![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/0FA89CAA_D4BB_466D_9294_244511D771D5_avatar.jpg)
Эффектно разбитое сердце
![Наручники (2005). Загреб, Хорватия. Atame... (по испански это значит «свяжи меня»)](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/86/83/868331966d77239fef451a6176705bb46e5d68bc3098232c79d9136c0ddcc1aa.jpg)
Когда-то, когда у меня было разбито сердце, я придумала себе маленький доморощенный психотренинг, который с тех пор не раз помогал мне выбираться из самых паршивых состояний. Было это так. Я была совсем юной девушкой, а человек, с которым я к этому моменту прожила два счастливых года, как-то очень внезапно позвонил мне и сказал, что женится. Не на мне.
Я спокойно положила трубку, вышла на улицу – такая осенняя, серая, темная московская окраина – и побрела по дороге. В кармане у меня оказался плеер. Я надела наушники, заиграла музыка, и тут я на минутку представила себе, что это не моя жизнь, а история про меня. Сцена из фильма или, положим, видеоклип.
Дальше нужно представить, что все, что происходит, происходит не с тобой, а с героиней этого клипа или фильма. Что это не ты идешь вся в соплях по грязной, серой улице. Нужно совершить, как это называется в кино, отъезд – и тогда ты в соплях сразу превращаешься в странную девушку, про каких снимают фильмы французы и вообще режиссеры арт-хауса.
А дальше ее (а значит, и тебя) непременно ждет какая-нибудь невероятная приключенческая история.
Я не хочу сказать, что мне тогда стало весело и хорошо, но это было такое красивое кино, которое просто приятно было смотреть. Смотреть и тихонько грустить. А не убиваться и заламывать руки.
***
Одна из самых главных подстав в моей жизни заключается в том, что иногда мне нужно куда-нибудь лететь. А я очень боюсь. Так что теперь я применяю свой метод психотренинга во время взлета. Включаю в плеере песню Земфиры «Самолет», смотрю на себя через иллюминатор, смотрю, как я скрываюсь из виду.
«Корабли имеют сердце и возможность выбирать,
И, погибая, улыбаться», – поет Земфира.
Я закрываю глаза.
В этот раз особенная мерзость ситуации состоит не только в том, что мне нужно взлетать, а еще и в том, что там, куда я лечу, мне предстоит вывернуться наизнанку.
Я лечу в музей разбитых сердец, который придумали куратор Олинка Виштика и художник Дражен Грубишич. Когда-то музей был путешествующей выставкой, объездил около двадцати стран, и вот теперь постоянная экспозиция открылась в Загребе.
Я читала об экспозиции и знаю, что среди прочего там есть протез, который отдал в музей какой-то человек, ветеран войны за независимость Хорватии. Отдал в память о любви к медсестре, с которой не сложилось.
Там у них каждый экспонат – это такая история, рассказанная людьми и их вещами.
Я знаю, как это бывает. Однажды в коробке, где мама хранит папины письма, старинного медвежонка в желтой куртке с капюшоном, фотографию молодой бабушки и что-то еще, я нашла розовый обмылок. Совсем маленький и засохший. «Здесь ни у чего нет запаха. Мы носим одинаковую одежду, стираем ее одинаковым хозяйственным мылом, едим одинаковую еду. У меня есть кусочек земляничного мыла, перед сном я беру его в руки, и тогда ненадолго кажется, что ты вошла в нашу камеру. Запах этого мыла напоминает мне твой запах. И запах нашей девочки, которую я еще ни разу не видел». Это из папиного письма маме из тюрьмы. Я знаю, как это бывает, потому что прошло уже двадцать пять лет с тех пор, как они расстались, у них новые семьи, у папы новые дети, а вот же – земляничный обмылок до сих пор в маминой коробке.
Олинка и Дражен собрали в своем музее в Загребе семь сотен таких обмылков. И семь сотен таких вот поясняющих записок.
