Фото: Анна Алексеева
Фото: Анна Алексеева

Завтра, 27 февраля, во Всероссийском музее декоративного искусства открывается выставка «Таймыр. Гений места», организованная Агентством развития Норильска при поддержке «Норникеля» и Группы Интеррос. Куратором выставки стал известный искусствовед, профессор Академии имени Строганова Кирилл Гаврилин. Более половины из более чем 400 экспонатов предоставил Таймырский краеведческий музей Дудинки — самого древнего таймырского города, ныне — крупного речного и морского порта.

Один из залов посвящен древнейшей истории полуострова. Здесь можно увидеть не только останки мамонтов и изделия из их костей, но и узнать о верованиях коренных народов Таймыра, для которых это животное было тотемом. Существует поверье, что мамонты не вымерли, а ушли в подземный мир, и что именно мамонты протоптали тропы, в которых образовались русла рек. А гагары — священные птицы, поскольку могут могут находиться в трех мирах — подземном, земном и верхнем. Эта модель мироздания энцев, ненцев, нганасанов, долганов и эвенков находит отражение в работах резчиков.

Часть экспозиции посвящена освоению Севера. Одно из сокровищ выставки — карта Сибири и Заполярья, составленная по мотивам камчатской экспедиции Витуса Беринга 1733-1740 годов. Русские мореплаватели пользовались ею до середины XIX века.

В соседнем зале можно узнать о жизни самого древнего и изолированного народа полуострова — нганасанах, которые считают себя потомками краснозобой казарки. В оперении этой птицы всего три цвета — черный, красный и белый. Эти же цвета нганасаны используют в своей одежде. (К слову, в следующем зале представлены современные дизайнерские разработки студентов: их стилизованные под северных птиц и животных костюмы, в которых отслеживаются национальные мотивы, могли бы украсить любое шоу).

Северные геометрические орнаменты нашли отражение и в работах представителей русского авангарда и модернизма — Казимира Малевича, Николая Суетина, Василия Ватагина, Франсиско Инфанте, Вячеслава Колейчука и в творениях современных художников – медитативных инсталляциях Егора Плотникова и стереокартинах Константина Худякова. Все это стало частью экспозиции. На выставке также можно увидеть флакон одеколона фабрики «Брокар» по эскизу Казимира Малевича, с фигуркой медведя на крышке: в середине XIX – начале ХХ века Русский север вошел в моду, а белые медведи стали излюбленным образом разнообразной рекламной продукции.

Здесь же можно изучить записи полевого дневника, отчеты, акварельные рисунки и фотографии «забытой» этнографической экспедиции НИИ художественной промышленности на Таймыр 1965 года.

Интересны не только экспонаты, но и само оформление выставки. Залы обиты черной тканью, символизирующей, по-видимому, полярную ночь. На полу — следы полозьев, а на стенах — северные пейзажи: те, что видят охотники, возвращаясь домой, к чуму. Кстати, чум стоит в одном из залов. Полюбоваться им можно под редкую запись нганасанской и ненецкой музыки, сделанной сотрудниками московской консерватории еще в середине 60-х годов.

Специально к открытию выставки Норильский заполярный театр драмы имени Маяковского показал интерактивный VR-спектакль “Гиперборея. Плато Путорана”. Зритель отправляется в виртуальное путешествие по улицам самого населенного города Таймыра, центра горной металлургии — Норильска, спускается в глубокие шахты и наблюдает за добычей руды.

Таймыр знаменит не только своей культурой и полезными ископаемыми, а еще и своей природой: бескрайняя тундра, вечная мерзлота и тысячи рек и озер на плато Путорана, где обитают редкие виды животных и птиц. Чтобы погрузиться в эти суровые, скупые на краски ландшафты, необязательно куда-то ехать: достаточно надеть VR-очки и под тихий говор старой шаманки думать о вечном.

Адрес: Всероссийский музей декоративного искусства, Москва, улица Делегатская, дом 3

Выставка продлится с 27 февраля по 12 мая 2019 года