9
СПОСОБОВ
УКРЕПИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
ВО ВРЕМЯ ИЗОЛЯЦИИ
Самоизоляция доставляет людям множество неудобств, но у нее есть и положительная сторона, например, у родителей появилось гораздо больше времени на общение с детьми. О том, как не упустить эту уникальную возможность и наладить доверительные отношения с детьми, «Сноб» поговорил с педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Анастасией Кузнецовой
Самоизоляция доставляет людям множество неудобств, но у нее есть и положительная сторона, например, у родителей появилось гораздо больше времени на общение с детьми. О том, как не упустить эту уникальную возможность и наладить доверительные отношения с детьми, «Сноб» поговорил с педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Анастасией Кузнецовой
9
СПОСОБОВ УКРЕПИТЬ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
ВО ВРЕМЯ ИЗОЛЯЦИИ
Для начала выберите время, когда вы ежедневно будете общаться с ребенком, и каждый день посвящайте его именно общению. Можно, например, вести личные дневники, а в конце дня обсуждать с ребенком то, что волнует каждого из вас. Можно поговорить с детьми о будущем, пофантазировать, как все может измениться после окончания пандемии, и придумать, что вы сделаете в первую очередь, когда изоляция закончится.
ОБЩАЙТЕСЬ
ОБЩАЙТЕСЬ
Для начала выберите время, когда вы ежедневно будете общаться с ребенком, и каждый день посвящайте его именно общению. Можно, например, вести личные дневники, а в конце дня обсуждать с ребенком то, что волнует каждого из вас. Можно поговорить с детьми о будущем, пофантазировать, как все может измениться после окончания пандемии, и придумать, что вы сделаете в первую очередь, когда изоляция закончится.

На вопросы ребенка всегда нужно отвечать честно и в доступной для него форме, поэтому поговорите с ребенком о том, что вообще сейчас происходит и почему, но сохраняйте позитивный настрой. Например, мы не говорим, что нас принудительно изолировалимы говорим, что в городе приняли меры, которые не позволят распространиться вирусу. Нужно рассказать ребенку, что такое вирус, как он распространяется, а также сказать о том, что если мы все соблюдаем определенные правила, то тогда нам ничего не угрожает — чем мы будем дисциплинированнее, тем быстрее этот режим закончится. На прямой вопрос «когда» нужно отвечать: «Когда каждый день будет заболевать меньше людей».
На вопросы ребенка всегда нужно отвечать честно и в доступной для него форме, поэтому поговорите с ребенком о том, что вообще сейчас происходит и почему, но сохраняйте позитивный настрой. Например, мы не говорим, что нас принудительно изолировалимы говорим, что в городе приняли меры, которые не позволят распространиться вирусу. Нужно рассказать ребенку, что такое вирус, как он распространяется, а также сказать о том, что если мы все соблюдаем определенные правила, то тогда нам ничего не угрожает — чем мы будем дисциплинированнее, тем быстрее этот режим закончится. На прямой вопрос «когда» нужно отвечать: «Когда каждый день будет заболевать меньше людей».

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
Наверняка в вашем доме есть настольные игры. Сейчас самое время провести вечер вместе с детьми за игрой в них, и для этого совершенно не обязательно иметь новые или сложные игры, подойдут и старые добрые «Эрудит» или даже домино. Можно также поиграть в игры, которые не требуют никакого специального «оборудования», к примеру, в «Мафию», карточки для которой можно быстро нарисовать на чем угодно. Или можно придумать какую-нибудь игру самим вместе с ребенком. Научите детей, если они не умеют, играть в шашки или шахматы, собирайте вместе пазлы.



ИГРАЙТЕ
Можно также превратить в игру кулинарные эксперименты: например, попробуйте вместе испечь пирожки или слепить пельмени. Через игру можно научить ребенка пришивать пуговицы, вязать или вышивать. Даже из уборки можно сделать развлечение, устроив своего рода квест в квартире. А ужин можно превратить в «поход в ресторан».
ИГРАЙТЕ
Наверняка в вашем доме есть настольные игры. Сейчас самое время провести вечер вместе с детьми за игрой в них, и для этого совершенно не обязательно иметь новые или сложные игры, подойдут и старые добрые «Эрудит» или даже домино. Можно также поиграть в игры, которые не требуют никакого специального «оборудования», к примеру, в «Мафию», карточки для которой можно быстро нарисовать на чем угодно. Или можно придумать какую-нибудь игру самим вместе с ребенком. Научите детей, если они не умеют, играть в шашки или шахматы, собирайте вместе пазлы.

