Евгений Тонконогий
Евгений Тонконогий

*

«Русские очень многое привносят в жизнь Лондона, и это замечательно», – сказал мне вице-мэр британской столицы Ян Клемент. В тот момент, когда он это произносил, на набережной Темзы между Тауэрским мостом и футуристическим зданием мэрии русские привносили в жизнь Лондона блины со сметаной. Впрочем, внедрение в жизнь города своих культурных символов (в данном случае масленицы) – это одно, а посягательство на местные – совсем другое. Поэтому покупку легендарного лондонского ресторана Criterion петербургским предпринимателем Василием Сопромадзе лондонцы восприняли с гораздо меньшим энтузиазмом.

Именно в ресторане Criterion в районе Пиккадилли доктор Ватсон «встретился» со своим приятелем Стэмфордом, который и представил его Шерлоку Холмсу. Ресторан просуществовал 136 лет, а подконтрольная Сопромадзе компания VINS Holdings Ltd получила право арендовать его на 109 лет. Причем с последующей возможностью продления. Управлять рестораном, скорее всего, будут сын и дочь предпринимателя, Ираклий и Нино, которые учатся в Лондоне. Сумма сделки не разглашается, эксперты говорят, что она должна была обойтись как минимум в десять миллионов фунтов.

Примерно в одно время с Сопромадзе другой известный ресторан – Kensington Place – арендовала Вероника Уодли. Правда, не на 109 лет с возможностью продления, а всего на один вечер, чтобы провести прощальную вечеринку. Уодли сложила с себя полномочия главного редактора газеты The Evening Standard после покупки ее Александром Лебедевым. Несмотря на далеко не самый веселый повод для вечеринки, Уодли держалась бодро. Поблагодарив бывших подчиненных, она пошутила: «Попридержите свои рубли!» Что в устах британки звучало примерно как «Чуть помедленнее, кони!» в устах Высоцкого.

**   

Не успел город оправиться от покупки Лебедевым газеты The Evening Standard, как Даша Жукова стала главным редактором культового журнала о моде и стиле жизни Pop Magazine. Жукова, конечно, признает, что раньше работа редактора не значилась в списке ее профессиональных амбиций, но не видит в этом никаких препятствий. «Издатели считают, что читательницей журнала Pop должна быть девушка вроде меня. Вот они и подумали, что если читает журнал девушка вроде меня, то и редактировать его должна девушка вроде меня», – объясняет Жукова. «Записная книжка Даши – вне конкуренции. Все, что ей нужно сделать, чтобы выйти на связь с совершенно потрясающими людьми, – это дотянуться до телефона», – конкретизирует один из создателей журнала Эшли Хит. Первый номер выйдет под редакцией Жуковой в сентябре, и журнал, по мнению Хита, ожидает «новая эра». Что в ней будет нового, кроме Жуковой и ее записной книжки, еще, правда, неясно.

Может статься, впрочем, что новая эра в Лондоне ждет не только журнал Pop, но и современное русское искусство. Во всяком случае, Нонна Матеркова намерена этому способствовать. Вот уже десять лет, как она возглавляет лондонскую штаб-квартиру российской консалтинговой компании Roslink Advisory Corporation, а в качестве хобби занимается искусством. И теперь решила превратить свою галерею Calvert 22 в первый в Британии некоммерческий фонд, занимающийся продвижением художников из России и Восточной Европы. Новая жизнь, как это часто бывает, началась на обломках старой – галерея Calvert 22 открылась год назад, но, похоже, не прошла испытания кризисом. Зарабатывать не получается, но расставаться с любимым детищем Матеркова не готова. «Правильнее превратить галерею в некоммерческую площадку, – говорит она. – Свобода позволит нам не быть подвластными рыночным силам, а показывать именно то, что нравится нам».

Александра Кузнецова
Александра Кузнецова

***   

Что нравится Нонне Матерковой, будет видно в конце мая, когда откроется первая экспозиция. Но зато уже сейчас ясно, что британцам очень нравится Никита Михалков. Режиссер Говард Дэвис еще в 1990 году адаптировал для сцены «Неоконченную пьесу для механического пианино» (которая, в свою очередь, является адаптацией для кино ранней пьесы Чехова). А вот теперь Дэвис срежиссировал «Утомленных солнцем», премьера которых прошла в National Royal Theatre. «Я переживаю, что русские найдут в постановке недочеты и фактические неточности», – поделился со мной опасениями писатель и драматург Питер Фланнери, переложивший сюжет фильма для сцены. Опасался, надо сказать, не зря. В британских «Утомленных солнцем» пионеры маршировали в красных лентах вместо галстуков, а главная героиня появлялась в слишком уж откровенном для тех времен купальнике. Атмосфера на сцене была совсем не михалковская, а, пожалуй, викторианская (сцена чаепития на веранде больше напоминала типичный five o'clock). Что, впрочем, понравилось и критикам, и публике, состоящей в основном из не русских.

В марте дом Christie's мог бы тоже претендовать на похвалы за интересное драматургическое решение – после того как организовал благотворительный аукцион, в ходе которого продавали не произведения искусства или предметы интерьера, а людей. Например, актеров Кевина Спейси и Итана Хоука. Человек, выигравший лот, получал возможность познакомиться со «звездами» за кулисами театра Old Vic после премьеры пьесы «Вишневый сад». Также на торги была выставлена актриса Барбара Виндзор, прославившаяся в сериале «Ист Эндерс» (победителю досталась прогулка с ней на черном кэбе по лондонскому Ист-Энду). Наконец, знаменитый виолончелист Джейми Уолтон был готов дать частное выступление на любом мероприятии: свадьбе ли, годовщине или званом ужине. Художница Трейси Эмин и юрист Нэнси Дель Олио объединились в битве за желанный лот против модели Ясмин Ле Бон. Чтобы женщины не перессорились, музыкант согласился дать два закрытых концерта по цене одного.

Когда девять британских звезд отправились в Африку, это, впрочем, отнюдь не значило, что они продали с аукциона свое восхождение на Килиманджаро, – таким образом они всего лишь пытались привлечь внимание к другой благотворительной акции Comic Relief, призванной помочь больным и нуждающимся в Африке и Британии. И, надо сказать, достигли результата: 13 марта по всему Лондону можно было встретить людей с красными клоунскими носами, в забавных карнавальных костюмах, а то и вовсе в пижамах. Название акции переводится как «разрядка смехом». Таким образом лондонцы устраивали импровизированные перформансы в офисах, уговаривая коллег пожертвовать деньги. И не без успеха: под девизом «Сделай что-нибудь смешное за деньги» люди набрали без малого шестьдесят миллионов фунтов стерлингов.

На этой гуманитарной волне, охватившей нацию, премьер-министр Гордон Браун объявил, что нашел способ решить проблемы лишившихся работы финансистов. Они по ускоренной схеме смогут переобучиться в школьных учителей – не за год, а за полгода. «Любой придурок может встать перед классом тринадцатилетних детей и преподавать им математику, – "поддержал" инициативу писатель Джон Крейс. – Всего-то и нужно, что раздать им калькуляторы и сказать, чтоб занялись делом». Словом, последовавший за заявлением премьера социальный взрыв по своему эмоциональному накалу сильно превосходил ропот по поводу нашествия русских. Британцы возмутились, что работу предлагают тем, кто повинен в кризисе. Похоже, Браун тоже внял призыву «сделать что-нибудь смешное». Правда, понял его по-своему.