Фото: Алексей Сорокин
Фото: Алексей Сорокин

С Как вы стали продавцом? Откуда вообще взялась эта идея?

Взялась, думаю, из детства. Потому что в детстве я играл в две игры: в войну и в продавца. А еще с удовольствием ходил в магазины, хотя время было такое, что и в очередях приходилось стоять, и талоны какие-то отоваривать. О карьере продавца, конечно, и не думал – тем более что все помнят, какое отношение в советские годы было к «проклятым торгашам». Но, когда я учился на третьем курсе мехмата МГУ, образовалась семья, намечался ребенок, появилась потребность в деньгах, и близкий товарищ устроил меня в магазин «Деликатесы». Маленький павильончик, рассчитанный на соответствующую публику, на обочине Кутузовского проспекта.

С Уйти из торговли уже не получилось?

Павильончик дал жизнь «Азбуке вкуса», и я за семь с половиной лет прошел в ней всю карьерную лестницу – от продавца до генерального директора. Потом наши пути с «Азбукой» разошлись, и уже с новыми партнерами мы придумали и сделали сначала деликатесный магазин Fauchon, а потом «Глобус гурмэ».

С Почему вы сделали ставку на деликатесы и решили, что Москве необходимы именно дорогие магазины?

Когда мы придумывали этот проект, мы делали его под себя: в какой магазин нам бы самим хотелось ходить? где бы мы стали покупать продукты и какие? По нашей идее, это проект для людей, которым не все равно, что они едят. Но оказалось, что качество, выбор продуктов, определенный уровень услуг, чистые залы, персонал нормальный – это сразу еще и цена. Да, при этом мы понимаем, что у нас есть и другая аудитория – те, кому важны понты и пафос, или те, кто и рад бы, может, в другой магазин пойти, но вот живет он рядом с «Глобус гурмэ»… Вообще, это нишевой проект, только для московской аудитории – хотя бы просто потому, что здесь у людей больше возможностей. По нашему замыслу, это магазины на каждый день, где очень много свежих овощей, фруктов, мяса, рыбы и премиальных товаров. Есть отдел горячей и холодной кулинарии. Отдельное направление – фермерские продукты. Я думаю, «Глобус» занимает ту нишу, которую в Европе занимают столичные рынки.

С А модными вам быть важно? Вы следите за трендами в еде?

Модными – нет, но за предпочтениями следить важно. И мы это делаем. По изменению спроса в «Глобусах» можно отслеживать, как развиваются вкусы людей. В последние годы стали более популярны охлажденные морепродукты и рыба. Лидеры продаж – блюда домашней кухни, плов, винегрет. Кроме того, мы не только следим за трендами, но и создаем их: множество вещей когда-то появилось в «Глобусе», потом уже в «Азбуке», а потом расползлось по рынку. Те же фермеры. Наша первая фермерша, которая сама торговала на Даниловском рынке и перешла к нам, уже через год к нам на «лексусе» приезжала. И до сих пор, если вы зайдете в молочный отдел, там все от конкретных фермеров, все именное. Так что мы в некотором смысле и российское фермерство поддерживаем.

С Как вы выбираете поставщиков для себя?

Мы используем два пути: ориентируемся на общепризнанные вещи – собираем информацию из разных отзывов, сертификаций, обращаем внимание на имя на рынке. Второй путь – регулярно посещаем хорошие, качественные магазины за рубежом, фотографируем этикетки, узнаем про товар, связываемся с поставщиками. Покупаем образцы, выходим на связь и заманиваем в Россию.

С В России сложно работать?

Конечно, сложно. В России жить сложно, не то что работать. Это же полный чиновничий беспредел. Фактически постоянно идет война с чиновниками. В магазин может прийти чиновник, придраться к чему-то и закрыть его, не дать работать. У нас недавно так произошло: мы уже три месяца судимся с чиновником, да, мы выиграем этот суд, но мы уже три месяца не можем торговать и не получаем прибыль из-за этого. Я вообще не понимаю, как можно жить здесь, если у тебя нет связей. Я четыре года назад покупал себе квартиру, внес десять тысяч долларов залога, работал с банком, согласовывал договор… И на десятый день наших обсуждений мне звонят из риэлтерской компании и говорят: «Все, вы не успели купить квартиру, ваш залог сгорел». Мне пришлось выйти на хозяев риэлтерской конторы, на хозяев банка, чтобы все это уладить. А не будь у меня связей – что? Просто бы потерял деньги. Вот это ужасно бесит.

С Есть уже люди, которых вы «подсадили», своя публика?