Мне кажется это одновременно сильной и страшной идеей.
Сильной – потому что это очень просто и касается каждого: все любили, все расставались, все перебирали в руках или в памяти оставшиеся от романа артефакты.
Страшной – потому что неизвестно, как работают сотни историй о закончившейся любви, собранные в одном месте. Мне кажется, меня должно там накрыть с головой концентратом чужой тоски. Я боюсь, что меня там ждет какое-то новое знание, которое я не смогу переварить.
В Загребе тем временем ранняя осень, Загреб маленький и однотонный, на улицах Загреба очень тихо, и кажется, что у них здесь случилось что-то такое ужасное, о чем не принято говорить. К тому же я уже все равно ни о чем не могу думать, кроме несчастной любви, и поэтому рассматриваю каждую проходящую мимо меня парочку с псевдопророческой тревогой. Пытаюсь понять, что эти люди сдадут в музей, когда их роман закончится.
К мысли, что все романы закончатся, а все сердца разобьются, я к этому моменту уже привыкла.
Музей разбитых сердец находится в самом центре Загреба, мимо него проходят все туристические маршруты. Когда я сворачиваю с улицы Павла Радича на Камениту, я прохожу сквозь Каменные ворота – одну из самых старых достопримечательностей Загреба. За воротами, в темном углу – маленькая часовня Богоматери, стены вокруг часовни выложены плитками, на которых написано «Спасибо, Богородица». Перед часовней в полной тишине и полумраке обычно стоят люди, сложив в молитве руки у груди.
В том, что они просят Богородицу сохранить их любовь, я не сомневаюсь. О чем еще они могли бы молиться?
***
Внутри музей – красивое современное пространство: белые стены, стеклянные двери, сводчатые потолки. Дражен Грубишич, современный художник, основатель музея, оказывается высоким красивым человеком: темноволосым, бородатым, похожим одновременно на всех главных красавцев хорватской футбольной сборной. Я думаю про себя, что это очень остроумно, что человек с такой внешностью управляет музеем разбитых сердец. Сколько, интересно, экспонатов появилось в музее по его вине?
![Красное пальто (1998-2003). Загреб, Хорватия. «Мы купили его вместе на распродаже, по дешевке — платил он. Тогда в магазинчике мне показалось, что оно неплохо сидит, хотя всегда была равнодушна к красному. Ни разу его не надела, и потом отдала соседке по комнате, которая тоже сначала очень радовалась, а потом и ей надоело. Лучше пусть висит в музее, чем в шкафу»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a0/e5/a0e52a6e699a75d2be3a5b5a28923e28eca37764dcf26e9284a189769a1719bd.jpg)
Я хочу сразу ему сказать, что мне первым делом необходимо увидеть протез, а в идеале – поговорить с человеком, который этот протез сдал в музей. Я как-то сразу для себя решаю, что этот протез наверняка будет самым пронзительным предметом во всем музее. Шутка ли, сдать в музей практически собственную часть тела.
– Иди посмотри, что у нас тут, а потом поболтаем, – говорит Дражен.
Я ему в этот момент очень благодарна. В музее закончившейся любви никому не нужен экскурсовод. Это влюбленные и счастливые без умолку рассказывают, как они познакомились, откуда взялась вот эта вещь, а откуда – вот эта, что значит это пятно на диване и почему он называл ее «мышкой» или там «грудинкой». Про любовь, которой больше нет, и так все понятно: ее больше нет.
К тому же каждый предмет здесь подписан: что это такое, сколько длился роман, где он происходил и несколько слов о любви или расставании.
Например, так.
Заводной белый кролик и фотография кролика в пустыне. 1999–2003, Загреб, Хорватия.
Мы хотели объездить весь мир и возить кролика с собой. Но никуда дальше Ирана он не добрался. Это не фотошоп, а настоящее фото зайца в пустыне рядом с Тегераном.
