Начать блог на снобе
Все новости

Культура

Редакционный материал

Калькутта на проводе, свидание в Зуме в 2035 году и манипуляции с чужим компьютером: гид по фестивалю «Точка доступа»

Шестой фестиваль искусств «Точка доступа», традиционно проходящий летом в Санкт-Петербурге и исследующий городские локации через перфомативные и театральные практики, запускает «Основную программу». Из уличного пространства фестиваль полностью переместился в онлайн. С 29 мая по 24 июля зрителей ждут прогулки по итальянским палаццо, откровенные разговоры с незнакомцами, встречи с виртуальными телами, совместное проживание травм изоляции и новое освоение границ дозволенного. Фестиваль представляет проекты из Великобритании, Германии, Латвии, России, Швейцарии и Эстонии. Режиссеры из разных стран покажут интернет-спектакли, а зрители смогут стать не только наблюдателями, но и участниками этих экспериментов. «Сноб» отобрал самые неожиданные и интересные проекты фестиваля

28 мая 2020 17:57

Фото: Пресс-служба фестиваля

«Черновик» (18+)

Рижский русский театр имени Михаила Чехова (Латвия) и фестиваль «Точка доступа»

29 мая, 30 мая, 11 июня в 21:00

Латвийский и российский режиссер Владислав Наставшев, постоянный резидент Гоголь-центра и Нового Рижского театра, взял за основу пьесу Сергея Уханова «Черновик» и поместил ее персонажей в пространство зум-конференции, на которую приглашаются и зрители.

Написанная в 2019 году, пьеса Сергея Уханова («Сноб» публиковал ее) – абсурдистский текст с элементами мистики и детектива, герои которого живут в полной изоляции (что стало особенно актуально в последнее время). Их мир – это странные фантазии и воспоминания о прошлой жизни: связь с реальностью почти полностью утеряна. Они стали полуживыми-полумертвыми тенями, разговаривающими то ли друг с другом, то ли с героями совсем других эпох (в тексте пьесы постоянно возникают отсылки к произведениям Шекспира, Кафки, Цветаевой и др.).

Но в «могильные» стены жилища персонажей временами стучится какая-то другая, настоящая жизнь. И стук этот очень звонко резонирует с окружающей нас действительностью. Зрителю только и остается, что в отведенном для него зум-окошке следить за неожиданными поворотами сюжета, пытаться сохранить рассудок и отнестись к происходящему с известной долей юмора.

Фото: Пресс-служба фестиваля

СLOUDME (18+)

Мария Пацюк, Николай Мулаков (Москва)

30 мая, 2, 4, 6, 9 июня в 21:00

Интернет-перфоманс, придуманный Марией Пацюк и Николаем Мулаковым, можно перевести с английского как «зайди в мое облако» или «почувствуй облако». В названии содержится призыв: завладей моим компьютером, моими данными, хранящимися там. А что это значит для современного человека? Фактически – залезь в мое тело и душу. Компьютер хранит наше прошлое, настоящее и, возможно, даже прогнозирует наше будущее. В рамках «Спонтанной программы» фестиваля «Точка доступа» проходил похожий эксперимент «Согласие на обработку персональных данных»: участники позволили незнакомцу получить пароль к их фейсбуку и совершать на их странице всяческие «бесчинства»: писать посты, оставлять комментарии, грузить фото. Любопытно, но опасно.

Cпектакль CLOUDME также был вначале представлен в «Спонтанной программе», а затем был включен в «Основную». Один случайно выбранный человек из числа зрителей зум-конференции получает доступ к компьютеру перформера, а все остальные наблюдают за его действиями. Мария Пацюк и Николай Мулаков говорят, что в основе их проекта лежит смертельно опасный эксперимент Марины Абрамович «Ритм 0» 1974 года, когда художница отдала свое тело во власть зрителям на 6 часов, снабдив их спичками, заряженным пистолетом, вином и другими предметами. У участников был выбор: либо доставить перформеру удовольствие, либо причинить боль. Говорят, под конец эксперимента участники совершенно озверели и совершали над телом Марины настоящее насилие. Похожий опыт проводят и перформеры Cloudme, отдав на «растерзание» свой компьютер: к чему это может привести - решать зрителям.

