Фото: Митя Ганопольский
Фото: Митя Ганопольский

«Весь мир театр, и люди в нем актеры» – реплика из шекспировского «Гамлета» могла бы стать лучшим эпиграфом к нынешнему, уже семидесятому (!) номеру журнала «Сноб». И не только потому, что как минимум три большие публикации напрямую связаны с театральной темой. Но главным образом потому, что с самим театром за последнее время произошли удивительные метаморфозы: из привычной резервации «удовольствия для узкого круга» он на наших глазах вдруг резко рванул в зону риска, повышенного общественного внимания, дискуссий и острой критики. Театр вернул себе то, что, казалось, безнадежно растерял за беспечные и относительно сытые годы, – дар взрывать, удивлять и даже в каком-то смысле предсказывать будущее.

Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall
Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall

Как известно, есть пророчества карт, а есть пророчества театральных мизансцен. Одну из таких мизансцен продемонстрировал нынешней весной Лев Додин в своем премьерном спектакле «Вишневый сад». Там в финале, как и написано у Чехова, забытый слуга Фирс пытается найти выход из запертого дома, но в какой-то момент мы видим, что все пространство сцены до потолка заколочено грубыми досками и вырваться никуда невозможно. Необъятная, непробиваемая крепостная стена нависла над хрупким миром владельцев «Вишневого сада», поспешивших в страхе покинуть свой призрачный рай. Сколько было уже прекрасных спектаклей по чеховской пьесе, но ни один не вызывал у меня такого восхищения от снайперского попадания в сегодняшний день со всеми его тревогами, страхами и надеждами. Додин заново прочитал Чехова, которого мы не знали и которого еще только предстоит нам открыть.

Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall
Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall

По странному совпадению одна из исполнительниц роли Раневской (правда, из спектакля МХТ им. Чехова) Рената Литвинова согласилась написать для «Сноба». Я вообще считаю, что литературный талант Ренаты оказался наименее востребован, заслоненный ее кинематографическими, театральными, модными и прочими успехами. Нас заинтересовал сюжет ее отношений со временем, которому она посвятила свой новый арт-проект при поддержке часового бренда Rado. Вообще, часовых моделей в этом номере непривычно много. Впервые новинкам Базельского и Женевского салонов мы предоставили целый раздел, задавшись целью объяснить, каким образом великим часовщикам удается противостоять всеразрушающему напору цивилизации. Что за этим скрывается? Какую тайну они знают, на что уповают? Своими размышлениями на этот счет поделилась один из лучших экспертов в этой области Елизавета Епифанова.

Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall
Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall

Время проходит через нас, меняет нас, оставляя свои отметины. И не только в виде разных грустных морщин (кстати, самые высококачественные и эффективные средства от них предлагает Ольга Данилова в рубрике «Несессер»). Например, звезда балета Сергей Полунин каждый год отмечает новой татуировкой, а то и несколькими сразу. Впрочем, из зрительного зала эти художества, старательно замазанные гримом, совсем не видны, зато при ближайшем рассмотрении они производят впечатление, как и история нашего героя, которую он поведал «Снобу» с подкупающей откровенностью.

Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall
Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall

А великий американец Вуди Аллен каждый новый год отмечает новым фильмом. В свои почти восемьдесят лет он демонстрирует рекорды творческого долголетия, секрет которого он формулирует предельно просто. «Давно, много лет назад, я понял, что, если хочешь продуктивно работать, не надо читать, что о тебе пишут, и не надо смотреть себя по телевизору. И я так построил свою жизнь, чтобы можно было не обращать внимания на то, что происходит вокруг». Не стоит доверять всему, что говорят великие люди про себя. Они редко позволяют появляться на публике без маски. Особенно если речь идет о таком прирожденном лицедее, как Вуди Аллен. Разумеется, мы отправим ему майский «Сноб», хотя можно быть уверенным, что он никогда его не прочтет. Ведь, кроме всего прочего, он не знает русского. А жаль! Как раз в этом номере есть история, которая могла бы стать сюжетом для его нового фильма. Я имею в виду очерк Марины Поповой «Род мужской, род женский» о двух мужчинах, которые… Но нет, не стану раскрывать все карты. Скажу одно: история эта заставляет не только по-новому взглянуть на гендерные проблемы нашего времени, но и еще раз убеждает, что жизнь способна на такие повороты и причуды, которые вполне могли бы составить конкуренцию даже театральным фантазиям Уильяма Шекспира. Кстати, великому барду в апреле исполнилось четыреста пятьдесят лет, с чем всех нас и поздравляю!

Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall
Фото: Instagram.com/renatalitvinovaofficiall