Александр Бакланов /

Евгений Миронов выступил против «агрессивных невеж»

Художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов поддержал театрального режиссера Константина Райкина, выступившего против «якобы оскорбленных» активистов, которые срывают выставки и спектакли, сообщается на сайте театра Миронова

+T -
Поделиться:

«Для меня вопрос не в оценке выступления Константина Райкина на съезде СТД (Союза театральных деятелей — "Сноб"). Конечно, я с ним согласен и целиком разделяю его тревогу. Для меня вопрос в другом: что нам делать?» — заявил Евгений Миронов (полностью текст его речи опубликован ниже).

Миронов считает, что в России все время возникают угрозы деятелям искусства и их произведениям «со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, которые присваивают себе право судить об искусстве, самозванно берут на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций».

«Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность, пытаются дискредитировать понятия "художник", "творчество", "свобода"? Объяснять, что "Даная" — не порнография, "Купание красного коня" — не пропаганда гомосексуализма, а "Лолита" — не манифест педофилии? Но это нужно делать в школе. А взрослым людям этого уже не объяснишь», — сказал худрук Театра наций.

Евгений Миронов считает, что в сложившейся ситуации деятели искусства должны «объединиться в профессиональное сообщество, какой-то неформальный орган, для каждого вида искусства — свой». По его мнению, в него должны войти «люди с безупречной репутацией, всей своей жизнью доказавшие свою компетентность». По мнению Миронова, именно они должны формировать мнение «по поводу случаев, которые кому-то могут показаться спорными — в силу необразованности этих людей, их излишней возбудимости, болезненной обидчивости или каких-то еще субъективных факторов».

Константин Райкин на седьмом съезде Союза театральных деятелей России 24 октября призвал «внятно высказаться» об отмене выставок и спектаклей из-за нападок активистов. Райкин заявил, что его тревожат «группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки», а также то, что власть дистанцируется от этого. «Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры» — говорил Райкин.

Евгений Миронов об «агрессивных невежах»

Для меня вопрос не в оценке выступления Константина Райкина на съезде СТД. Конечно, я с ним согласен и целиком разделяю его тревогу. Для меня вопрос в другом: что нам делать? Я вообще внутренне против расколов, против разделения на разные лагеря. Мы все время вынуждены подписывать письма, и чем больше их подписываешь, тем меньше становится их ценность и влияние. Один и тот же поступок делает тебя чьим-то врагом, а через несколько дней все меняется с точностью до наоборот. С другой стороны, как не подписывать, если все время возникают угрозы по отношению к деятелям искусства, к их спектаклям, выставкам, книгам, фильмам — угрозы со стороны отдельных людей или каких-то сомнительных организаций, которые присваивают себе право судить об искусстве, самозванно берут на себя миссию защитников якобы нравственности и традиций… Так вот: что нам делать? Что делать с невежеством и агрессией, количество проявлений которых переросло в качество? Вообще, категория количества в нашей стране в последнее время стала слишком серьезным аргументом. А мы знаем, что в истории бывали моменты, когда опора на большинство приводила не к положительным, а к плачевным результатам. Как нам, профессионалам, бороться и отстаивать интересы своих товарищей в подобных ситуациях? Когда мы, каждый из своего угла, что-то выкрикиваем, ничего путного не выходит. Мы часто проигрываем. Что делать, когда агрессивные невежи влезают в сугубо профессиональную деятельность, пытаются дискредитировать понятия «художник», «творчество», «свобода»? Объяснять, что «Даная» — не порнография, «Купание красного коня» — не пропаганда гомосексуализма, а «Лолита» — не манифест педофилии? Но это нужно делать в школе. А взрослым людям этого уже не объяснишь. Мне кажется, что выход один: объединиться в профессиональное сообщество, какой-то неформальный орган, для каждого вида искусства — свой, куда должны войти люди с безупречной репутацией, всей своей жизнью доказавшие свою компетентность, взявшие на себя ответственность перед государством за большие творческие коллективы. Нашу профессию мы понимаем лучше всех, и те нелепые границы, которые нам пытаются поставить, могут привести только к одному — к деградации. Мы должны помочь и обществу, и, если хотите, власти, которая тоже не всегда понимает, кому можно верить, а кому нет, кто профессионал, а кто нет. И мы, как профессионалы, должны сами вырабатывать мнение по поводу случаев, которые кому-то могут показаться спорными – в силу необразованности этих людей, их излишней возбудимости, болезненной обидчивости или каких-то еще субъективных факторов. Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не на праздных невежд, ряженых и самозванных блюстителей морали.

Читайте также наш канал в Телеграме и подписывайтесь на аккаунт новостного отдела в Твиттере.