Расскажите, когда и как вам пришла идея устраивать онлайн-прогулки в разных странах мира? Как вы находите участников? И в чем видите основную задачу проекта?
Идея возникла во время zoom-конференции с моими друзьями Дмитрием Крестьянкиным и Константином Почтенным: «А не сделать ли нам какой-нибудь спектакль, пока мы сидим в своих квартирках?» Конечно, карантин сыграл тут ключевую роль. Очень кстати поступило предложение от фестиваля «Точка доступа». Этот проект возник как вспышка, и мы на самом деле не ожидали, что он получит продолжение и из Спонтанной программы фестиваля перекочует в Основную. Мы очень рады, что это произошло.
Участников, согласных выйти погулять, найти было несложно: мы просто обзвонили знакомых и предложили им поучаствовать.
Мне сложно назвать наш проект театром в чистом виде, он работает по другим законам. Я бы назвал его «наблюдением за людьми». Люди, которые выходят на прогулки, получают массу впечатлений. Зрителю же нужно согласиться с ролью «подглядывающего», и если повезет, то он найдет ответы на важные для себя вопросы и будет приятно удивлен встрече «с самим собой». Было бы здорово и зрителя тоже «включить» в действие, но технически это сделать довольно сложно.
Нам как режиссерам важно, что гуляющие рассказывают не только о себе, но и об истории своих городов, о культуре страны в целом. Много нового можно узнать. Благодаря нашему спектаклю я, например, открыл для себя эстонский город Нарва, стоящий на границе с Ленинградской областью.
В названии вашего проекта содержится некоторое противоречие. История крушения Вавилонской башни привела к тому, что люди стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Вы же стремитесь к объединению людей.
Да, в названии действительно содержится парадокс. Мы хотели вложить в него некую «духовную» составляющую, поэтому связали с библейской историей и Вавилоном. Это очевидная ассоциация, так как участники наших прогулок говорят на разных языках: американцы, немцы, итальянцы, русские, эстонцы. Но при этом их объединяет неспешная прогулка, полная разговоров и размышлений. Через некоторое время становится очевидно, что они прекрасно понимают друг друга. И это для нас главное.
Как изменились ваша жизнь и работа во время карантина?
В каком-то смысле это было для меня долгожданное время. Конечно, я не предполагал, что мир вдруг замрет, да еще и так стремительно. У меня раньше, до всех этих событий, часто возникало желание выйти на улицу и закричать: «Куда вы все несетесь?» И хотя я сейчас испытываю смешанные чувства, в них есть даже элемент отчаяния, глубинное мое желание передышки как будто было услышано. Этот период стал для меня благотворным, я нахожусь в гармонии с самим с собой, я стал меньше загружать себя работой, от каких-то проектов отказываюсь. Я лучше отдаю себе отчет в своих поступках и прислушиваюсь к своим желаниям.
Что главное вы поняли во время изоляции?
Раньше мы жили в постоянной беготне, а на самом деле очень многим можно пренебречь и от многого отказаться. И для этого вовсе не обязательно прилагать какие-то немыслимые усилия. Просто надо понять, что для тебя главное, что составляет твое счастье, и спокойно отбросить все лишнее, всю эту суету.
Есть ли у вас страх перед будущим?
Страха нет, есть тревога. В первую очередь, за будущее моих детей. Как бы я ни старался отстраниться от новостей, я все равно вижу, что происходит в мире. Еще слегка тревожусь за свое профессиональное будущее. Мне бы хотелось оставаться в том состоянии, в котором я нахожусь сейчас.
Каким вы видите театр эпохи «посткоронавируса»? Повлияют ли на него новые онлайн-форматы?
Думаю, форматы никак не изменят театр. На него уже давно ничего не влияет. Пусть это прозвучит консервативно, но для меня многое, что сейчас называют театром, им вовсе не является.
Если режиссеры, выйдя из режима самоизоляции, поймут, что любые концепции весьма неустойчивы, что все может разрушиться в один день, да и просто станут чуточку добрее к самим себе, то истинные ценности искусства выйдут на первый план. Люди театра часто сами себя называют «больными», «больными театром». А мне не хочется им болеть.
Я надеюсь, что все успокоятся и это спокойствие перенесут на сцену — неважно, в онлайн или офлайн. Тогда театр сможет возродиться, стать ближе к зрителю. Ведь зритель идет туда за настроением, за честностью, за человечностью. Если мы вынесем какую-то глубинную правду из той «тишины», которая сейчас искусственно возникла, театр, возможно, ждет какая-то новая волна и ренессанс.