Белый пояс для чулок. Весна–осень 2003, Сараево, Босния и Герцеговина.
Я так никогда его и не надела. Возможно, если бы я надела его, наши отношения продлились бы дольше.
Упаковка презервативов «Гусарские». Один год. Блумингтон, Индиана.
Русские презервативы мне подарила моя девушка после поездки в Литву. Никогда не использовал их – ни с ней, ни с кем-то еще.
Топор для моей бывшей. 1995, Берлин, Германия.
![Топор для моей бывшей (1995). Берлин, Германия. «…Я не выдержала и выставила ее. Она сразу же куда-то уехала отдыхать с новой подружкой, а ее мебель осталась у меня дома. Я вся кипела изнутри, поэтому я купила в ближайшем магазине топор, чтобы дать выход своей ярости и сделать ей хоть немного больно – слишком уж легко она пережила наше расставание. Каждый день на протяжении тех двух недель, что ее не было, я рубила на куски что-нибудь из ее мебели, но щепки не выкидывала. Скоро в ее комнате не осталось ни одного живого места – а именно так выглядела тогда моя душа, – и мне стало чуть легче. Когда через две недели она вернулась забрать мебель, все щепки были сложены в аккуратные кучки. Весь этот мусор она забрала с собой. Вот такая топоротерапия»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/18/4a180c935c95b6cd6495168f4454ddd103aced03dbb06af89bdc5e7910fb2fb8.jpg)
Она была первой женщиной, которой я разрешила ко мне переехать. Все мои друзья говорили, что мне нужно научиться доверять людям. Через несколько месяцев после того, как мы стали жить вместе, мне предложили съездить в Америку, но у нее не получалось поехать со мною. Мы расстались в слезах в аэропорту, и она говорила мне, что не знает, как проживет без меня эти три недели. Когда я вернулась, она призналась, что полюбила другую. А еще она сказала: «Мы знакомы с ней всего четыре дня, но я точно знаю, что она даст мне то, чего я не могу добиться от тебя». Потом я, конечно, спросила, что она думает про нашу совместную жизнь. Она сказала, что подумает. На следующий день она так ничего и не решила, а я не выдержала и выставила ее. Она сразу же куда-то уехала отдыхать с новой подружкой, а ее мебель осталась у меня дома. Я вся кипела внутри, поэтому я купила в ближайшем магазине топор, чтобы дать выход своей ярости и сделать ей хоть немного больно – слишком уж легко она пережила наше расставание. Каждый день на протяжении тех двух недель, что ее не было, я рубила на куски что-нибудь из ее мебели, но щепки не выкидывала. Скоро в ее комнате не осталось ни одного живого места – а именно так выглядела тогда моя душа, – и мне стало чуть легче. Когда через две недели она вернулась забрать свою мебель, все щепки были разложены в аккуратные кучки. Весь этот мусор она забрала с собой. Вот такая топоротерапия.
![Смешная закономерность — парочки влюбленных всегда хохочут над экспонатами](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/73/54/7354501b5068b58d08526be220d33372471aa626151df0b7207e30ed58f8b374.jpg)
![...а одиночки разглядывают их с очень серьезными лицами](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/11/95/1195efbdb409f049e23dcfa5e4f35e70ad3ffca2cd3ca32f0f13fffb220034cb.jpg)
Всего восемь залов – про несбывшиеся надежды, секс, ярость, смерть, историю, домашние вещи, одежду, часы и время. Сотни предметов, сотни историй. Груды мягких игрушек, несколько десятков фотографий, свадебное платье, записки, карты, сувениры и фигурки, сапоги, футболки, два дезодоранта, молитвы на клочках бумаги. Протез.
Я останавливаюсь в последнем зале.
– Ну, как тебе? – спрашивает Дражен.
– Впечатляет, – зачем-то вру я. – А какая у вас самая любимая история? Какой предмет?
