Свои публичные лекции оксфордский физик-ядерщик Джошуа Силвер (Joshua Silver) начинает всегда одинаково: «Кто из вас носит очки или линзы, поднимите руки!» Слушатели покорно тянут руки вверх — сидеть не двигаясь остается человек десять-пятнадцать на всю аудиторию.

«Вот видите, — говорит тогда Силвер, — и это в Британии, где на одного офтальмолога приходится всего 4500 жителей. В Африке соотношение — один на миллион. А Всемирная организация здравоохранения, между тем, считает, что в коррекции зрения нуждается всего 150 миллионов человек на планете. Только они на порядок ошибаются. На самом деле, в очках нуждаются 3,5 миллиарда человек. Почти половина населения земного шара».

Какое отношение все это имеет к ядерной физике? Тут у Силвера объяснение очень трогательное: «Когда я писал диссертацию, в лабораторию зашла моя будущая жена. Посмотрела и говорит: “Раз ты такой умный, отчего бы тебе не сделать что-нибудь полезное?”»

Полезное не придумывалось почти 20 лет — до 1985 года, когда на спор с коллегой профессор соорудил саморегулирующуюся линзу, состоявшую из двух эластичных пленок, между которыми побулькивала самая обыкновенная вода. В зависимости от того, больше воды становилось или меньше, менялась искривленность этой кустарной линзы, а соответственно — ее преломляющие свойства и способность исправлять зрение.

Для начала впечатлился сам Силвер — близорукий, как и положено ученому. Первые очки ему выписал в 14 лет дядя-офтальмолог, тут же порекомендовав их никогда не носить («иначе втянешься»). Но благодаря паре капель воды меж двух пленок профессор буквально прозрел и решил срочно нести свое изобретение в массы.

Он познакомился с сотрудником ВОЗ в Женеве и добился того, чтобы очки с водой внутри начали раздавать в школах для взрослых в Гане. ВОЗ — с помощью британского правительства — купила у Силвера 11 тысяч пар.

«В одной из деревень мы встретили портного. Точнее, бывшего портного. В 30 лет он почти ослеп и не мог вдеть нитку в иголку. Мы дали ему очки, и спустя несколько минут он чуть ли не танцевал от счастья, что может вернуться к работе», — вспоминает ученый.

Прибор, оказавшийся на носу у портного в Гане, напоминал оборудование из научной кинофантастики 70-х: со всех сторон торчали шприцы для впрыскивания или высасывания воды. За последние годы Силвер разработал новый, усовершенствованный дизайн: в Париже на модных показах, уверяет он, все только за его очками и охотились. Благо у арт-директора из фильма «Дьявол носит Прада» на носу красовались примерно такие же.

«Все очень, очень просто, — уговаривает слушателей бывший оксфордский профессор (в 2008 году он уволился, чтобы вплотную заняться очками, и основал фирму Adaptive Eyecare). — Уровень жидкости регулируется при помощи специального колесика. Когда нужное количество диоптрий получено, колесики и связанные с ними впрыскиватели воды открепляются, и остаются довольно легкие и вполне приятные очки. Кстати, наши исследования показали, что самостоятельно люди настраивают линзы гораздо точнее, чем это сделали бы в оптике».

Покамест, несмотря на поддержку британского правительства и ВОЗ, Силверу с компанией (он основал в Оксфорде целую лабораторию) удалось раздать только 30 тысяч пар. Дальше дело должно пойти быстрее: к 2020 году число осчастливленных хотят довести до 1 миллиарда (по 100 тысяч пар в год).

Дело за малым: придумать менее броский дизайн и довести наконец себестоимость до абсолютного минимума — 1 доллар за пару. Первую партию Силвер собирается завозить в Индию уже в 2009 году.