Фото: Courtesy of Chanel
Фото: Courtesy of Chanel

Давно заметил: французы обожают выставки. В Париже, куда ни пойдешь, обязательно наткнешься на длинный хвост очереди. Как в брежневские времена «развитого социализма». Люди тянутся к прекрасному. Вот и сейчас к облупленному зданию Palais de Tokyo народ все прибывал и прибывал, как волны в шторм. В черно-смокинговой толпе то и дело мелькали знакомые персонажи. Идеальный пробор Гаспара Ульеля, прямая загорелая спина Кароль Буке, белое кружевное жабо и черная челка Одри Тоту... Сегодня весь Париж собрался на вернисаж самой концептуальной выставки сезона № 5 Culture Chanel. Она развернулась в двух небольших залах, стены которых как будто специально подновлены и выкрашены в цвет белоснежных камелий, украшавших волосы, платья и сумки дам. Едва переступив порог, сразу понимаешь: это царство Шанель.

Как известно, у Мадемуазель было много разных свершений, но главное – это, конечно, ее первые и самые великие духи Chanel № 5. Тут пахнуло настоящей революцией: от самого аромата, придуманного для нее главным парфюмером российского императорского двора Эрнестом Бо, до оформления – лаконичного флакона с черной цифрой «5» в стиле ар-деко. Потом были еще духи, разные, прекрасные, редкие, которые она выпускала с упорством старателя, надеющегося отыскать новую золотую жилу. Но сенсацией стал только этот пятый номер, принеся своей хозяйке баснословные деньги, на которые она могла бы преспокойно жить-поживать, не мучаясь с новыми коллекциями и капризными клиентками. Хотя об этом речь никогда не шла. Как известно, Шанель продолжала трудиться до последнего вздоха, а свою вынужденную послевоенную эмиграцию в Швейцарию и бездействие в течение нескольких лет воспринимала как величайшую несправедливость судьбы.

В чем сегодня секрет и очарование Chanel № 5? По-моему, тут срабатывает сочетание двух факторов: provenance и ностальгия. Что касается первого, тут вопросов быть не должно. Это такой дурманящий состав имен, легенд, историй, судеб, что по одной только капле Chanel № 5 можно легко установить ДНК всего ХХ века.

А вот насчет ностальгии... Это как у кого. Запах бабушкиного сундука, старинные кружева былых балов, свиданий и романов, трофейный флакон с застывшей янтарной каплей на дне как память о давней Победе – все это тоже Chanel № 5.

Но выставка в Palais de Tokyo, конечно, не об этом. Тут сошлись три темы: интимно-любовная, эстетически-художественная и даже немного садово-парковая. Специально под Culture Chanel знаменитый ландшафтный дизайнер Пит Удольф разбил изысканный компактный сад вроде того, который был у Шанель на ее вилле «Ла Пауза», а потом в Швейцарии, стараясь следовать инструкциям Мадемуазель.

«Я велела выкопать здесь все деревья. Перед домом посажу две японские магнолии, у которых цвет без запаха, и невысокие кусты. Буду ими любоваться. Вокруг дома будет газон и живая изгородь: если смотреть в щель между створками ширм, этот крохотный садик кажется огромным… Какой смысл окружать себя дорогими вещами? Мы же не владетельные князья. Настоящая роскошь – это свобода».

Похоже, это и есть девиз выставки: «Настоящая роскошь – это свобода + Chanel № 5». Но с точки зрения куратора выставки и знатока истории Шанель господина Жан-Луи Фромана, духи эти имеют отчетливо трагический привкус. Никто никогда не задумывался, что аромат создавался через полтора года после гибели Артура Кейпела, который в ближнем кругу был больше известен под именем Бой.

Бой – главная любовь Шанель. Мужчин в ее жизни было много, но Бой – особый случай. Ее Пигмалион и содержатель, возлюбленный и покровитель. Он научил ее прямо сидеть в седле, не бояться препятствий и никогда не сворачивать с намеченного пути. Это он поддержал ее план стать модисткой, ссудил необходимую сумму на первую мастерскую по улице Камбон в Париже, а потом и на первый салон в Довиле.

Но главное – он любил ее. Она знала это точно. Всегда. Хотя, как известно, Бой женился на другой. При этом свои отношения с Шанель сохранял и после брака со знатной англичанкой. И даже как будто собирался к ней вернуться.

Спортсмен, наездник, интеллектуал, красавец с книжкой в руках – таким он остался в воспоминаниях и на фотографиях начала века. Погиб он через год после своей свадьбы в автокатастрофе на полпути из Парижа в Канны. Остались страшные описания, как Шанель добралась до этого места, как валялась под дождем на земле и выла, обнимая груду искореженного металла, оставшуюся от его авто. На похороны она не пошла. После этого плачущей ее не видел никто никогда.

