Буллинг — это часть групповой динамики, которая неизбежно возникает в любом коллективе. Вспомним сериал Lost: выжившие после падения самолета люди попадают на необитаемый остров. В первой серии непонятно, кто из них займет роль лидера, кто — роль шута, а кто — изгоя. Но уже через несколько серий зритель понимает, кто в этом сложившейся поневоле группе главный, а кому уготованы вторые роли. То же самое происходит и в классе.
Как только дети попадают в закрытую группу, они начинают распределять между собой социальные роли. Буллинг редко возникает в дворовой компании — если ребенка обижают во дворе, он может перестать общаться с этими детьми или пойти играть в соседний двор.
Жертва буллинга — это козел отпущения, на которого возлагают ответственность за проблемы, с которыми сталкивается группа. Если у класса нет серьезных проблем, то нет необходимости и в козле отпущения. При этом класс, где нет травли, не обязательно дружный. Отношения между детьми могут быть довольно прохладными, однако до тех пор, пока в группа благоденствует, дети не будут искать жертву.
Чаще всего травле подвергается ребенок, поведение которого чем-то не устраивает группу лидера. Если речь идет о детской футбольной команде, то в качестве жертвы буллинга могут выбрать самого слабого игрока, если о математическом классе — ученика, отстающего по профильным дисциплинам, даже если физически он самый сильный. Также объектами буллинга часто становятся дети, поведение которых кажется остальным странным и непонятным.
Не все дети, которых одноклассники пытаются сделать «козлами отпущения», соглашаются ими быть. Часть успешно сопротивляется. Ребенок может убедить группу в том, что в ней он играет другую социальную роль: например, шута, оппозиционного лидера или эксперта в какой-то области.