Олимпиады я пишу всю среднюю школу. Одноклассники всегда поддерживали, подбадривали и желали мне удачи. Даже прозвали Мегамозгом. Главная моя мотивация — интерес: приятно решать нестандартные задачи по предметам, которые нравятся. Никогда не писала олимпиады с мыслью о внеконкурсном поступлении в вуз и, тем более, о деньгах.
В какой-то момент мне удалось пройти в финал Всероссийской олимпиады по географии. Это один из моих любимых предметов, наука с очень широкой областью знаний и исследований, «от геологии до идеологии» (Н. Н. Баранский), и часто хорошо написать олимпиаду можно за счет кругозора и общей эрудиции. К тому же, география рассказывает, как работает мир вокруг нас, а разве это не интереснее всего на свете? Также я участвовала в трех Балтийских международных географических олимпиадах и стала призером Международной географической олимпиаде в Гонконге — 2019.
Практический тур на Всероссийской олимпиаде по географии представляет собой маршрут, линейный или кольцевой, состоящий из нескольких точек. Участники выполняют задания, касающиеся местности, где расположена конкретная точка. Например, если она рядом с горнолыжным трамплином, нужно вспомнить расположение известных курортов данного типа, нарисовать профиль склона, рассчитать его длину. Если у забора судостроительного предприятия — ответить на вопросы о российском машиностроении, предположить, как проходят транспортные потоки, какие грузы перевозятся и так далее. Участники перемещаются от точки к точке небольшими группами, на точку дается в среднем 10-20 минут. В практический тур на международных олимпиадах входит сбор данных (полевые наблюдения) и камеральная обработка информации (что обычно для студенческих географических практик). Участники изучают особенности застройки, растительности, социально-экономической ситуации на исследуемой местности и наносят их на черновые карты. Иногда требуется отдельно выделить заброшенные территории, проблемные зоны, неиспользуемые земли. Вторая часть обязательно содержит картографическое задание — выполнение чистовой карты с использованием данных на черновой и оформлением по международным правилам картографии. После этого нужно выполнить письменные задания, посвященные развитию и проблемам исследованной местности. Это могут быть эссе, предложения по реконструкции зданий и транспортных путей, по решению социальных, экономических и экологических проблем в соответствии с концепцией устойчивого развития человечества.
Я не готовилась к олимпиадам с утра до вечера — это вредно как для здоровья, так и для мотивации, можно возненавидеть предмет. Обязательно нужно оставлять время на сон (некоторые олимпиадники об этом забывают, а зря), прогулки и занятия по душе. Обычно я два-три раза в неделю ходила на олимпиадные курсы. В течение года были также выездные и невыездные сборы: по четыре пары любимого предмета каждый день, практические и полевые занятия, общение и обмен знаниями.
Проигрыши заставляли анализировать ошибки и работать над своими слабыми сторонами. Плохо написала теоретический тур — смотришь слабые темы, читаешь про них и внимательно слушаешь лекции. Неудачный практический тур — уделяешь больше времени работе в поле, иногда при самых отвратительных условиях, чтобы потом на туре было легко и ничего не отвлекало. Рефлексия после каждого тура и нытье «я тупая и все слила» и тебе сил не придает, и окружающих бесит.
Олимпиады научили меня мыслить нестандартно (иногда решение задачи или результат анализа данных оказываются весьма неожиданными), аккуратности — разборчивый почерк, красивая схема и хорошо нарисованная карта имеют больше шансов на победу, чем работы, написанные так, что жюри будет полчаса в них разбираться, даже если там и много верных ответов. Я научилась сохранять спокойствие в любых ситуациях и организовывать свои мысли — отвечать на заданные вопросы, следовать плану, думать о важных вещах в нужное время, например, о турах — при подготовке к апелляции, а не сразу после выхода из аудитории, где это превращается в обсуждение, кто что написал, и массовую рефлексию.
Будущую профессию я планирую связать с физической географией или медициной, либо с любой областью, сочетающей эти две науки.