По данным организации, 26 депутатов лоббируют интересы Минобороны, 20 — ФСБ, восемь — прокуратуры и Следственного комитета (СКР), семь — МВД. Нет лоббистов в Госдуме у Росвагрдии, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки России, Федеральной службы исполнения наказаний и МЧС. Аналитики отметили, что расходы на силовые статьи бюджета в стране резко растут, начиная с 2012 года.

Почему это важно:

В России, в отличие от стран Запада, нет закона о регулировании лоббизма, а понятия «лоббизм», «лоббист» и «лоббистская деятельность» законодательно не закреплены. В 2012 году Дмитрий Медведев (на тот момент президент) утверждал, что принимать закон пока нецелесообразно.

Что еще известно:

«Трансперенси» не назвала фамилии парламентариев, но отметила, что самое сильное лобби сейчас у Минобороны и ФСБ. Прокуратура и Следственный комитет продвигают свои интересы через профильный комитет Госдумы по безопасности, где глава — это бывший первый замглавы СКР Василий Пискарев, а его заместители — бывший заместитель генпрокурора Эрнест Валеев и служивший до 2003 года в Главной военной прокуратуре Анатолий Выборный.

Аналитики выяснили, что в 2016 году расходы на оборону выросли в 3,7 раза по сравнению с запланированными, а на безопасность — на 44,5 процента; в 2017-м — в 2,8 раза на оборону и на 50,9 процента — на безопасность. По таким статьям как «Образование» или «Здравоохранение» в 2016 году расходы тоже были больше запланированных, но всего на 3-6 процента.

«Коммерсант» пишет, что депутаты свою причастность к лобби отрицают. Валеев назвал расследование «глупостями». Еще один член комитета по обороне Павел Дорохин — «гипотетическими бездоказательными размышлениями». 

«Последние годы депутатов часто в этом обвиняют. Поддержишь направление — сразу лоббист. Те инициативы, которые я поддержал и которые перечислены в докладе, — они шли снизу, от народа, обсуждались с экспертами. Каждый руководствуется своей совестью при внесении инициатив»,— сказал он.