Можно также превратить в игру кулинарные эксперименты: например, попробуйте вместе испечь пирожки или слепить пельмени. Через игру можно научить ребенка пришивать пуговицы, вязать или вышивать. Даже из уборки можно сделать развлечение, устроив своего рода квест в квартире. А ужин можно превратить в «поход в ресторан».

Для дошкольников самое главноеделать что-то вместе с родителями. В это время у вас есть возможность научить ребенка чему-то новому на своем примере. Это могут быть как настольные игры, так и какие-то общие семейные обязанности (например, разбор семейных фотоархивов), то есть деятельность, где взрослые передают ребенку свой опыт.

При выборе совместной деятельности, однако, нужно учитывать интересы и потребности ребенка. Помните, что для дошкольника, к примеру, сюжетно-ролевая игра (в больницу, школу, магазин) — это основной вид игры: ребенку в этом возрасте хочется пробовать какие-то роли.

Делая что-то вместе с родителями, ребенок испытывает положительные эмоции, видит радость, которую испытывают родители от его достижений, и сам получает от этого удовольствие.
Для дошкольников самое главноеделать что-то вместе с родителями. В это время у вас есть возможность научить ребенка чему-то новому на своем примере. Это могут быть как настольные игры, так и какие-то общие семейные обязанности (например, разбор семейных фотоархивов), то есть деятельность, где взрослые передают ребенку свой опыт.

При выборе совместной деятельности, однако, нужно учитывать интересы и потребности ребенка. Помните, что для дошкольника, к примеру, сюжетно-ролевая игра (в больницу, школу, магазин) — это основной вид игры: ребенку в этом возрасте хочется пробовать какие-то роли.

Делая что-то вместе с родителями, ребенок испытывает положительные эмоции, видит радость, которую испытывают родители от его достижений, и сам получает от этого удовольствие.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
В условиях изоляции мы проводим дома не часть дня, а все время, поэтому стоит «переоборудовать» свою квартиру в связи с новыми условиями. Устройте генеральную уборку, разберите вещи и игрушки, подумайте, от чего уже можно отказаться, может быть, даже сделайте перестановку. Организуйте детям пространство для игр и отдельное место для занятий. Можно сделать ребенку целый «кабинет», как-то его отгородив от остального помещения. Пусть ребенок сам его обустроит, а вы проследите за тем, чтобы ему было комфортно в нем заниматься учебой. Не забудьте, конечно, и про себя: родителям тоже необходима зона для отдыха и работы.
РАЗДЕЛИТЕ
ТЕРРИТОРИЮ
РАЗДЕЛИТЕ ТЕРРИТОРИЮ
В условиях изоляции мы проводим дома не часть дня, а все время, поэтому стоит «переоборудовать» свою квартиру в связи с новыми условиями. Устройте генеральную уборку, разберите вещи и игрушки, подумайте, от чего уже можно отказаться, может быть, даже сделайте перестановку. Организуйте детям пространство для игр и отдельное место для занятий. Можно сделать ребенку целый «кабинет», как-то его отгородив от остального помещения. Пусть ребенок сам его обустроит, а вы проследите за тем, чтобы ему было комфортно в нем заниматься учебой. Не забудьте, конечно, и про себя: родителям тоже необходима зона для отдыха и работы.