Уже в старости она мстительно бросит кому-то из своих манекенщиц: «Я желаю тебе хотя бы раз пережить в жизни настоящее несчастье, чтобы ты наконец поняла, что такое счастье». Со времен смерти Боя вкус несчастья никогда не будет покидать Мадемуазель. Она знала, что это такое. По мысли Фромана, в своем главном аромате она закодировала свою тоску по главному мужчине жизни.

Не случайно Chanel № 5 не имеет ничего общего с дамской цветочной гаммой, привычной в те годы. В нем мускус, амбра, вивера – очевидно мужские ноты. Запах самца в период спаривания, укрощенный и подслащенный ароматом махровой розы и жасмина.

И эта черная цифра «5», порядковый номер, под которым Бой всегда участвовал в заездах. Здесь все не случайно!

Помню, как во время подготовки к выставке, посвященной Chanel, в ГМИИ имени Пушкина я удивился, что среди тем, заявленных там, нет ни травки, ни песка Лонгшампа или какого-то другого ипподрома. Я сказал тогда об этом Фроману, и он согласился.

Фото: Courtesy of Chanel
Фото: Courtesy of Chanel

Ведь скачки – молодость Шанель, ее страсть, Бой… И все эти бесконечные дефиле, хождения по кругу, где манекенщицы по старой традиции держали в руках палочки со своими номерами. «У, мои лошадки», – говорила она, глядя на них в редкие минуты нежности со своей зеркальной верхотуры на рю Камбон. Или, наоборот, когда была раздражена или дело не ладилось, сердито бросала: «Кобылы».

И наконец, в свой последний день на земле Мадемуазель попросит отвезти ее именно в Лонгшамп, на пустой ипподром, где, не боясь испачкать туфли, будет ходить одна по мокрой траве и дышать запахом конского навоза. А потом вернется к себе в «Ритц». И не успев сделать себе привычный укол морфия на ночь, рухнет на одинокую стародевическую кровать с сердитым стоном: «Вот так и подыхают». Последние слова.

Жаль, что тогда в Пушкинском музее не нашлось места для скачек. Зато на этот раз про лошадок не забыли – тут и бронзовая скульптура Марино Марини «Кавалер», и фотографии самой Мадемуазель на лошади начала десятых годов, и, конечно, фотографии самого Боя. И тоже верхом.

Фактически вся выставка, придуманная Фроманом, – это не просто очередной мемориал, но попытка расшифровать легендарный запах и рассказать историю одной великой жизни. Многое тут построено на отвлеченных и смелых ассоциациях, но есть и неоспоримые улики, выставленные напоказ, как на дознании в полицейском участке. Просто надо знать, что они значат, и тогда не возникнет вопроса: что, например, здесь делает клавир «Парада» Эрика Сати? Или зачем рисунки Пикассо или Кокто? Или что означают золотые оклады с венецианских икон XV века? Какое все это имеет отношение к Chanel № 5? Оказывается, имеет: Венеция – любимый маршрут путешествий, а византийское золото Святого Марка и Торчелло – постоянный мотив в ее коллекциях. Балет «Парад» – это один из главных манифестов нового искусства, который Шанель не только приняла, но и, как известно, поддержала материально. Ну а Пикассо и Кокто – просто приятели, сподвижники, работавшие рядом, дышавшие с ней одним наэлектризованным воздухом Парижа двадцатых годов. Без них не было бы «новой женщины» Шанель, точнее, она была бы другой. Может быть, не такой резкой, не такой смелой, не такой свободной.

А рядом с авангардными манифестами и рукописными журналами несколько старинных книг, посверкивающих золотыми корешками. Это книги из личной библиотеки Боя. Например, «Теология индуизма» с цитатами из «Бхагавад-гиты», которые Шанель знала наизусть. Она всегда держала его книги у себя под рукой, как бы продолжая свой заочный разговор с ним. Может, поэтому именно книги станут главным сюжетообразующим элементом всей выставки. Белоснежные тома – арт-объекты художницы Ирмы Бом, – разложенные по центру зала в хрустальных витринах, как плиты в монастырском дворе в Обазине, где воспитывалась сирота Габриэль Шанель. Они уводят нас в самую глубь ее духовной жизни. Неслучайно так много фотографий, где она запечатлена наедине с книгой. Нет, она не претендовала на то, чтобы слыть интеллектуалкой, но она была настоящим книгочеем. И книги любила до страсти. Некоторые из них с автографами Реверди, Кокто, Элюара, Поля Морана нашли свое место на выставке в Palais de Tokyo. Хотя главной книги, которую она любила больше всего, – «Грозовой перевал» Эмили Бронте – я так и не обнаружил. А ведь история Кэтрин и Хитклиффа в чем-то повторяет историю Шанель и Боя. Недаром она так часто сравнивала себя с Кэтрин, которая была способна поведать о своем горе только неприступным скалам и вересковым пустошам. А Бой, подобно Хитклиффу, не мог жениться на той, кого любил…

