На экскурсию просят являться в закрытой обуви — чтобы не очень расстраиваться, вляпавшись в сточную канаву или коровью лепешку (по улицам индийских городов вместе с пешеходами бродят коровы). И без камер, чтобы не расстраивать местных жителей. Женщинам — еще и в закрытой одежде, так, чтобы чего не вышло. Группы из трех-пяти человек (больше не берут) совершают прогулки по самой большой трущобе Азии — бомбейскому району Дхарави (Dharavi), где на площади 174 гектара живет больше миллиона человек. Старт — ежеутренне, 365 дней в году, включая Рождество, Рамадан и любые другие праздники. Цена развлечения — 10 долларов.

Ясно, что всякий турист первым делом рвется поглядеть на то, чего обычно не показывают. Но потайных храмов и баров, где отставные мореходы начинают утро с рюмочки кальвадоса, с каждым переизданием Lonely Planet становится все меньше. В Бразилии полтора десятка лет назад придумали отличный выход из положения — экскурсии по фавелам, ровно таким, как в фильме «Город бога». Иначе говоря — по беднейшим кварталам, куда и полиция-то без надобности предпочитает не соваться. Идея оказалась плодотворной: жанр трущобных туров (slum tours) привился по всему миру, от Мехико до Бомбея (c 1995 года город официально переименовали в Мумбаи, но сами жители продолжают называть его по старинке).

В Бомбее дело поставили на широкую ногу. Недоучившийся бухгалтер из Англии Крис Уэй (Chris Way) со своим местным партнером Кришной Пуджари (Krishna Poojari) основали в 2006 году фирму Reality Tours and Travel  и стали зазывать путешественников в Дхарави — «место, где живут бедно и трудно, но при этом невероятно деятельно, место, полное предпринимательского духа и юмора». «Мы надеемся развеять негативный образ Дхарави и всех остальных трущоб Бомбея, сложившийся в головах у людей, показав им неустанный труд и дружную общину», — заявляли Крис и Кришна.

По их словам, главное отличие Дхарави от тех трущоб, куда туристов заманивают в Бразилии, Мексике и Южной Африке, — невероятное трудолюбие местных обитателей: годовой оборот 10 тысяч базирующихся здесь предприятий составляет около 700 тысяч долларов. Кто-то делает горшки из глины, кто-то — пластиковые брикеты из мусора. Кто-то печет лепешки, кто-то варит мыло, тут же стирают белье и лудят прохудившиеся кастрюли, тут же дубят кожи. «Никто — вообще ни один человек — не сидит без дела! И все улыбаются!» — поразился один из участников экскурсий. «Больше всего меня потряс царивший повсюду оптимизм», — резюмировал после возвращения из Дхарави журналист из The New York Times.

«Поначалу, — вспоминают основатели Reality Tours, — у нас едва набиралось желающих на одну группу в день. Теперь таких групп отправляется не меньше трех, и мы начали расширяться — возим людей в деревни. На то, что мы делаем, оказался очень большой спрос».

Не обошлось, разумеется, и без скандалов: в газетах писали, что Крис с Кришной пропагандируют вуайеризм вместо туризма («представьте себе, что у вас на пороге каждый день собираются толпы людей, которые фотографируют, как вы умываетесь и завтракаете!»), а один из членов индийского правительства даже собирался закрывать фирму.

«Реальные туры» отбивались: во-первых, говорили они, туристы покупают то, что делают местные жители, а значит — стимулируют производство. Во-вторых, им запрещено фотографировать. В-третьих, никто против туров не возражает, в том числе местные власти и полиция. А в-четвертых, 80% прибыли идет на благотворительность: на вырученные от экскурсий деньги Крис и Кришна открыли центр, где обитателей Дхарави учат английскому, работе на компьютере, а также — когда находятся добровольцы-преподаватели — рисованию и фотографии.

Теперь, когда фильм «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire) получил четыре «Золотых глобуса» и стал главным кандидатом на «Оскара», спрос на трущобные туры только вырос — благо стоят они недорого и даже кризис им не помеха. Так что в центре собираются купить проектор и крутить там по воскресеньям кино.