У всех семей разные возможности: где-то один ребенок, у которого есть своя комната, а где-то много детей и все на одном пятачке. Но в любом случае родители должны как-то организовать и маркировать пространство. Например, если в семье один компьютер на всех, значит, когда на столе стоит зеленый флажок, за ним работает ребенок, а если красный — мамина очередь. Конечно, все это нужно делать, исходя из возможностей семьи. Если у вас возникают трудности с организацией удаленного обучения детей, нужно поставить об этом в известность классного руководителя и школу. Ведь школы помогают семьям не только организационно, но и могут, например, предоставить планшет во временное пользование по договору.
У всех семей разные возможности: где-то один ребенок, у которого есть своя комната, а где-то много детей и все на одном пятачке. Но в любом случае родители должны как-то организовать и маркировать пространство. Например, если в семье один компьютер на всех, значит, когда на столе стоит зеленый флажок, за ним работает ребенок, а если красный — мамина очередь. Конечно, все это нужно делать, исходя из возможностей семьи. Если у вас возникают трудности с организацией удаленного обучения детей, нужно поставить об этом в известность классного руководителя и школу. Ведь школы помогают семьям не только организационно, но и могут, например, предоставить планшет во временное пользование по договору.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
ДЕНЬ
СПЛАНИРУЙТЕ
СПЛАНИРУЙТЕ ДЕНЬ
Многие психологи советуют, для того чтобы легче переносить изоляцию, составить распорядок дня и стараться максимально его придерживаться. Можно купить для этого специальную доску, на которой вы запишете план на день и будете помечать то, что уже выполнено. Пусть ребенок напишет (или скажет родителям, чтобы они записали, если он еще не умеет писать), чего он ждет от родителей сегодня: например, поиграть в прятки, заплести косички, испечь торт.

Не забывайте про то, что во время самоизоляции нам всем очень не хватает движения. Впишите в план утреннюю зарядку или вечерние упражнения.

Обязательно повесьте этот план на видное место и периодически проверяйте, как ваша семья его придерживается. Придумайте бонус за выполнение всех пунктов, тогда соблюдение режима, где есть время и для учебы, и для развлечении, само по себе превратится в своеобразное соревнование. Также можно завести звонок, который будет отмерять перемены для отдыха во время школьных занятий ребенка.
Многие психологи советуют, для того чтобы легче переносить изоляцию, составить распорядок дня и стараться максимально его придерживаться. Можно купить для этого специальную доску, на которой вы запишете план на день и будете помечать то, что уже выполнено. Пусть ребенок напишет (или скажет родителям, чтобы они записали, если он еще не умеет писать), чего он ждет от родителей сегодня: например, поиграть в прятки, заплести косички, испечь торт.

Не забывайте про то, что во время самоизоляции нам всем очень не хватает движения. Впишите в план утреннюю зарядку или вечерние упражнения.

Обязательно повесьте этот план на видное место и периодически проверяйте, как ваша семья его придерживается. Придумайте бонус за выполнение всех пунктов, тогда соблюдение режима, где есть время и для учебы, и для развлечении, само по себе превратится в своеобразное соревнование. Также можно завести звонок, который будет отмерять перемены для отдыха во время школьных занятий ребенка.

В семье должны быть правила и договоренности, но немногоне больше трех-пяти, о которых знают все члены семьи. После маминых дел обязательно должно быть время, посвященное ребенку. Если ребенок маленький, этот режим лучше показать ему на картинках, где видно, кто, чем и когда занимается. Встали, сделали зарядкуповесили магнитик или картинку на холодильник или, наоборот, убрали то, что сделали. Обращайте внимание ребенка на это: «Давай посмотрим, что будет дальше: я буду заниматься вот этим, а ты будешь делать вот это».

Постоянная визуальная поддержка правилэто кропотливая работа, но если делать ее последовательно и если мы ей не пренебрегаем, то через какое-то время умение контролировать себя по визуальному расписанию превращается в навык ребенка.

Нужно проанализировать день, чтобы были периоды, когда вы заняты ребенком, а когда ребенок занят сам. Это тоже очень важно: родители не должны его постоянно развлекать. Период, когда ребенок занимается сам собой, должен быть подготовлен, и для него нужно подобрать какие-то соответствующие возрасту активности.
В семье должны быть правила и договоренности, но немногоне больше трех-пяти, о которых знают все члены семьи. После маминых дел обязательно должно быть время, посвященное ребенку. Если ребенок маленький, этот режим лучше показать ему на картинках, где видно, кто, чем и когда занимается. Встали, сделали зарядкуповесили магнитик или картинку на холодильник или, наоборот, убрали то, что сделали. Обращайте внимание ребенка на это: «Давай посмотрим, что будет дальше: я буду заниматься вот этим, а ты будешь делать вот это».

Постоянная визуальная поддержка правилэто кропотливая работа, но если делать ее последовательно и если мы ей не пренебрегаем, то через какое-то время умение контролировать себя по визуальному расписанию превращается в навык ребенка.