На самом деле в душе Шанель оставалась очень нежным и романтичным созданием. Отсюда и это ее безумное желание нарядить всех женщин в черное (а чем еще было «маленькое черное платье», как не массовым трауром, который должны были носить все после смерти ее возлюбленного?).

Фото: Courtesy of Chanel
Фото: Courtesy of Chanel

Или идея «духов для себя». Ведь первоначально Chanel № 5 не предназначались для коммерческой продажи. Мадемуазель хотела владеть ими безраздельно и пожизненно. Собственно, первым в этот проект она посвятила русского великого князя Дмитрия Павловича, с которым у нее тогда случилось что-то вроде «братского романа». Оба они чувствовали себя брошенными детьми, оба нуждались в поддержке и опеке. Он больше, она меньше… Князь был беден, несчастен, болен. Он не мог себе позволить связь с такой женщиной, как Шанель, а она не хотела, чтобы он чувствовал себя с ней альфонсом, поэтому сама договаривалась в отелях и ресторанах, чтобы счета, которые ему подавали, были минимальными. Все остальное тайком платила она сама, чтобы только не узнал князь. Но он, разумеется, узнал. И очень гневался, как могли гневаться только Романовы. Чтобы как-то расплатиться за все ее благодеяния, подарил ей несколько бесценных драгоценностей, оставшихся от матери, греческой принцессы Александры, а потом познакомил со знаменитым Эрнестом Бо, любимым парфюмером русского двора, бежавшим от ужасов революции на Французскую Ривьеру. По иронии судьбы, как раз на пути к Бо они проезжали место, где разбился Бой. В дневнике Дмитрий запишет, что там стоял белый крест. Он не знал, что его заказала Шанель. Сама она даже не оглянулась. «Нам надо ехать, Дмитрий, мы опаздываем». Только сквозь загар стало заметно, как она побледнела. И всю дорогу потом не сказала ни слова, уставившись в одну точку.

Бо оказался молодым, говорливым и любезным. Революция лишила его всего, включая контракт со знаменитой фирмой Alphonse Rallet & Co, где работал еще его отец. Но Бо не унывал. В своей маленькой лаборатории в Грассе он одним из первых стал экспериментировать с альдегидами, пытаясь совместить химические и натуральные компоненты. Легенда гласит, что на первой встрече с Шанель он посетовал, что такие ингредиенты, как жасминовое масло, стоят слишком дорого. Ответ был очень в духе Мадемуазель: «В таком случае добавьте этого масла как можно больше. Пусть это будут самые дорогие духи на свете».

Расчетливая во всех своих расходах, часто прижимистая, как настоящая буржуазка, тут она готова была идти на любые траты. Знала, что настоящая роскошь стоит дорого, но всегда окупается. Бо вспоминал, как он предложил ей на выбор около десяти композиций новых духов, над которыми тогда работал. Две серии: 1–5 и 20–24. Шанель выбрала несколько тестеров. А потом остановилась на одном.

– Как вы его хотите назвать? – поинтересовался парфюмер.

– Я всегда представляю свои коллекции пятого числа. Пусть будет № 5.

Больше всего его поразила мужская решительность хрупкой на вид женщины. Как она нюхала образцы, как выбирала запах, как отдавала распоряжения. С выбором флакона она тоже не очень раздумывала. Ей хотелось, чтобы по форме он напоминал мужскую фляжку для бренди. Такая была когда-то у Боя. Духи, которые можно выпить залпом, как яд. Одним глотком, как это сделал Ромео в последнем акте шекспировской трагедии.

«Выпил все, ненасытный. Ни капли спасительной мне не оставил влаги…» Можно сказать, что этим безутешным воплем Джульетты были озвучены и поиски нового аромата, и нового дизайна.

Шанель считала, что это должен быть такой флакон, глядя на который люди испытывали бы неудержимую потребность попробовать его содержимое на вкус. Это вам не бутылки с жеманными пробками-шишечками от Лалика, которые собирали пыль на дамских туалетных столиках. Флакон Chanel можно и выбросить без особых сожалений, когда он опустеет, как выбрасываются ампулы или упаковка из-под лекарств.