– Стеклянная лошадка, но ее нет в музее, только в каталоге. Убрал ее с глаз долой, не могу смотреть, сразу слезы наворачиваются.
Стеклянная лошадка. 1982–1997, Марибор, Словения.
Однажды я убиралась у себя в спальне. Я открыла шкаф и нашла маленький ящик. Я открыла его и на самом дне увидела свое свадебное кольцо и маленькую стеклянную лошадь. Я взяла ее в руки. Лошадка была сделана из муранского стекла. Как давно это было... Если я все правильно помню, мы с мужем тогда поехали в Венецию. Стояла прекрасная погода, светило солнце. Я была молодой и влюбленной. И будущее наше представлялось мне прекрасным. Венеция – город влюбленных. Мы медленно гуляли по городу – по узким улочкам, мостам и площадям. Везде было полно туристов. Мимо проходили молодые пары – они держались за руки. Все казались счастливыми. Скоро мы оказались на Большом канале, по обе стороны которого стояли великолепные дворцы. Весь город утопал в солнце. Мы зашли в местечко под названием Café Gondoliere – там обедали туристы, пожилые итальянцы читали газеты, а элегантно одетые женщины ели пирожные. Мы сели и стали с удовольствием наблюдать за всей этой жизнью. Потом я отошла в туалет, а когда вернулась, мой муж уже расплачивался. Мы быстро обсудили наши планы и решили посмотреть на мастерские Мурано. Там мне очень понравился один художник – у него были замечательные стеклянные фигурки. Прямо у нас на глазах он сделал чудесную лошадку. И я сказала: «Как бы мне хотелось, чтобы у меня была такая лошадка». Потом мы вернулись в город и долго шли к нашему отелю. По дороге мы почти не разговаривали, но нам нравилось просто так идти рядом друг с другом. Я была счастлива. Когда мы уже подходили к отелю, мой муж поцеловал меня в щеку и протянул мне пакетик. Он сказал: «Дорогая, я люблю тебя. И всегда буду. Ты моя жизнь». А я ответила: «А ты – моя». Когда мы вошли в номер, я открыла пакетик и увидела стеклянную лошадку. Прошло двадцать лет. Теперь мы в разводе. От его любви не осталось и следа. Я положила стеклянную лошадь обратно и закрыла коробку. Я сказала себе: «Не реви! Завтра все будет по-другому».
– Я могу поговорить с человеком, который отдал в музей свой протез?
– Нет, у нас даже нет его контактов, все, что нам отдают, отдают анонимно.
Кролик-путешественник, презервативы «Гусарские», белая подвязка. Какое все это имеет отношение к маминому земляничному обмылку, к разбитым сердцам, к трагедиям? Как кого-то может задевать история про стеклянную лошадку, каналы Венеции и «я буду любить тебя вечно» – тридцать шесть штампов на тридцать шесть предложений? Где тут, извините, выворачиваться наизнанку?
Я хотела совсем других историй. Я хотела понять и пережить что-то очень важное. Когда я рассказываю о мамином земляничном обмылке за столом друзьям или знакомым, всегда повисает пауза. Я вижу, что история производит впечатление. Теперь, когда мне тридцать, я понимаю, что ждать мужа из тюрьмы – сначала беременной, а потом с ребенком – настоящий ад, но в восемнадцать мне хотелось быть героиней этой истории. А здесь – мне не то что не страшно, мне скучно. Зачем я морально готовилась потерять веру в счастливую любовь, если мне подсовывают какое-то фуфло? Быть героиней истории про презервативы или лошадку и даже про огромный топор едва ли захочет хоть какая-нибудь восемнадцатилетняя девушка.
Мы договариваемся с Драженом, что я приду завтра. Тогда и поговорим.
***
– Что бы ты сдал в музей в память о твоем первом браке? – пишу я ночью из загребского гостиничного номера мужу в Москву.
