Ольга Свиблова: Не знаю, люблю я Кубрика или тихо ненавижу

Участники проекта «Сноб» провели «ночь в музее». Стэнли Кубрик и Джанни Пигоцци, Джованни Беллини и Владимир Фридкес, Dance in Vogue и «Россия для всех» — все эти экспозиции оказались доступны участникам проекта в ночь с 22 на 23 ноября, а про две из них они услышали подробнейший рассказ Ольги Свибловой

+T -
Поделиться:

Tот, кто выдержал двухчасовой бег за Ольгой Львовной по залам музея, наверняка запомнит этот день надолго. Хотя бы потому, что сегодня существует не очень много людей, которые настолько четко, артикулированно, просто и при этом страстно говорят о современном искусстве. Свибловой удается действительно оживлять каждый кадр, к которому она прикасается, и заново переживать вместе с нами и историю фотографии XX века, частью которой являются Кубрик и Пигоцци, и историю персонажей на их снимках. Именно поэтому пытаться пересказать Свиблову — занятие, обреченное на провал. Она жонглирует именами, понятиями, вьется от кадра к кадру, как будто обучая неповоротливых учеников азам танца. И когда ты выходишь из зала, то понимаешь, что, несмотря на то что голова гудит как улей, ей все же удалось втолковать тебе, на что смотреть в первую очередь на фотографии.

Методично и по существу Ольга Львовна разбирает почти каждый кадр из внушительной экспозиции и раз за разом возвращается к основным вопросам, так и не решенным до сих пор в отношении творчества Кубрика. Каким образом удается фотографу добиваться такого напряжения в кадре? Почему двое людей, статично стоящих или сидящих в кадре, порой транслируют нам ужас и напряжение покруче, чем в фильмах Триера и Хичкока? Почему даже тогда, когда Кубрик снимает обнаженную натуру (хотя во всей экспозиции всего одна такая фотография, и это явно не его тема), в кадре драма и игра, а не эротика? И главный вопрос, который остается открытым по отношению ко всем работам Кубрика, — это игра света и фокус в его фотографиях. Ольга Львовна анонсировала, что этой проблеме будет посвящена отдельная лекция Кирилла Разлогова, которая пройдет в музее 28 числа, после того как будет развешана вторая часть экспозиции Кубрика.

Пока мы рассматривали кадры, сделанные Кубриком для журнала Look в 40-х годах XX столетия, Свиблова успела рассказать нам практически всю его биографию. Начала, разумеется, с того, что мальчик родился и вырос в семье обеспеченных американских интеллигентов. С того, что заработал первые деньги в 14 лет, продав фотографию женщины, плачущей над газетой с фото ее погибшего сына. С того, что первый фильм снимал сам и в качестве режиссера, и в качестве оператора. И дальше, дальше сквозь родченковские и феллиниевские темы в его работах, к гуманистической фотографии и к тому, что по сути весь драматизм современного кино вырос из ранних кадров Кубрика. Но самую интересную историю приберегла напоследок.

Оказывается, существует версия, согласно которой кадры высадки американцев на Луну были сняты на студии у Кубрика. И эти кадры удались ему с тем же уровнем реализма, с каким он снимал свои фантастические фильмы. После того как работа была сдана, Кубрик стал отмечать, что люди, принимавшие участие в этом проекте, стали по одному исчезать. Именно поэтому последние годы он провел как бы «за железной стеной», отгородившись ото всех и постоянно ожидая повышенного внимания со стороны спецслужб. «Немецкая художница и скульптор Ребекка Хорн, у которой я была в гостях два дня назад, рассказала мне, что обсуждала эту версию со вдовой Кубрика, и та никак ее не опровергла, но даже признала как возможную. Меня эта история невероятно впечатлила», — рассказала Свиблова.

Отдельным подарком для участников проекта стала коротенькая экскурсия по выставке «Стоп! Пигоцци», где представлены фотографии мировых знаменитостей в неформальной атмосфере, сделанные их другом Джанни Пигоцци. На контрасте с драматизмом и постановочностью Кубрика обнаженность и юмор Пигоцци выглядят особенно интересно и становятся не просто видеорядом в стиле папарацци, а чем-то большим.  

Уходя из музея в первом часу ночи, хотелось только одного: вернуться сюда еще раз и повторить. Только на очень медленной перемотке. Наверное, я так и сделаю.

Комментировать Всего 16 комментариев

 Огромное спасибо восхитительной Ольга Свиблова за этот вечер 

Мои эмоции по этому поводу написал в своем блоге "Кусочек Кубрика... "

Мне кажется, если бы Кубрик услышал Ольгу Львовну - он бы узнал о себе много нового.  

Эту реплику поддерживают: Юлия Зандер, Наташа Вольпина

Наверняка ;-) Она же говорила, что многие вещи, которые мы сейчас разбираем, как технические приемы, Кубрик делал неосознанно, и что он нигде не учился фотографировать, а добивался нужного результата методом проб и ошибок...

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин, Валерий Зеленский, Антон Чупилко

Восхитительно! Огромное спасибо Ольге Свибловой за исчерпывающую информацию о Ранних фотографиях Кубрика. Мы с мужем получили огромное удовольствие.

Выставка уникальна, а экскурсия - прекрасна. Огромное спасибо Ольге Свибловой за прекрасный вечер. Я не успел осмотреть и половины заинтересовавшего меня в музее, притом, что мы с моей спутницей ушли самыми последними, около 0-30, если не ошибаюсь. Так что, Майя, я с Вами абсолютно солидарен, нужно обязательно вернуться и посмотреть все еще раз, внимательно и без спешки. Предлагаю всем вновь объединиться. :) Кстати, очень хотелось бы знать, в котором часу 28-го числа начинается лекция Кирилла Разлогова, она несомненно дополнит все рассказанное и увиденное.

P.S. Кстати, из всех вчерашних присутствующих я распознал отсилы двух-трех человек. То ли аватары такие у всех неприметные, то ли, что вероятнее, пишут и комментируют одни, а на мероприятия ходят другие. Давайте, что ли, господа, активнее в сети! :)

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова, Майя Богданова, Антон Чупилко

Я честно был! И, кажется, узнал Вас: "Это Джордж Кьюкор...", - подсказка Ольге о джентльмене за окном машины.

А я Вас не узнал. :( Но к Вам вышесказанное мною точно не относится, во-первых, Вы активно участвуете в дискуссиях, а во-вторых, аватар у Вас "олдскульный", можно и не распознать :).

Валерий Зеленский Комментарий удален автором

Давно же предлагали  - сделать бейджики с именами! Мне кажется, пора уже.

Майя, да дело вовсе не в бейджиках. Дело в том, что огромное количество участников проекта ограничивают свое виртуальное в нем участие фразами типа "+1, пожалуйста". И все на этом. Могу даже предположить, что таких большинство. Это есть неправильно, имхо, так как "Сноб", в первую очередь, все-таки сетевой проект, а мероприятия - лишь приятное дополнение. Кто-то скажет, что абсолютно нет времени вести блог и комментировать, однако, на посещение мероприятий время, как видим, находится...

Эту реплику поддерживают: Майя Богданова

Ох, Артем, вашими бы устами... ;-)

Конечно, мы были бы счастливы, если бы все активно вели свои блоги и общались он-лайн. Но пока этого не происходит, я и офф-лайновому общению на мероприятиях была бы рада, потому что среди участников действительно много интересных людей.

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин, Артём Герман

Артем, все правильно, не все же участники проекта - одаренные от природы блоггеры! Написать отзыв/статью/пост - это тоже надо уметь (и дело не во времени или его отсутсвии, просто у каждого своя одаренность, своя "страсть", и большинство людей все-таки понимает этот момент).

Вы же не будете упрекать Ольгу Свиблову за то, что она не так часто пишет, как нам с вами хотелось бы. Зато от всего одной экскурсии получаешь столько, сколько ей не высказать и сотней постов. Она прекрасно понимает свои сильные (и слабые) стороны, щедро делится сильными, и старается не выносить на показ слабые. За это мы ее и любим :)

Илья, Вы, конечно, извините, но ерунду говорите. Какая одаренность нужна для написания коммента? Абсолютно никакой. И сравнение с Ольгой Львовной тут тоже не к месту, различные именитые и публичные персонажи уж точно в виду не имелись. Тем более, они мероприятия организовывают, а не просто посещают. Мой пост совершенно о другом и о других был. Вы бы еще Быкова и Макаревича привели в пример, мол, пишут редко, комментируют мало, а мы их все равно любим. 

Написать несколько общих слов в знак благодарности, наверное, действительно не трудно (впрочем, и это требует как минимум уверенного ощущения себя за клавиатурой). Выразить более сложные ощущения, определенные нетривиальные мысли - не у всякого получится за относительно короткое время. Я поддерживаю Вашу точку зрения по существу - было бы хорошо, если больше участников проекта... учавствовали! Другое дело, что требовать именно "текстового" участия ото всех, наверное, тоже не совсем правильно.

Ведь чем, позвольте спросить, отличаются различные именитые и публичные персонажи от остальных участников проекта? Помню, Парфенова упрекали в том, что он мол не достаточно часто пишет у себя в ЖЖ, так он прямо ответил, что либо он снимает док.фильмы (что ему нравится и он умеет это делать), либо ведет блог (что, наверное, ему нравится меньше и не умеет он это делать также хорошо). Наверняка что-то подобное можно сказать и про многих других именитых и не очень Снобов.  :)

А почему мы, собственно, спорим, если по существу согласны друг с другом? :)

Но я все равно буду категоричен: если нет даже, как Вы выразились, "уверенного ощущения себя за клавиатурой", нечего в клуб вступать, сама идея проекта сходит на нет.

Мы не спорим, просто смотрим по-разному на одно и тоже: участие в проекте.  Существенно, что мы согласны в главном: участвовать надо!  

Другой вопрос, "как именно участвовать", мне кажется не самым существенным.  Каждый будет участвовать так, как можется и хочется.  Ольге Свибловой хочется поучаствовать в проекте одним образом, Макаревичу - другим, Вам - третьим, и так далее для каждого участника по-своему. Совсем не обязательно вести для этого блог  :)

Я тоже буду категоричен, и скажу, что если человек не намерен принимать участие в жизни проекта, то смысла вступать в клуб, наверное, нет, даже если он прекрасно ощущает себя за клавиатурой.  :)

Эту реплику поддерживают: Артём Герман

Валерий Зеленский Комментарий удален автором