Нужно проанализировать день, чтобы были периоды, когда вы заняты ребенком, а когда ребенок занят сам. Это тоже очень важно: родители не должны его постоянно развлекать. Период, когда ребенок занимается сам собой, должен быть подготовлен, и для него нужно подобрать какие-то соответствующие возрасту активности.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
Сейчас, когда школы перешли на дистанционное обучение, учитель рассказывает детям о химии, физике и литературе не в классе, а на экране. Для детей это в новинку так же, как и для учителей. Объясните ребенку, что это такой же урок, как и в школе, что он должен соблюдать дисциплину и слушать учителя. Изучите расписание ребенка, посмотрите его задания и решите, с чем вы можете ему помочь. Посмотрите записи уроков, если ребенок что-то забыл или упустил.
Онлайн существует множество ресурсов, которые могут помочь детям: для старшеклассников есть онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ, для дошкольников — тренажеры развития речи.
ПОМОГИТЕ
С ПЕРЕХОДОМ
НА ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
все собрано на одном сайте
ПОМОГИТЕ С ПЕРЕХОДОМ
НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сейчас, когда школы перешли на дистанционное обучение, учитель рассказывает детям о химии, физике и литературе не в классе, а на экране. Для детей это в новинку так же, как и для учителей. Объясните ребенку, что это такой же урок, как и в школе, что он должен соблюдать дисциплину и слушать учителя. Изучите расписание ребенка, посмотрите его задания и решите, с чем вы можете ему помочь. Посмотрите записи уроков, если ребенок что-то забыл или упустил.
Онлайн существует множество ресурсов, которые могут помочь детям: для старшеклассников есть онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ, для дошкольников — тренажеры развития речи. Все вместе собрано на сайте
При переходе на дистанционное обучение школа вовсе не перестает обучать, воспитывать и развивать детей. Все школы самостоятельно принимают решение о том, как именно будет выстроено дистанционное обучение, чтобы не потерялись те знания, умения, навыки, которые у детей уже есть, и чтобы они продолжили развиваться. Задача родителейне перехватывать инициативу. Прежде чем броситься самостоятельно учить ребенка, очень важно поговорить с классным руководителем и узнать, как именно и что организовано (и будет организовано) для дистанционного обучения, при помощи каких ресурсов, где можно найти информацию, каким образом ее будут получать дети и родители. Нужно узнать, в какой части родитель должен контролировать активность ребенка и какие условия родитель должен создать для того, чтобы шаги, которые предпринимает школа в этой новой для всех ситуации, были реализованы.
При переходе на дистанционное обучение школа вовсе не перестает обучать, воспитывать и развивать детей. Все школы самостоятельно принимают решение о том, как именно будет выстроено дистанционное обучение, чтобы не потерялись те знания, умения, навыки, которые у детей уже есть, и чтобы они продолжили развиваться. Задача родителейне перехватывать инициативу. Прежде чем броситься самостоятельно учить ребенка, очень важно поговорить с классным руководителем и узнать, как именно и что организовано (и будет организовано) для дистанционного обучения, при помощи каких ресурсов, где можно найти информацию, каким образом ее будут получать дети и родители. Нужно узнать, в какой части родитель должен контролировать активность ребенка и какие условия родитель должен создать для того, чтобы шаги, которые предпринимает школа в этой новой для всех ситуации, были реализованы.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
И взрослым, и детям тяжело находиться долго в четырех стенах. Как не испортить отношения вместо того, чтобы сблизиться? Не забывайте о времени на уединение, которое должно быть у каждого члена семьи. Создайте и для себя, и для ребенка, спокойную обстановку, когда каждый из вас может посидеть в тишине хотя бы полчаса. Если вам трудно это сделать самостоятельно, вы всегда можете обратиться за психологической помощью.
[если это необходимо]
ОБРАТИТЕСЬ
ЗА ПОМОЩЬЮ
Бесплатные консультации предоставляет
"Мой семейный центр"
Неотложная психологическая помощь доступна по номеру 8 (800) 250 11 91
ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ [если это необходимо]
И взрослым, и детям тяжело находиться долго в четырех стенах. Как не испортить отношения вместо того, чтобы сблизиться? Не забывайте о времени на уединение, которое должно быть у каждого члена семьи. Создайте и для себя, и для ребенка, спокойную обстановку, когда каждый из вас может посидеть в тишине хотя бы полчаса. Если вам трудно это сделать самостоятельно, вы всегда можете обратиться за психологической помощью.
Тренинги, бесплатная квалифицированная помощь, психологическая диагностика и online-сеансы от Моего семейного центра
Если мы постоянно подавляем свое раздражение, оно рано или поздно разворачивается в тайфун. Нужно понимать, что каждый из нас человек со своими особенностями. Не все из наших особенностей в обычной жизни были на виду. Когда мы расходились на работу и по делам, мы могли не замечать друг в друге какие-то вещи. Но, когда мы все время находимся вместе в одном пространстве, эти особенности нередко начинают раздражать. Однако важно понимать, что раздражающие особенности есть у всех: не только у ребенка, но и у нас самих. За первые 10 дней самоизоляции, скорее всего, уже появились поводы для недовольства друг другом, поэтому полезно было бы сесть за стол переговоров и проговорить правила.