«Пиджак?» – пишет муж.
Что бы сдала я сама? В память о первом романе, о первом браке, о служебной интрижке семилетней давности? Я не могу придумать ничего. Более того, я не могу придумать, что именно могло бы меня заставить отнести свою вещь в музей разбитых сердец. Кого бы она могла заинтересовать? Разве мог кто-нибудь на этом свете понять хоть что-то про мой личный опыт, глядя на какой-то предмет? Даже если бы я приложила к этому предмету самое подробное описание.
– Какой бы текст ты приложил к этому пиджаку? – пишу я мужу в скайпе.
«Клетчатый пиджак (летний, яркий, в желто-красно-белую клетку). Она купила его в каком-то только ей известном секонде. Пиджак был мне откровенно мал, выглядел я в нем по-идиотски, но я все равно носил его. Собственно говоря, этот пиджак был на мне, когда я первый раз увидел свою вторую жену».
И вот тут я выворачиваюсь наизнанку. За две секунды я вспоминаю этот пиджак – совсем, кстати, не идиотский, вечер, когда мы познакомились, то, как тогда выглядел совсем еще не мой муж, что говорил, все, что было потом, его развод, мой, чувство вины, счастье, восторг первых свиданий.
Стоило лететь в Загреб, вникать в сотню чужих историй, смотреть на чужие подвязки и презервативы, чтобы найти историю, которая действительно проберет тебя до костей.
Но это же все равно не то потрясение, которого я ждала. Чтобы помнить о том, что чья-то любовь закончилась из-за тебя, музей не нужен.
Я выхожу на улицу, камера отъезжает, я вижу, как девушка в сером пальто бредет по темной улице. «Мы с тобой еще немного, и взорвемся», – поет Земфира в наушниках.
Скривиться при виде человека, жующего лимон, может только тот, кто когда-нибудь пробовал лимон. Сцена из фильма «Амели» – где маленькая Амели запускает кисти рук в мешок с фасолью, набирает полные горсти круглых гладких фасолин, высыпает их обратно и проделывает все сначала – вставляет, потому что каждый хоть раз делал это.
Я пробую объяснить то, что меня никак не зацепили музейные истории, тем, что они не затрагивают мои личные переживания, мой личный опыт.
Эта версия расползается у меня под руками. Никто из моих друзей не ждал любимого человека из тюрьмы, но каждого задевает мамина история про обмылок. И наоборот, в моем любовном прошлом тоже были и подвязки, и презервативы – о’кей, пусть не гусарские, – и даже, чего уж там, искореженная мебель. Почему же почти ни одна история из музея меня совсем не зацепила? И кому был бы интересен пиджак моего мужа в этом музее? Почему почти ни одну из этих историй не расскажешь за ужином так, чтобы над столом повисла многозначительная пауза? Что вообще делает историю о закончившейся любви крутой историей о закончившейся любви?
«Что ж меня так этим протезом-то проняло?» – думаю я, засыпая.
***
Ночью мне снятся сцены из «Английского пациента». Обожженные руки, лица, медсестра Ханна у постели бывшего летчика.
***
Когда-то, почти десять лет назад, у Олинки и Дражена тоже был роман. Я знаю это, потому что Олинка написала об этом во вступительном слове к каталогу музея. Со мной ни Олинка, ни Дражен о самом романе не говорят. Только о расставании.
Олинка рассказывает, как они решили разойтись, но не знали, как же быть со всеми этими вещами, которые совершенно невозможно было поделить, – не в музей же их сдавать.
Так и возникла идея музея. Когда чуть позже в Загребе объявили тендер на финансирование художественной инсталляции о любви, Олинка и Дражен вспомнили о своей шутливой реплике про музей, написали концепцию и, прежде чем отправлять ее на конкурс, разослали друзьями. Всем очень понравилось, и все сразу стали приносить им свои вещи.
Зачем все же люди делают это?
