться к докризисному объему прямых иностранных инвестиций на уровне 60-70 миллиардов долларов в год.

Андрей Шаронов

   Есть субъективные и объективные вещи, как положительные, так и отрицательные, связанные с инвестиционной привлекательностью России. Недооцененность российского рынка — это позитивный фактор, и инвесторы смотрят на ту премию, которую они могут получить в случае, если российские активы догонят аналогичные им активы из развивающихся стран. Большой объем внутреннего рынка, большой потенциал развития, наличие природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы — это традиционно сильные стороны нашей страны, повышающие ее привлекательность.

Дальше идут минусы, связанные с плохой институциональной средой, с плохим инвестиционным климатом, что определяется недостаточным развитием законодательной базы, слабым правоприменением, слабой судебной защитой.

Это часть, достаточно сложная для исправления. Уже много лет и власти, и бизнес-сообщество говорят об этих проблемах. Но, несмотря на ряд специальных мер, которые принимаются для улучшения бизнес-среды, например попыток снизить административные барьеры, изменить процедуру регистрации, упорядочить отношения с контролирующими и надзирающими органами, создать специальные институты развития, особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные компании, нанотех и многое другое, — все это не компенсирует отсутствия тех базовых институтов, о которых я говорил выше. Нельзя подменить фундаментальное оздоровление среды, снижение рисков, повышение ее дружественности к тем, кто вкладывает свои деньги, какими-то экономическими спецмерами. Они полезны, но не заменяют более серьезных изменений, которые требуют большой политической воли.   

 

Комментировать Всего 4 комментария

Есть субъективные и объективные вещи, как положительные, так и отрицательные, связанные с инвестиционной привлекательностью России. Недооцененность российского рынка — это позитивный фактор, и инвесторы смотрят на ту премию, которую они могут получить в случае, если российские активы догонят аналогичные им активы из развивающихся стран. Большой объем внутреннего рынка, большой потенциал развития, наличие природных ресурсов, квалифицированной рабочей силы — это традиционно сильные стороны нашей страны, повышающие ее привлекательность.

Дальше идут минусы, связанные с плохой институциональной средой, с плохим инвестиционным климатом, что определяется недостаточным развитием законодательной базы, слабым правоприменением, слабой судебной защитой.

Это часть, достаточно сложная для исправления. Уже много лет и власти, и бизнес-сообщество говорят об этих проблемах. Но, несмотря на ряд специальных мер, которые принимаются для улучшения бизнес-среды, например попыток снизить административные барьеры, изменить процедуру регистрации, упорядочить отношения с контролирующими и надзирающими органами, создать специальные институты развития, особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные компании, нанотех и многое другое, — все это не компенсирует отсутствия тех базовых институтов, о которых я говорил выше. Нельзя подменить фундаментальное оздоровление среды, снижение рисков, повышение ее дружественности к тем, кто вкладывает свои деньги, какими-то экономическими спецмерами. Они полезны, но не заменяют более серьезных изменений, которые требуют большой политической воли.

а какие цифры получаются если исключить выведенные ранее деньги?

Вот если из общей цифры убрать - возвращаемые деньги из оффшоров, спекулятивный капитал, который наоборот - только высасывает деньги из страны, а посчитать только вложения настоящих иностранцев в производство, услуги не финансового характера и всякое там "образование с медициной "- сколько получится?

Как отличить "российские" офшорные деньги от "американских" или "английских"? При прохождении через 3-4 руки деньги полностью теряют идентичность, отследить их происхождение можно в ходе следствия, но не экономическими методами. Для того чтобы применить эти самые методы нужно взять данные движения капиталов по юрисдикциям за весь период существования рынка в России и то, результат будет приблизительный. Хотя, безусловно, любопытно было бы на него посмотреть.

Что касается собственно реплики Андрея - полностью согласен. Тоже с удивлением прочел прогнозы нашего Главного финансиста о притоке иностранных инвестиций. Вижу в таком прогнозе только одну подоплеку - с "правильными" компаниями уже проведена работа, необходимость "инвестиций" в российскую экономику в объеме Х уже разъяснена.

Юридические риски - едва ли не основные "неэкономические" риски для инвестиций в РФ. В ближайшей перспективе улучшения этой составляющей климата никак не предвидится, поскольку те, кто в состоянии ее улучшить, в этом, по самому мягкому определению, не заинтересованы.

С другой стороны, речь шла о "возврате на докризисный уровень".  По сравнению с докризисным уровнем юридические риски не возрасли ни фактически, ни формально. Хотя бы потому, что фактически расти некуда, они и так почти как в африке, а формально - частную собственность и ее защиту на законодательном уровне не отменяли.

Насчет наличия квалифицированной рабочей силы как российского плюса для инвестиций почему-то есть некоторые сомнения.