Можно поговорить об обидах, если кто-то друг друга обидел, попросить друг у друга прощения, подсказать друг другу, как поступать, чтобы не обижать или не обижаться.
Если мы постоянно подавляем свое раздражение, оно рано или поздно разворачивается в тайфун. Нужно понимать, что каждый из нас человек со своими особенностями. Не все из наших особенностей в обычной жизни были на виду. Когда мы расходились на работу и по делам, мы могли не замечать друг в друге какие-то вещи. Но, когда мы все время находимся вместе в одном пространстве, эти особенности нередко начинают раздражать. Однако важно понимать, что раздражающие особенности есть у всех: не только у ребенка, но и у нас самих. За первые 10 дней самоизоляции, скорее всего, уже появились поводы для недовольства друг другом, поэтому полезно было бы сесть за стол переговоров и проговорить правила.

Можно поговорить об обидах, если кто-то друг друга обидел, попросить друг у друга прощения, подсказать друг другу, как поступать, чтобы не обижать или не обижаться.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
ЗАЙМИТЕСЬ
ОБРАЗОВАНИЕМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ
Попробуйте увлечь ребенка чем-то новым: литературой, кино, музыкой, театром. Можно составить список фильмов на время карантина: пусть половину из них выберет ребенок, а другую половину вы. Так вы сможете познакомить детей с шедеврами кинематографа или просто вашими любимыми фильмами. Обязательно поговорите о том, что понравилось, а что нет. В любом случае у вас появится прекрасная возможность если не приобрести новое увлечение, то хотя бы лучше понимать друг друга.
Можно устроить час семейного чтения, когда члены семьи читают каждый свою книжку, или составить семейный плейлист из любимых песен каждого.

«Сходите» вместе на онлайн-концерт и спектакль. Включите детям познавательный фильм и попросите их после просмотра поделиться открытиями, которые они сделали. Не забывайте про иностранные языки: в сети можно найти множество бесплатных ресурсов, которые помогут в изучении языков в игровой форме, через видеоролики или мультфильмы. Познакомьте ребенка с другими странами, заодно рассказав, как они переживают изоляцию. А также узнайте, что сами дети давно хотели попробовать — может быть, они всегда мечтали о рисовании или научиться играть на гитаре, и сейчас самое время исполнить эту мечту.
ЗАЙМИТЕСЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Попробуйте увлечь ребенка чем-то новым: литературой, кино, музыкой, театром. Можно составить список фильмов на время карантина: пусть половину из них выберет ребенок, а другую половину вы. Так вы сможете познакомить детей с шедеврами кинематографа или просто вашими любимыми фильмами. Обязательно поговорите о том, что понравилось, а что нет. В любом случае у вас появится прекрасная возможность если не приобрести новое увлечение, то хотя бы лучше понимать друг друга.

Можно устроить час семейного чтения, когда члены семьи читают каждый свою книжку, или составить семейный плейлист из любимых песен каждого.

«Сходите» вместе на онлайн-концерт и спектакль. Включите детям познавательный фильм и попросите их после просмотра поделиться открытиями, которые они сделали. Не забывайте про иностранные языки: в сети можно найти множество бесплатных ресурсов, которые помогут в изучении языков в игровой форме, через видеоролики или мультфильмы. Познакомьте ребенка с другими странами, заодно рассказав, как они переживают изоляцию. А также узнайте, что сами дети давно хотели попробовать — может быть, они всегда мечтали о рисовании или научиться играть на гитаре, и сейчас самое время исполнить эту мечту.

Возможности интернет-пространства безграничны, поэтому всегда найдется чем заменить прогулки: экскурсии, виртуальное посещение парков, стран, городов в зависимости от интересов семьи и ребенка и его возраста. Можно также придумывать разные активности, гуляя на балконе: наблюдение за чем-либо в бинокль, составление карты местности, подсчеты чего угодно.
Возможности интернет-пространства безграничны, поэтому всегда найдется чем заменить прогулки: экскурсии, виртуальное посещение парков, стран, городов в зависимости от интересов семьи и ребенка и его возраста. Можно также придумывать разные активности, гуляя на балконе: наблюдение за чем-либо в бинокль, составление карты местности, подсчеты чего угодно.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
СДЕЛАЙТЕ
Совместное творчество — отличная возможность стать ближе друг к другу. Фотографируйте семью во время самоизоляции, а потом сделайте смешной коллаж, который будет напоминать вам об этом времени еще много лет. Создайте картину — совсем не обязательно использовать для этого настоящие краски, пофантазируйте, чем вы можете рисовать.

Еще один вариант — попробовать разобраться в том, чем увлекаются ваши дети. Это будет интересный опыт и для вас, и для ребенка. Например, снимите свое первое смешное видео для «Тик-Тока», как это сделала генеральный директор проекта «Сноб» Марина Геворкян. Воспользуйтесь нашей инструкцией и подключайтесь к флешмобу мам.


ЧТО-ТО
ВМЕСТЕ
СДЕЛАЙТЕ ЧТО-ТО ВМЕСТЕ
Совместное творчество — отличная возможность стать ближе друг к другу. Фотографируйте семью во время самоизоляции, а потом сделайте смешной коллаж, который будет напоминать вам об этом времени еще много лет. Создайте картину — совсем не обязательно использовать для этого настоящие краски, пофантазируйте, чем вы можете рисовать.
Еще один вариант — попробовать разобраться в том, чем увлекаются ваши дети. Это будет интересный опыт и для вас, и для ребенка. Например, снимите свое первое смешное видео для «Тик-Тока», как это сделала генеральный директор проекта «Сноб» Марина Геворкян. Воспользуйтесь нашей инструкцией и подключайтесь к флешмобу мам.
Совместное творчество — ресурс для развития отношений с близкими, возможность увидеть их с другой стороны, открыть друг в друге качества и способности, которые в рутине повседневности вы не замечали. Совместный поиск, разработка и воплощение творческих идей укрепляют связи и повышают доверие друг к другу. Кроме того, творчество обладает терапевтическим потенциалом, помогает понять свое эмоциональное состояние и чувства близких, выразить свои переживания. Не зря методы арт-терапии широко используются в практике психологической помощи.
Совместное творчество — ресурс для развития отношений с близкими, возможность увидеть их с другой стороны, открыть друг в друге качества и способности, которые в рутине повседневности вы не замечали. Совместный поиск, разработка и воплощение творческих идей укрепляют связи и повышают доверие друг к другу. Кроме того, творчество обладает терапевтическим потенциалом, помогает понять свое эмоциональное состояние и чувства близких, выразить свои переживания. Не зря методы арт-терапии широко используются в практике психологической помощи.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
ПРО ОБЩЕНИЕ
С ДРУЗЬЯМИ
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ
Почему онлайн должны быть только занятия с учителями? Ведь дети могут и проводить какое-то время вместе с друзьями онлайн тоже. Найдите в интернете игры, в которые можно играть вдвоем или втроем, и пусть дети играют вместе, находясь в разных местах. Выберите для этого специальное время, обговорите это с родителями детей, с которыми дружит ваш ребенок, чтобы это было удобно всем. Не ограничивайте подростка в общении через социальные сети, ведь сейчас у него действительно нет альтернативы.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПРО ОБЩЕНИЕ С ДРУЗЬЯМИ
Почему онлайн должны быть только занятия с учителями? Ведь дети могут и проводить какое-то время вместе с друзьями онлайн тоже. Найдите в интернете игры, в которые можно играть вдвоем или втроем, и пусть дети играют вместе, находясь в разных местах. Выберите для этого специальное время, обговорите это с родителями детей, с которыми дружит ваш ребенок, чтобы это было удобно всем. Не ограничивайте подростка в общении через социальные сети, ведь сейчас у него действительно нет альтернативы.

Для подростка очень важно собственное личное пространство и взаимодействие со сверстниками. Чтобы сохранить его доверие, когда мы вынуждены постоянно находиться рядом друг с другом, нужно дать ему возможность общаться со своими друзьями и обеспечить конфиденциальность. Когда он общается в сети, в чатах, по телефону, очень важно, чтобы родители действительно не слушали, не стояли «над душой», с пониманием к этому относились. Если у подростка будет такое время на личное общение и уважение к его личному пространству, то и к личному пространству родителей он будет относиться с уважением.

Сегодня интернетэто единственный ресурс, который может восполнить дефицит реального общения. Не нужно ограничивать онлайн-общение, но важно напоминать ребенку о правилах цифровой гигиены. Нужно объяснить ребенку, что, когда он с кем-то общается онлайн, он должен точно знать, с кем общается.
Для подростка очень важно собственное личное пространство и взаимодействие со сверстниками. Чтобы сохранить его доверие, когда мы вынуждены постоянно находиться рядом друг с другом, нужно дать ему возможность общаться со своими друзьями и обеспечить конфиденциальность. Когда он общается в сети, в чатах, по телефону, очень важно, чтобы родители действительно не слушали, не стояли «над душой», с пониманием к этому относились. Если у подростка будет такое время на личное общение и уважение к его личному пространству, то и к личному пространству родителей он будет относиться с уважением.

Сегодня интернетэто единственный ресурс, который может восполнить дефицит реального общения. Не нужно ограничивать онлайн-общение, но важно напоминать ребенку о правилах цифровой гигиены. Нужно объяснить ребенку, что, когда он с кем-то общается онлайн, он должен точно знать, с кем общается.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
Конечно, было бы хорошо, если бы за время самоизоляции члены семьи стали ближе друг к другу, узнали о себе и близких что-то новое и обрели новые общие интересы и увлечения. Но важно сохранить эту близость и после того, как пандемия закончится, когда все разойдутся на работу и учебу и времени на общение друг с другом станет меньше.
Одни семьи считают, что, когда они оказались в изоляции вместе, это отличная возможность быть рядом и общаться больше. А для других это очень тяжело, и вынужденная близость их раздражает. Нужно постараться сохранить то рациональное и позитивное, что за это время возникнет в одном и в другом типе семей. Для тех, кто радуется этой возможность, но не сможет потом проводить вместе такое же количество времени, имеет смысл сохранить новые виды досуга или совместной активности и сделать это семейными традициями. Что касается тех, кому было сложнее в силу разных причин, то если за это время им удастся преодолевать конфликтные ситуации и находить точки соприкосновения, этот опыт также очень важно сохранить. Если это приживется и перейдет в «офлайн», когда мы выйдем из режима самоизоляции, то этот позитивный опыт позволит и в будущем улучшать отношения и находить общий язык.
Одни семьи считают, что, когда они оказались в изоляции вместе, это отличная возможность быть рядом и общаться больше. А для других это очень тяжело, и вынужденная близость их раздражает. Нужно постараться сохранить то рациональное и позитивное, что за это время возникнет в одном и в другом типе семей. Для тех, кто радуется этой возможность, но не сможет потом проводить вместе такое же количество времени, имеет смысл сохранить новые виды досуга или совместной активности и сделать это семейными традициями. Что касается тех, кому было сложнее в силу разных причин, то если за это время им удастся преодолевать конфликтные ситуации и находить точки соприкосновения, этот опыт также очень важно сохранить. Если это приживется и перейдет в «офлайн», когда мы выйдем из режима самоизоляции, то этот позитивный опыт позволит и в будущем улучшать отношения и находить общий язык.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА
Текст: Юлия Балахонова, Юлия Любимова
Коллажи: Снежанна Сухоцкая
Выпускающий редактор: Юлия Любимова, Татьяна Почуева
Корректор: Наталья Сафонова
Креативный продюсер: Дарья Решке

© All Right Reserved.
Snob
dear.editor@snob.ru