В гардеробе вместе с номерком мне выдают красную маску. Тут же просят ее надеть и не снимать до конца представления. Я надеваю маску и отправляюсь в зал, где к тому моменту собралось уже довольно много зрителей.

Посреди зала стоит большой стол, на нем — медовик, приготовленный по дореволюционному рецепту. Тесто покрыто съедобным золотом, на каждом из отрезанных кусочков торта одна или две ягоды клюквы. Разрезает медовик и рассказывает о нем человек в поварском кителе, который представляется неким дореволюционным поваром, готовившим для царской семьи.

— Проходите, берите медовик, — говорит повар, — берите и бокалы: у вас за спинами два фонтана — один с морсом, а другой с «непьяным» вином, разбавленным виноградным соком. — Он показывает рукой на стеклянные трехуровневые фонтанчики с вином и морсом.

Ко мне подходит женщина и предлагает обменять красную маску на ее черную.

— Я с мужем неделями не вижусь, хотела бы провести вечер вместе с ним, — говорит она.

Тут дело вот в чем. Спектакль недаром называется сериалом — его можно посмотреть трижды, в составе разных групп, в зависимости от того, какая у вас маска — белая, красная или черная, — и увидеть разные истории, разыгранные актерами.

Мы меняемся масками. Спектакль начинается. Люди в белых масках уходят с симпатичной «тургеневской девушкой», в красных масках — с двухметровым «дворянином», а в черных — с мрачным «слугой».

Захожу в комнату, где стоит карточный стол. За столом актер тасует карты. Он приглашает кого-нибудь из зрителей сесть рядом с ним и показывает несколько карточных фокусов. Входит другой актер, после чего первый с извинениями просит севшую к нему зрительницу покинуть стол — пришел важный человек. Зрительница уходит, на ее место садится второй актер. Между ними завязывается дружеская беседа, они играют в карты, вскоре один из них проигрывает все деньги — и начинается скандал. Оба вскакивают, начинают кричать друг на друга. Вдруг первый хватает второго за плечи и толкает в стену — тот ударяется о нее в каких-то 10 сантиметрах от зрителя. Оба постепенно успокаиваются и решают встретиться еще для одной игры — второй актер хочет отыграться. На этом сцена заканчивается, «слуга» уводит нас в другой зал.

Я все глубже погружаюсь в спектакль: довольно необычное ощущение, когда ты как будто растворяешься в декорациях и в помещении остаются только актеры; мыслей не остается — во время спектакля ты живешь только пятью своими чувствами. Это одно из главных удовольствий иммерсивных постановок — глубина погружения. Это больше похоже не на театр, а на кино, которое смотришь в VR-очках, только модернизированных, ведь можно задействовать все чувства: незаметно дотронуться до декораций или даже актеров, можно ощутить запахи, а еще постановщики дали возможность почувствовать вкус, предложив выпить «непьяное» вино.

Иммерсивный театр — довольно новый жанр, поэтому однозначного мнения о нем нет: искусство это или аттракцион? Впрочем, оно может и не сложиться, ведь по поводу дюшановского «Фонтана» до сих пор возникают споры. В пользу тех, кто считает иммерсивность аттракционом, можно сказать, что да, чем-то такие спектакли похожи на квесты с актерами: ты так же вовлечен в динамичную историю, разве что не совершаешь действий по сюжету. У тех же, кто считает иммерсивный театр искусством, тоже есть аргумент: истории, которые рассказывают таким способом, все же театральные. Если бы в спектакле не было мистической составляющей, о которой я скажу далее, вполне можно было бы принять его за постановку пьесы Островского о жизни дворян. Поэтому если я еще пойду на иммерсивный спектакль, то буду уверен — я иду смотреть искусство.

Агата Вавилова писала сценарий спектакля, вдохновляясь историей о призраке Белой дамы, которая, по легендам, обитает в усадьбе Поливановых в Денежном переулке, где и проходит спектакль. Легенда связана с еще одним домом этой семьи во Владимирской губернии. Якобы хозяин усадьбы уличил свою горничную в краже фамильного перстня и велел крепостным плотникам замуровать несчастную в одной из пустот особняка вместе с украденным кольцом. Некоторые верят, что призрак горничной до сих пор блуждает по усадьбам дворянского рода Поливановых. В том числе и по усадьбе в Денежном переулке. Спектакль не использует эту легенду, он ей лишь вдохновлен — сценарий сам по себе уникален.

Если вам надоело сидеть в театре и дышать в затылок сидящему перед вами зрителю, то у вас есть отличная возможность подышать в затылок актерам, сходив на спектакль «Дом 19/07».