Фото: Пресс-служба фестиваля

Киберспектакль «Брак» (18+)

Pop-up театр (Санкт-Петербург) и фестиваль «Точка доступа»

4,5,9, 10 июня в 23:00

Драматург Ася Волошина специально по заказу фестиваля написала пьесу «Брак», действие которой происходит в 2035 году. К этому времени мир уже «оправится» от последствий эпидемии коронавируса, но все равно не будет прежним, как многие сейчас прогнозируют. «Брак» - это пьеса про двух влюбленных, которые вспоминают свое прошлое и, чтобы разобраться в своих запутанных и сложных отношениях, устраивают свидание в зуме, в каком-то смысле ностальгическое. Режиссер Семен Александровский, основатель и руководитель Pop-up театра, предлагает зрителям заглянуть в будущее и понаблюдать за тем, как будут разговаривать друг с другом люди через 15 лет, и, возможно, даже вмешаться в этот разговор.

Фото: Пресс-служба фестиваля

«Спектакль в коробочке»

«Вокруг да около» (Санкт-Петербург)

Расписание показов будет объявлено 29 июня

В 2017 году Фонд V-A-C закончил реконструкцию венецианского палаццо Дзаттере (здание XIX века): теперь там устраивают выставки, работает ресторан, а в саду установлена инсталляция «Живая лагуна». Питерская театральная команда «Вокруг да около» использовала интерьеры палаццо для создания своего аудио-эссе «Спектакль в коробочке» - прогулки по дворцу в наушниках, - премьера которого состоялась в Венеции в прошлом году.

В этом аудио-спектакле самым парадоксальным образом сочетаются история палаццо Дзаттере, мистические сюжеты о Венеции, с ее дурно пахнущими каналами, частыми наводнениями, колоритными местными жителями, и судьба советских Домов культуры, появившихся в послереволюционном Ленинграде, еще одном загадочном городе, который мы часто именуем «Северной Венецией». А еще в сценарий вплетаются отрывки из книги Николая Огнева 1927 года «Дневник Кости Рябцева» - о судьбе советского школьника, написанная особым, даже грубоватым языком, от лица непутевого подростка.

Зрителям фестиваля «Точка доступа» предлагают необычную интернет-версию проекта. Для этого команда «Вокруг да около» создала специальный сайт, где каждый посетитель может выбрать один из четырех маршрутов, именуемых главами-тропами. В главах содержатся разные версии сюжета, но в том или ином случае зритель мысленно перенесется в палаццо Дзаттере, сможет услышать «звуки» Венеции, прикоснуться к истории города, языку и культуре его обитателей.  

Фото: Пресс-служба фестиваля

«Быть Ариэль Ф. Прямой эфир» (18+)

Театральная компания Simon Senn совместно с театром Vidy-Lausanne, центром исполнительских искусств Le Grütli и Théâtre du Loup (Швейцария)

Расписание показов будет объявлено позднее

Женевский визуальный художник Симон Сенн перенес свой перформанс «Быть Ариэль Ф. Прямой эфир», поставленный им в театре Vidy-Lausanne в 2020 году, в пространство Зума. Предыстория проекта захватывает дух. Симон купил в интернете за 12 долларов виртуальную копию реальной женщины и решил «вжиться» в нее с помощью разных технических приспособлений и мейкапа. Он не просто копировал движения чужого тела, он пытался и продолжает пытаться «превратиться» в эту цифровую женщину. К тому же Симон разыскал и «оригинал» - молодую британку, виртуальное тело которой стало чуть ли не его вторым «Я». С Ариэль Симон не прекращает общаться и по сей день.  

Художник консультировался с психологами, но они не смогли поставить ему однозначный диагноз: возможно, он страдает от некоего психического расстройства, побуждающего его менять свою внешность. Обращался он и за консультацией к юристам, но и они не смогли решить, есть ли в его действиях что-либо противоправное. В перформансе, который увидят зрители «Точки доступа», Симон Сенн в режиме онлайн покажет свои опыты над чужим «неживым» и своим живым телом. Спектакль ставит во главу угла гендерные вопросы и наводит на размышления о последствиях  экспериментов с виртуальными копиями людей.