И эта цифра «5» на этикетке, словно срисованная с дадаистских композиций и плакатов. Упорный исследователь Фроман разыскал точно такую же цифру на эскизах прозодежды Любови Поповой, на коллажах Макса Эрнста, на композициях Франсиса Пикабиа и даже в клавирах Игоря Стравинского (оказывается, есть пьеса под названием «Пять пальцев», датированная как раз двадцать первым годом, когда Игорь Федорович познакомился и без памяти влюбился в Шанель). Все они тоже ставили на пять в надежде на удачу. Многие из них бывали у Шанель в салоне на рю Камбон или на вилле «Ла Пауза» под Монте-Карло.

Кому-то она помогала, с кем-то приятельствовала, с кем-то враждовала. Но в выигрыше в конце концов осталась только она. Всех пережила, обыграла, победила.

По мысли Фромана, Chanel № 5 – это и есть квинтэссенция модернизма ХХ века, вобравшая в себя поиски и открытия нового искусства. Своего рода эликсир вечной молодости, обеспечивший бессмертие культуре послевоенного поколения. Ведь теперь никто, кроме специалистов, не вспомнит все эти пятерочки, рассыпанные по полотнам, эскизам и манифестам, зато все знают Chanel № 5.

В этом и заключается победа Шанель над временем. Хотя справедливости ради нельзя не сказать, что сама она никогда себя на один уровень с настоящими художниками не ставила, а моду честно считала всего лишь ремеслом. И искренне возмущалась, когда при ней кто-то начинал приравнивать couture к искусству. Чего терпеть не могла, так это дешевую поэзию дамских журналов. Все-таки хороший вкус проявляется во всем.

К тому же магическая цифра «5», кроме всемирной славы и баснословных денег, ей принесла и немало хлопот. Достаточно вспомнить историю ее многолетней тяжбы за права на Chanel № 5 с ее деловыми партнерами – братьями Вертхаймер, оставшуюся за рамками элегантной выставки в Palais de Tokyo. Понятное дело, что кураторы решили ее не касаться. Зачем ворошить былое? Но ведь из книги, как и из песни, слова не выкинешь: а тут имеются довольно-таки мрачные страницы судебных исков, разбирательств, обвинений, как будто вырванные из романов Кафки или Оруэлла. В них присутствует стиль эпохи ничуть не меньше, чем в образах, созданных Ричардом Аведоном или Энди Уорхолом. Кстати, знаменитый диптих из двух флаконов Chanel № 5 волею судьбы стал последней работой великого словака. Уорхол закончит их всего за две недели до своей внезапной кончины. Он как будто торопился замкнуть круг, начатый когда-то его же «Супом Кэмпбелл», другим, еще более крутым брендом.

Вообще, на славу Chanel № 5 потрудилось много талантливых людей. И об этом тоже была выставка. Живучесть легенды и коммерческий успех на протяжении более чем девяноста лет не в последнюю очередь объясняются умелой стратегией дома Chanel, привлекавшего для раскрутки бренда лучшие артистические силы и самых красивых женщин мира.

Фото: Courtesy of Chanel
Фото: Courtesy of Chanel

Многих из них можно было увидеть в Palais de Tokyo: Одри Тоту, Кароль Буке, Анна Муглалис, Ванесса Паради… Каждая из них в свой день и час примерила образ Мадемуазель, каждая попробовала ее любимый аромат, украсив своим лицом миллионные тиражи глянцевых обложек и рекламных плакатов. Одним Chanel шла больше, другим меньше… Не в этом суть, а в том, что никто из них не посмел отказаться от участия в очередных «скачках», все радостно и с готовностью впряглись в историю Великой Мадемуазель, став тоже частью ее легенды. «У, мои лошадки!»

Впрочем, теперь во главе их черно-белого табуна гарцует мужчина – грустноглазый американец Брэд Питт. Он ведь теперь «лицо» Chanel № 5. И это правильно! Здесь нет противоречия. В конце концов, эти духи были вдохновлены мужчиной. Другой мужчина их создал. И наконец, спустя девяносто лет третий мужчина стал их рекламным имиджем. Круг замкнулся. Думаю, сама Мадемуазель должна быть довольна, что удалось заполучить такого красавца в ее стойло. А под финал выставки, когда последняя страница книги этой долгой жизни будет перевернута, вас вдруг настигнет неповторимый и единственный аромат Chanel № 5, как прощальный взмах женской руки с пятой ступеньки зеркальной лестницы на рю Камбон. Adieu mon amour!