– Когда мы путешествуем с выставкой по разным странам, люди очень часто подходят и говорят, что завтра же принесут в музей свой экспонат, – рассказывает Дражен. – Что у них есть кое-что, что как нельзя лучше подходит для нашего музея. Из пяти человек приходит один. Очень часто люди звонят и говорят мне: знаешь, кажется, я еще не готов это отдать.
Дражен говорит, что для тех, кто все же решается принести вещь, сам акт передачи ее в музей становится терапевтическим. Люди освобождают себя от надежд, воспоминаний, сожалений. Перестают цепляться за остатки или останки прожитого уже куска жизни.
Я понимаю, о чем говорит Дражен. Пережить измену или расставание иногда проще, чем осознать простую мысль, что все истории заканчиваются. Я помню, что после того, как ушла от мужа, очень быстро привыкла к тому, что мы больше не живем вместе. И даже очень спокойно и четко понимала, что больше его не люблю. И все же – продолжала рыдать и целыми днями придумывала, как бы мне вернуться. Я не хотела возвращаться к мужу, я хотела вернуться к придуманной мною истории – истории о том, как двое людей полюбили друг друга, и жили долго и счастливо, и умерли в один день.
Я вдруг с удовольствием понимаю, что люди, отдавшие сюда свои вещи, вообще-то пошли дальше.
![Прядь волос (меньше двух месяцев). Скопье, Македония. «Нууу… отношения были короткими, но эмоционально очень сильными. Сумасшедшими. Они действительно довели меня до безумия. И я сотригла волосы, и жила так еще очень долго. И так же долго никто не любил меня. И я была счастлива»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ff/31/ff31f311e52451cd23eef3e98f44a0aafba07f96eef20164c394e08c13c5a4ef.jpg)
![Коробка — Йелка, Владо, 15 ноября 1975 года. «Владо сделал коробку после свадьбы, он тогда был в армии. Через 18 лет он ушел от меня к другой женщине; официально мы развелись только после 25 годовщины нашей свадьбы. Я решила сделать ему сюрприз в тот день. Я заказала торт с цифрой 25, написанной кремом, и попросила кондитера разрезать его пополам. И отправила ему половину торта с цифрой 25 на ней. Наши сыновья отмечали нашу годовщину сначала со мной, а потом с их отцом. Мой бывший муж и его новая девушка были очень удивлены, но торт съели все равно. Торта больше нет, как и нашего брака. Остались только коробка, два сына и воспоминания…»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3a/0c/3a0c168ec1f7a7596a9241978b5f54e1402d64f5ae29e2896153807859d89be4.jpg)
![Искусственная грудь (3 года). Белград, Сербия. «Итак, после 3 лет, проведенных вместе, мой муж принес домой искусственную, вылепленную грудь, которая была естественно больше, чем моя собственная. Это было время самого серьезного кризиса в наших отношениях. Он заставлял меня надевать ее во время секса, потому что это заводило его. Я была разочарована. Так что я ушла от него из-за вот этих вот липовых сисек»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6c/39/6c3987d680776312baf6787b4e4999acc70ce07daabffc035f4d2c45d14c2e00.jpg)
![Гном, обезумевший в день развода (20 лет). Любляна, Словения. «Он приехал на новой машине. Надменный и бессердечный. Гном прикрывал ворота, им же самим и разрушенные некоторое время назад. Он ударился в ветровое стекло новой машины и отлетел на асфальт. Он перевернулся в воздухе и полетел по дуге — эта высокая и узкая дуга как бы отмеряла собой время, что мы провели вместе. Дуга уперлась в землю, и наша любовь закончилась»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/28/fa/28fa51f2d5e006a072e075487b0012f955ba5cf52af891aa2b182327273b2fe0.jpg)