Конечно. Более того, как раз две трети всех покупателей – постоянные клиенты, ходящие только к нам. Нам приходится постоянно бороться с предубеждением, что мы элитные, недосягаемые и супердорогие. Для примера: у нас более пятидесяти процентов чеков на сумму меньше пятисот рублей, хотя средний – две с половиной тысячи. К нам ходят разные люди из разных слоев. Они для себя ищут в определенных сегментах определенного качества товары. Я думаю, что люди просто находят у нас «свои» продукты.

С Внешняя стилистика всех ваших магазинов, этот шелк-бархат, чем обоснована?

Когда мы открывали магазин, везде было скучно и уныло, поэтому мы решили у себя устроить визуальную революцию. Заказали необычный дизайн и вместе с художниками его развивали. Это недешевое удовольствие, конечно. Проект заказывали дизайн-бюро, и до сих пор каждый магазин заказываем и обсуждаем отдельно.

С Вам такие интерьеры нравятся, ваш стиль?

Черный шелк, розовый бархат – это не тот интерьер, в котором бы я стал жить.

С Не переживаете, что дочь, например, вырастет такой гламурной фифой, оттого что все есть?

Конечно, переживаю. Поэтому думаю, что вот сейчас школу окончит старшая, и все, пусть идет работать. Шучу. Если серьезно – для нас с женой это открытый вопрос и очень важный. Конечно, мы понимаем, что у детей гораздо больше сейчас всего – еды, вещей, впечатлений, поездок, – чем было у нас. Есть, конечно, шанс, что произойдет пресыщение, и есть вероятность иллюзии, что все это сыплется с небес. Мы пока совсем не знаем, как этого не допустить, и думаю, что ни у кого нет рецепта, как этого избежать. Стараемся действовать собственным примером. И вроде как старшая пока понимает, что есть некий предел, понимает, что заниматься надо тем, что нравится, про деньги особо не думает.

С Где вы отдыхаете обычно?

Отдыхаю… Ох, трехмесячный круиз какой-нибудь меня бы вполне устроил. Хотя сейчас средства коммуникации позволяют, можно и удаленно руководить процессом, но чаще все-таки нужно непосредственное участие. Поэтому уезжаю чаще в командировки, совмещаю путешествия с деловыми задачами: еду в командировку за новыми продуктами, заодно и страну смотрю. Или наоборот.

Но вообще какие-то luxury-путешествия – это все не мое совсем. Я не люблю ни стиль ампир, ни пятизвездочные отели… Зато сейчас ищу вакцину от змей: мы идем в поход на байдарках в Рязанскую область. Мы вот так, на байдарках, наверное, последний раз лет шесть назад ходили.

С А все эти фуа-гра, петухов в вине любите? Пристрастились за столько лет?

Вкусы мои, конечно, изменились. Не будем лукавить, в первую очередь изменились возможности, но и представления о том, что я хочу купить и где, тоже поменялись. А вообще, например, не ем свинину, очень мало баранину, предпочитаю птицу, фрукты, овощи – но строгой системы питания нет. Разве что копчености стараюсь не есть, только правильные – хамон, например. Еще интересно: если сравнивать себя десять лет назад и сейчас, то мы с женой стали гораздо меньше дома готовить – просто потому, что все можно купить здесь уже приготовленное. У нас дома устроено так, что за закупку продуктов отвечаю исключительно я, да и готовлю тоже преимущественно я. У нас двое детей: старшей – четырнадцать, младшему – три года. С рождением младшего сына у жены стало не так много времени на хозяйство, поэтому я могу прийти с работы часов в одиннадцать и встать к плите еще на пару часов, чтобы им на завтра что-то приготовить. Я очень люблю сам готовить, мне это в удовольствие, и такая разгрузка психологическая. Главное, чтобы никто не лез и не мешал. Готовлю преимущественно овощи, иногда мясо. Могу кролика в вине замариновать, а могу просто перцы потушить.

С Но при этом в магазинах активно развиваете продажу готовой кулинарии…

Я люблю готовить, но иногда просто некогда это делать. Кроме того, есть блюда, которые надо осваивать. Допустим, мне хочется приготовить сложное блюдо, и что же, мне два дня учиться его готовить? Я пойду в ресторан или куплю все готовое.

С Не многовато ли противоречий: в торговлю не собирались, без деликатесов и круизов проживете, бархат не любите, но все то, что вам не нравится, вас окружает постоянно…

Для меня никаких противоречий во всех этих вещах нет. Бизнес есть бизнес. Главное, что я продаю продукт, который мне нравится. А остальной антураж – это уже дело техники и вообще не имеет для меня значения.

Вопросы: Майя БогдановаС