Катерина Мурашова /

Драмкружок, кружок по фото

Две мамы и папа. Все трое говорят, в общем-то, об одном и том же. Но с разных позиций

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

— Понимаете, он ничего не хочет. Мы уж ему чего только не предлагали. Вон у нас рядом дворец детского творчества на Алтайской — сколько кружков! Выбирай, что по душе. Я все детство в кружки ходила. В кружок кройки и шитья: и интересно, и полезно. А потом еще на шашки и на краеведение в школе. Нас даже по Золотому кольцу бесплатно возили, я ему рассказываю, а он говорит: а зачем мне? Интереса у него ни к чему нет, кроме компьютера. Сидит и сидит в нем. Даже с друзьями погулять зимой — и то редко выйдет. Только летом, с дачными пацанами — на костер. Когда совсем маленький был, ходил в школе на гимнастику, на кольцах там, на брусьях. Нравилось вроде ему, и учитель его хвалил. Но потом тот учитель уволился — и все. Я говорю: давай пойдем еще куда-нибудь, запишемся снова на спорт, учитель же говорил: у Коли данные есть, надо развивать. Он говорит: не хочу, надоело. В прошлом году сказал: хочу на гитаре. Хорошо, отец гитару с антресолей достал, новые струны купил, сам настроил ее, я с ним в клуб к преподавателю сходила, записала его, только ходи и занимайся. Сначала вроде загорелся, а потом как понял, что, чтоб было чего-то, надо каждый день заниматься, так и все, сдулся. До Нового года даже не доходил, бросил, как мы его ни уговаривали. Но ведь у человека в 14 лет должны быть увлечения! Это же неправильно, чтоб не было ничего! Скажите хоть вы ему, доктор…

***

— Разумеется, мы занимаемся дополнительно. Школа у нас хорошая, 59-я гимназия, вы должны были про нее слышать, так что сами понимаете: основная нагрузка в седьмом классе уже значительная, два языка, сильная математика, домашних заданий много, но внешкольные занятия, это мы все понимаем, тоже важны. Из-за нагрузки выбирать приходится придирчиво, потому что должно же быть и время для отдыха: посмотреть хороший фильм, просто съездить в парк, подышать свежим воздухом, вокруг Петербурга столько прекрасных садово-парковых ансамблей…

В первую очередь, конечно, это язык. Без этого сейчас никуда. В школе дают много, но недостаточно для свободного владения. Мы занимаемся с хорошим педагогом в малой группе — всего три человека. Потом — студия при Эрмитаже, она старая, вы, конечно, должны были о ней слышать. Захватывающе интересно. Очень серьезный уровень искусствоведения, практически первый-второй курс института. Мы посещаем ее уже четвертый год, полный курс рассчитан на шесть лет. Ну и еще, разумеется, нужен спорт. Летом мы все равно уезжаем куда-нибудь на курорты, поэтому выбрали горные лыжи. Выезжаем на склон всей семьей, Лиза там отдельно занимается с детским инструктором.

Согласитесь, что все это взвешенно, разумно, полезно. Кроме основного дела — учебы, у человека должны быть хобби, иначе его развитие идет негармонично. Но она отказывается, торгуется, дома у нас постоянные, почти ежедневные склоки: не пойду, не поеду, голова болит, можно я дома посижу?! А что это — дома? Это дурацкие сериалы по телевизору, болтовня с мальчиками и подружками по телефону — даже не разговор, а какое-то непрерывное хихиканье, сидение  в социальных сетях, где вообще собираются одни дебилы, которым нечем заняться!

— Хотела ли когда-нибудь чего-нибудь сама Лиза? Относительно хобби? Не припомню… Лиза, что ты руку тянешь? А, ну да, да… Когда была в третьем классе, хотела заниматься женским футболом, к ним в школу приходил тренер и трех девочек (ее в том числе) отобрал. Но вы же понимаете, что это несерьезно? Еще в прошлом году вдруг собралась вместе с подружкой в мотоспорт во Дворец пионеров — только представьте себе! Разбирать моторы, занятия четыре раза в неделю, и одни мальчишки, многие, сами понимаете, из каких слоев. Разумеется, мы были против…

***

— Человек должен в жизни определяться. Мужчина в особенности. Если ты не определился, тебя так и несет как щепку, по течению, и каждый идиот тебе пинком и даже плевком направление поменяет. Чем раньше определился, тем больше у тебя времени, тем большего добьешься — так я это понимаю. Я сам поздно определяться начал, после армии только, да тут уже семья, деньги надо зарабатывать. В школе дурака валял, о чем теперь жалею, многое можно было бы взять, когда давали. Объясняю теперь ему: не теряй времени, ищи себя, пока возможности есть. Это попробуй, то. Что подойдет, на душу ляжет или способности откроются, за то цепляйся, развивай его. У меня вон дружок школьный еще с пятого класса все камни собирал, привозил их отовсюду, потом пошел в геологический кружок. Мне это тоже было интересно, мы с ним вместе в Саблино за трилобитами ездили, книжки рассматривали, да только я  всего год в кружок-то и походил, а потом на улицу сбежал. А он-то теперь уже кандидат наук, в Канаде работал, сейчас в Германию уехал, научным делом занимается, с интересными людьми общается, и вся жизнь у него за интерес. Вот говорю я так, а мой как-то все ушами хлопает. Пошел за друзьями на карате. Что ему это карате, если он и драться не любит? Бросил, естественно. Потом вдруг все посмотрели какой-то фильм: купите мне барабан, мы ансамбль сделаем. Какой, блин, ансамбль, если ты никогда музыке не учился и тебя даже из детсадовского хора выгоняли за неспособность?! Я ему говорю: не слушай других, слушай себя, к чему тебя-то самого тянет? