Генеральный директор компании Odeo Эван Уильямс и программист Джек Дорси сделали систему рассылки коротких сообщений для друзей и родственников. Эту службу, названную «Твиттер», они запустили в начале 2006 года. Опыт работы в предыдущей компании научил Уильямса верить в свои силы, прислушиваться к интуиции даже тогда, когда новый проект не так-то просто обосновать, а предсказать, будет ли он успешен, и того сложнее. Такая же история была с «Твиттером».

Идея «Твиттера» очень проста. Вы посылаете сообщение длиной до ста сорока символов и в нем рассказываете, что сейчас делаете. Те, кому вы интересны, подписываются на рассылку ваших сообщений. Можно заказать дополнительную услугу, и сообщения будут приходить на мобильные в виде sms. «Твиттер» — система, позволяющая людям делиться с другими тем, что происходит у них в жизни, здесь и сейчас; это могут быть какие-то важные события («Родила! Целых четыре с половиной кило, самый сладкий мальчик на свете!»), а могут и совершенно обычные («Только что уронил мобильник в унитаз»).

Люди пишут о событиях своей жизни в тот самый миг, когда эти события происходят, и так чувствуют куда более крепкую связь друг между другом — в реальном времени и независимо от расстояния. Однако в этой системе заложено много других возможностей общения и обмена информацией, о которых авторы проекта поначалу и не подозревали.

Например, когда в 2007 году в Сан-Диего начались лесные пожары, окрестные жители, пользуясь «Твиттером», сообщали, что происходит, искали сообщения своих соседей. Даже газета The Los Angeles Times завела учетную запись на «Твиттере» и стала публиковать там новости в реальном времени. Ее примеру последовали лос-анджелесские пожарная служба и Красный крест. Не отстает от них и конференция TED: десятки людей на TED посылают twitter-сообщения о том, что происходит, а читают их несколько тысяч человек.

Бизнесмены тоже осознали потенциал «Твиттера», им пользуются теперь для общения, рекламы, для чего угодно. Например, один передвижной киоск с корейской едой колесит по Лос-Анджелесу и сообщает через «Твиттер», где он запаркован в данный момент; через пару минут к нему выстраивается очередь.

К «Твиттеру» подключились и политики. Сейчас на «Твиттере» зарегистрированы сорок семь членов конгресса США. Порой они шлют сообщения с закрытых заседаний с участием самого президента. Например, конгрессмен сообщает, что ему не нравятся предлагаемые президентом меры. И, конечно, самый любимый пользователь Эвана Уильямса — это сам президент. Правда, сейчас поток сообщений от него поиссяк (одно из последних пришло на следующее утро после выборов: «Произошло историческое событие. И произошло благодаря вам — потому что вы не жалели ни усилий, ни времени, ни таланта. Барак Обама»).

Уильямс и его компания задумывали «Твиттер» как некое радио, систему массовой рассылки коротких сообщений, доступных всем и каждому, где клиенты получают те сообщения, что интересны им. Но затем они захотели отвечать конкретному пользователю «Твиттера» или даже на конкретное сообщение. Например, Шакил О'Нил пишет напрямую одной своей фанатке. В Odeo не встраивали эту идею в систему, пока она не стала такой популярной. Это лишь один из многих примеров того, как пользователи влияют на архитектуру системы.

Разработчики «Твиттера» позаботились и о гибкости интерфейса. Теперь любой программист может писать программы, взаимодействующие с системой. Уже около двух тысяч программ могут посылать сообщения через «Твиттер», с интерфейсами для Mac, Windows, iPhone, Blackberry и так далее.

Среди программных продуктов для «Твиттера» важнее прочих оказалась система, разработанная маленькой компанией из Виргинии: поисковик для twitter-сообщений. Это потрясающий ресурс, который позволяет отыскать сообщения буквально на любую тему, обнаружить какое угодно событие. Этот проект совершенно поменял взгляд создателей «Твиттера» на свое творение; они поняли, что их система куда шире, чем они думали. Им так понравилась эта поисковая система, что они купили компанию-разработчика и интегрировали их продукт со своим основным.

Уильямс приводит пример: как-то в Атланте неожиданно кончился бензин, и пользователи «Твиттера» стали сообщать, на какой заправке есть бензин, добавляя к каждому сообщению ключевое слово «бензатл», по которому другие пользователи могли фильтровать сообщения.

Эван Уильямс хотел просто дать людям возможность быть в курсе дел друзей и родных, а теперь люди пользуются «Твиттером», чтобы помогать друг другу, и его функции стали куда шире. Например, благотворительные организации собирают через «Твиттер» деньги на помощь бездомным, на рытье артезианских колодцев в Африке; за пару дней удается собрать несколько тысяч долларов. Сам создатель системы понятия не имеет, что будет с «Твиттером» дальше, но твердо знает: нужно верить в интуицию и вдохновение и помнить, что никогда нельзя предсказать, куда они тебя заведут.