Спектакль пройдет на французском и английском языках с русскими субтитрами. Создан при поддержке: Porosus Foundation, Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia, Fondation Ernst Göhner, Pour-cent culturel Migros, Loterie Romande.

Фото: Пресс-служба фестиваля

Сall Cutta at home (18+)

Rimini Protokoll (Швейцария)

Расписание показов будет объявлено позднее

Перфомансу Call Cutta in a box («Калькутта в коробочке» - первоначальное название спектакля) знаменитой швейцарско-немецкой команды Rimini Protokoll уже 12 лет. Это спектакль для одного зрителя - разговор по телефону с сотрудником колл-центра из Калькутты. Человек вместо билета получал ключ от квартиры, гостиничного номера или кабинета. Зайдя туда, он слышал звонок телефона, брал трубку и начинал диалог с незнакомцем из далекого индийского города. Постепенно разговор все больше уходил от обсуждения нюансов работы индийского аутсорсера к личным проблемам.

Специально для фестиваля «Точка доступа» режиссеры Rimini Protokoll придумали новую российскую онлайн-версию спектакля под другим названием - «Калькутта у тебя дома». Зрители видеоконференции в зуме также встретятся с жителем Калькутты: он расскажет об опыте работы в колл-центре, поговорит об аутсорсинге и телемаркетинге и обязательно призовет зрителя к диалогу. Придется отвечать на вопросы, показать свой дом или отдельные предметы, возможно, приоткрыть дверцу собственной ванны или кухни, послушать бенгальские песни под караоке и исполнить совместный танец с перформером.

Проект проходит при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia

Фото: Пресс-служба фестиваля

Not to scale (18+)

Энт Хэмптон и Тим Этчелс (Великобритания)

Совместно с Dublin Theatre Festival (Ирландия), Theatro Barrio Alto (Португалия) и фестивалем «Точка доступа»

Расписание сеансов будет объявлено позднее

Британские режиссеры Энт Хэмптон и Тим Этчелс придумали спектакль-инструкцию по рисованию. Для участия в нем вам понадобится напарник. Следуя аудиоинструкциям, вы вместе начнете «творить». Вначале просто чертить линии на бумаге, но постепенно выводимые вами каракули превратятся в нечто более осознанное и конкретное. Этот эксперимент на двоих исследует пропорции пустого белого листа, на котором постепенно возникают фигурки и складывается целый сюжет о жизни и смерти, созидании и разрушении, порядке и хаосе.

Премьера Not to scale состоится на фестивале «Точка доступа», потом спектакль будет показан в Ирландии и Португалии.

Более подробная информация обо всех спектаклях «Основной программы» фестиваля «Точка доступа», об «Образовательной программе» (включающей лекции о современном театре, театральной критике, онлайн-встречи с известными режиссерами со всего мира), а также билеты на все проекты доступны по ссылке.

Автор: Дарья Андреева

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Театр времен коронавируса продолжает осваивать новые формы. Если от ежедневных онлайн-трансляций многие порядком подустали, то теперь пришло время других экспериментов, в которых зритель принимает непосредственное участие — например, театр можно «пригласить» к себе в гости. «Сноб» рассказывает о двух таких проектах
Театры по всему миру открывают доступ к бесплатным онлайн-трансляциям. Ежедневно зрители могут выбирать, где они «проведут вечер»: в нью-йоркской Метрополитен-опере, берлинском «Шаубюне», в в ТЮЗе им. Брянцева или в компании «фоменок». Массовый выход театров в онлайн рождает множество вопросов о будущем сцены. «Сноб» решил проанализировать основные тенденции текущего момента и тоже попытаться предугадать, что ждет театр, когда карантин наконец будет снят
В Москве 27 марта проходит акция «День театра — 2020». В этом году — в режиме онлайн. В рамках проекта «Сноб» снял небольшую видеопрогулку по закулисью Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Вместе с актером Сергеем Кемпо мы прошли от служебного входа до сцены, посмотрели на гримерки и поговорили с костюмерами и художниками