— Понимаете, он ничего не хочет. Мы уж ему чего только не предлагали. Вон у нас рядом дворец детского творчества на Алтайской — сколько кружков! Выбирай, что по душе. Я все детство в кружки ходила. В кружок кройки и шитья: и интересно, и полезно. А потом еще на шашки и на краеведение в школе. Нас даже по Золотому кольцу бесплатно возили, я ему рассказываю, а он говорит: а зачем мне? Интереса у него ни к чему нет, кроме компьютера. Сидит и сидит в нем. Даже с друзьями погулять зимой — и то редко выйдет. Только летом, с дачными пацанами — на костер. Когда совсем маленький был, ходил в школе на гимнастику, на кольцах там, на брусьях. Нравилось вроде ему, и учитель его хвалил. Но потом тот учитель уволился — и все. Я говорю: давай пойдем еще куда-нибудь, запишемся снова на спорт, учитель же говорил: у Коли данные есть, надо развивать. Он говорит: не хочу, надоело. В прошлом году сказал: хочу на гитаре. Хорошо, отец гитару с антресолей достал, новые струны купил, сам настроил ее, я с ним в клуб к преподавателю сходила, записала его, только ходи и занимайся. Сначала вроде загорелся, а потом как понял, что, чтоб было чего-то, надо каждый день заниматься, так и все, сдулся. До Нового года даже не доходил, бросил, как мы его ни уговаривали. Но ведь у человека в 14 лет должны быть увлечения! Это же неправильно, чтоб не было ничего! Скажите хоть вы ему, доктор…

***

— Разумеется, мы занимаемся дополнительно. Школа у нас хорошая, 59-я гимназия, вы должны были про нее слышать, так что сами понимаете: основная нагрузка в седьмом классе уже значительная, два языка, сильная математика, домашних заданий много, но внешкольные занятия, это мы все понимаем, тоже важны. Из-за нагрузки выбирать приходится придирчиво, потому что должно же быть и время для отдыха: посмотреть хороший фильм, просто съездить в парк, подышать свежим воздухом, вокруг Петербурга столько прекрасных садово-парковых ансамблей…

В первую очередь, конечно, это язык. Без этого сейчас никуда. В школе дают много, но недостаточно для свободного владения. Мы занимаемся с хорошим педагогом в малой группе — всего три человека. Потом — студия при Эрмитаже, она старая, вы, конечно, должны были о ней слышать. Захватывающе интересно. Очень серьезный уровень искусствоведения, практически первый-второй курс института. Мы посещаем ее уже четвертый год, полный курс рассчитан на шесть лет. Ну и еще, разумеется, нужен спорт. Летом мы все равно уезжаем куда-нибудь на курорты, поэтому выбрали горные лыжи. Выезжаем на склон всей семьей, Лиза там отдельно занимается с детским инструктором.

Согласитесь, что все это взвешенно, разумно, полезно. Кроме основного дела — учебы, у человека должны быть хобби, иначе его развитие идет негармонично. Но она отказывается, торгуется, дома у нас постоянные, почти ежедневные склоки: не пойду, не поеду, голова болит, можно я дома посижу?! А что это — дома? Это дурацкие сериалы по телевизору, болтовня с мальчиками и подружками по телефону — даже не разговор, а какое-то непрерывное хихиканье, сидение  в социальных сетях, где вообще собираются одни дебилы, которым нечем заняться!

— Хотела ли когда-нибудь чего-нибудь сама Лиза? Относительно хобби? Не припомню… Лиза, что ты руку тянешь? А, ну да, да… Когда была в третьем классе, хотела заниматься женским футболом, к ним в школу приходил тренер и трех девочек (ее в том числе) отобрал. Но вы же понимаете, что это несерьезно? Еще в прошлом году вдруг собралась вместе с подружкой в мотоспорт во Дворец пионеров — только представьте себе! Разбирать моторы, занятия четыре раза в неделю, и одни мальчишки, многие, сами понимаете, из каких слоев. Разумеется, мы были против…

***

— Человек должен в жизни определяться. Мужчина в особенности. Если ты не определился, тебя так и несет как щепку, по течению, и каждый идиот тебе пинком и даже плевком направление поменяет. Чем раньше определился, тем больше у тебя времени, тем большего добьешься — так я это понимаю. Я сам поздно определяться начал, после армии только, да тут уже семья, деньги надо зарабатывать. В школе дурака валял, о чем теперь жалею, многое можно было бы взять, когда давали. Объясняю теперь ему: не теряй времени, ищи себя, пока возможности есть. Это попробуй, то. Что подойдет, на душу ляжет или способности откроются, за то цепляйся, развивай его. У меня вон дружок школьный еще с пятого класса все камни собирал, привозил их отовсюду, потом пошел в геологический кружок. Мне это тоже было интересно, мы с ним вместе в Саблино за трилобитами ездили, книжки рассматривали, да только я  всего год в кружок-то и походил, а потом на улицу сбежал. А он-то теперь уже кандидат наук, в Канаде работал, сейчас в Германию уехал, научным делом занимается, с интересными людьми общается, и вся жизнь у него за интерес. Вот говорю я так, а мой как-то все ушами хлопает. Пошел за друзьями на карате. Что ему это карате, если он и драться не любит? Бросил, естественно. Потом вдруг все посмотрели какой-то фильм: купите мне барабан, мы ансамбль сделаем. Какой, блин, ансамбль, если ты никогда музыке не учился и тебя даже из детсадовского хора выгоняли за неспособность?! Я ему говорю: не слушай других, слушай себя, к чему тебя-то самого тянет? Туда и иди заниматься, готовься к жизни. Пошел в компьютерный кружок, тоже бросил: скучно, весело только в игры играть. Недавно вдруг говорит: я, папа, хочу шоуменом быть. Я говорю: это не специальность для мужика, а одни извращения. А он: я все рано хочу, они знаменитые и много денег получают. Ну и чего прикажешь с этим делать? Скажите хоть вы ему, доктор: есть у нас такие кружки, где шоуменов готовят?

***

Сегодня, как вы уже, наверное, поняли, мы предлагаем нашим читателям поговорить о хобби. И, отталкиваясь от предложенных историй трех реальных семей, обсудить следующие вопросы:

Хобби — это вроде бы мое собственное увлечение. Но насколько дети (и взрослые) действительно сами их себе выбирают? Какую роль играют здесь соображения престижа, моды, пользы для здоровья и т. д.?

Каждому ли ребенку нужно посещение кружков, клубов, секций и т. д.?

Кружок для ребенка — это все-таки что? 1) Отдых от учебы, развлечение, 2) поиск, подготовка к выбору специальности, 3) нечто для общей гармонизации личности?

Что должно играть определяющую роль в выборе кружка для дошкольника и младшеклассника (психофизиология ребенка, близость к дому, желание самого ребенка и т. д.)?

На что нужно ориентировать подростков?

Что ведет в выборе хобби взрослого человека?

 

Эта тема прямо сегодня актуальна для миллионов родителей в России и за ее пределами (нужно определяться с кружками на следующий учебный год), и мы с нетерпением ждем мнений наших уважаемых читателей.