![Даница и Три (с мая по июнь 2007 года). Берлин, Германия. Его записка, которую он оставил на двери ее дома на Рюкертштрассе; яблоко, подаренное одним ангелом другому на канале Landwerk в Кройцберге возле Немецкого Технического музея (2 июня 2007 года); нож, привезенный в качестве сувенира из России уже после расставания (июль 2007)](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/af/24/af247c95fb37a6984a0291b07759b696c171884ecceaec9b54ecf83ca9af5463.jpg)
![(Не)счастливый бумажник (ноябрь 2004 – декабрь 2006). Сараево, Босния и Герцеговина.«Этот бумажник мне подарили. И он принес мне удачу, потому что внезапно я стала много зарабатывать. Но никогда не надо спешить. Даже этот бумажник не смог покрыть тот невероятный материальный ущерб, который мне нанес мой парень, когда мы расстались (он оказался психопатом). Поэтому я и отдаю этот бумажник в музей. Пусть он заберет с собой все эти проблемы. И воспоминания тоже»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4d/b4/4db43352e5970d6308c125bd2b0f17a63ddff674ebc5801d028327cfb956a4fd.jpg)
![Две фигурки (10 лет).Дублин, Ирландия. «Эти две фигурки символизируют двух моих дочерей. Сегодня им уже за тридцать. И мне бы очень хотелось, чтобы эти фигурки нашли свой дом. Все произошло в Англии в 1980-х. Я больше не могла выносить ужасный характер мужа. Сильнее всего страдала от его гнева наша старшая дочь, так что мне нужно было позаботиться о ее безопасности, да и о нашей. Мы уехали, ничего ему не сказав, — сели на корабль и уплыли в Ирландию. Не взяв с собой ничего, никаких вещей, только то, что было на нас надето. И как ни странно, именно старшая дочь сильнее всего страдала без папы. Пару лет спустя, когда наша жизнь наладилась, я купила две эти фигурки, чтобы они напоминали мне о том, как мои девочки были маленькими, о том, как старшая любила писать письма папе, а младшая — вязать... Там еще надписи внизу на подставках: «Уюта и тепла вам этой зимой» и «Он помнит обо мне».Характер моего мужа так никогда и не исправился, но девочки до сих пор с ним общаются»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3d/88/3d88fc5973ee704f0e8ff643659f2d0102a034b9a1de27c2019a6c4455929868.jpg)
![Руки манекена (5 лет). Берлин, Германия. «Выдержать более пяти лет этих любовно-ненавистнических отношений я просто не мог. Ушел один раз из дома на всю ночь, чтобы все обдумать, а вернулся под утро и обнаружил свою комнату разнесенной вдребезги, всю в монтажной пене. Моему любимому манекену не оставалось другого выбора, кроме как поверить в этот кошмар»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ea/12/ea12d73d3be4993a6fba38feb3c3c34040e12d104a0f5a534589605b24ae2df1.jpg)
![Старинные часы (1987). Загреб, Хорватия. «Подарок S.K. сделанный в 1987 году. Она любила антикварные штучки — главное, чтобы были старинные и не работали. Это, собственно, и стало причиной нашего разрыва»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/43/58/4358f90273037d7a8f78d6b17692c7d0247cf56d691ca290543259958934c6a6.jpg)
![Свадебная коробка, внутри кремовый корсет, подвески, подвязка (изготовлена в 1995-м; поженились в 1999-м; разошлись в 2007-м)Килкенни, Ирландия«Все это было на мне в день свадьбы. Мы женились в сентябре. Было сыро и пасмурно. Вспоминая этот день, я думаю, какой же я была тогда юной и уверенной в себе — я была готова горы свернуть. Прошло восемь лет. Мы разведены, и я чувствую себя совсем иначе — старой, неуверенной, и уж точно не готовой сворачивать горы! Забавно, как все в жизни меняется»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bb/9e/bb9eb0df1377ea0bbc015628e4bf6bf727d99d3ed6f019f981d07178c2f1c5f5.jpg)