Юрий Богомолов, кинокритик, киновед:

Мобилизационный патриотизм — вот что творится на телевидении. Оно отстранилось от реальности и стало жить по своим законам. Это проявляется и в новостных, и в аналитических передачах. Их деятельность — пропаганда. В сознание людей внедряют совершенно определенную картину мира: мы находимся на осадном положении, вокруг враги, внутри «пятая колонна», поэтому нужен особый патриотизм, который удалось пробудить, во-первых, победами на сочинской Олимпиаде, а во-вторых, присоединением Крыма.

Почву для пропагандистского телевидения готовят развлекательные передачи типа «Пусть говорят» и «Про любовь» со Шнуром: они разминают аудиторию, расслабляют ее, и массовое восприятие деградирует. Это пир во время чумы. И единственное светлое пятно, единственный живой, интересный проект — это «Голос», особенно в детском варианте.

Однако на патриотической игле можно просидеть лишь определенное время. У телеаудитории происходит перенасыщение. Советский режим рухнул под тяжестью идеологического, политического и экономического вранья. Нечто похожее происходит сейчас и в России. Жаль, если это затянется так же, как затянулось в советском случае.

Интернет в какой-то момент имел свою отдельную повестку, но и там сейчас происходит сращение развлекательного и пропагандистского. И еще есть нечто трудноуловимое — атмосфера. Именно она давит даже на тех, кто не смотрит телевидение. Даже те, кто отличается самостоятельностью мышления, поддаются общему давлению, общей атмосфере.

Алексей Левинсон, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»:

Интернет захватывает все большую аудиторию, распространяется все шире. Этот тренд давно замечен, и он неизбежен. Телевидение не теряет аудиторию, а разделяет ее с интернетом, за счет чего второй и приобретает. Люди просто пользуются более широкими возможностями получения информации, даже люди старшего возраста. Но это не эпизод войны между телевизором и интернетом, войны в нынешней ситуации вообще нет. По данным «Левада-центра», люди для получения политических новостей все же используют телевизор, понимая, что это официальная позиция, что это заявление государства. Это не означает, что люди с этой точкой зрения солидарны, но они к ней все же прислушиваются.

Ирина Петровская, телекритик, член Академии российского телевидения:

В наши дни телеящик уже не главный предмет в доме, он не стоит как икона в красном углу. Сегодня можно получать информацию из других источников, к тому же для того, чтобы смотреть телевизионный продукт, не обязательно смотреть телевизор — можно делать это через интернет.

Тем не менее в нашей необъятной много мест, где Первый канал — единственный источник информации и развлечения, ведь у ряда людей нет возможности покупать компьютеры и смартфоны, а другие каналы не ловит. Надоело, не надоело — «я тебе повыключаю!» — будем смотреть как миленькие, потому что нет выбора. Многие люди смотрят телевизор по инерции: привыкли годами смотреть телевизор в определенное время и продолжают это делать.

Какую картину мира формирует телевидение? Россия в кольце врагов, их число бесконечно увеличивается, и мы должны бесконечно с ними бороться. При этом сами мы — оазис мира, добра и справедливости. Все, что касается новостей, под контролем. Но остается развлекательный сегмент вещания, он довольно сильный, потому что в этой области каналы абсолютно свободны. Делай что хочешь, главное, что не все умеют делать это хорошо.

Колебание числа телезрителей — это естественный процесс, но в целом их количество не снижается, просто они расходятся по разным телеканалам, телевизионный контент становится более адресным.