Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Фото: А24
Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Одним абзацем

Кино о мигрантах стало следствием возросшей мобильности общества, появились миллионы людей, чьи идентичности будто бы разбиты на несколько осколков. Героиня «Прошлых жизней» Нора уже давно переехала из Южной Кореи в Канаду, и кажется, что полностью ассимилировалась, но нет. Она понимает, что ее судьба могла бы сложиться по-другому, и главный аргумент — друг детства, все еще влюбленный в Нору. Через линию романтических отношений режиссер Селин Сон ярко демонстрирует, какие сложные чувства испытывает разрывающийся надвое мигрант, романтизирующий период до переезда и критично относящийся к настоящему. Автор фильма сама проходила через похожий опыт, а потому знает единственное верное решение: надо двигаться дальше и не оглядываться назад. 

Подробно

Ен На (Грета Ли) и Хэ Сон (Тео Ю, сыгравший роль Цоя в «Лете» Кирилла Серебренникова) вместе учились в начальной школе в Южной Корее, между ними возникла трогательная, детская связь, но родители девочки решили переехать в Канаду. Спустя двенадцать лет Ен На живет в Нью-Йорке под именем Норы, учится в университете и хочет стать писательницей, а он только что отслужил в армии и скоро начнет свободную жизнь. Во время одного из диалогов с мамой Нора вспоминает о Хэ Соне, находит его в Facebook* и предлагает созвониться. 

Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Фото: А24
Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Между Сеулом и Нью-Йорком разница десять часов, поэтому когда у него ранее утро, у нее уже ночь. Несмотря на это, молодые люди общаются и ностальгируют по прошлому. Чем больше они говорят друг с другом, тем сильнее Нора понимает, что ей надо двигаться дальше, а потому прямо заявляет Хэ Сону, что хотела бы закончить общение. Проходит еще двенадцать лет, девушка вышла замуж за успешного писателя Артура (Джон Магаро), свою карьеру ей так и не удалось построить. На одной из улиц мегаполиса Нора и Хэ Сон встречаются — он прилетел в США ради нее, и теперь они смогут разобраться в своих чувствах вживую, а не через экран.

Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Фото: А24
Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Корейско-канадский режиссер Селин Сон — одно из главных открытий 2023 года. После премьер на кинофестивалях «Сандэнс» и Берлинале ее полнометражный дебют «Прошлые жизни» получил множество премий и номинаций, в том числе две от оскаровского комитета. Тихая мелодрама Сон о несвершившейся любви может показаться простой безделушкой, но картина выстроена на нескольких культурных слоях. Главная героиня фильма — эмигрантка, постоянно сомневающаяся по поводу своей идентичности. Она поменяла корейское имя на европейское, почти ни с кем не говорит на родном языке, но так и не стала своей в чужом обществе, мыслит так, как ее родители. Под схожим ракурсом вопрос национальной идентичности рассматривал французский режиссер с камбоджийскими корнями Дэви Чу в работе «Возвращение в Сеул» (2022). Его героиня Фрэдди (Пак Чимин) во Франции всегда чувствовала себя не на своем месте, а в Южную Корею приехала, чтобы отыскать биологических родителей, найти те самые исторические корни, которые якобы помогут привести ее жизнь в гармонию. У Норы Селин Сон ситуация другая, но чувства те же: общение с Хэ Соном вскрывает ее душевный кризис, до этого тихо тлевший где-то в глубине сердца. Хотя у Норы есть друзья и супруг, женщина несчастлива: она будто застряла в чужой стране, где ей не удалось построить ничего своего, даже карьеры писательницы, о которой так мечтала. Друг и любовь детства будто открывают ей иной путь, по которому могла пойти ее жизнь, если бы не эмиграция. Любой другой режиссер создал бы между персонажами любовный треугольник, но автор осознает вульгарность такой истории. 

Кадр из фильма «Прошлые жизни»
Фото: А24
Кадр из фильма «Прошлые жизни»

Дебют Селин Сон — это саморефлексирующее кино, но не в стиле блокбастеров Marvel или DC, где унылые шутки «ванлайнеры» о клише супергероики выдают беспомощность сценаристов. В картине Селин Сон Артур видит, как жена смотрит на старого друга, и вместе с ней смеется, что он — тот самый «белый» мужчина, мешающий чужому счастью. Режиссер визуально и звуково множество раз подчеркивает, что между Норой и Хэ Соном особая связь, а потому в их мирок не включен Артур и другие люди. Похожий компактный космос создала София Коппола в «Трудностях перевода», где американцы Шарлотта (Скарлетт Йоханссон) и Боб (Билл Мюррей) знакомятся в японском отеле и делят одиночество на двоих. У них нет секса, лишь одно касание во время сна, но их души входят в идеальный резонанс абсолютного взаимопонимания. Так же и в «Прошлых жизнях»: два потерянных человека встречаются в последний раз, чтобы наконец-то отрефлексировать ценные воспоминания и навсегда их отпустить. А для этого не нужны никакие постельные сцены — достаточно грустной улыбки и крепких объятий.

* Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России.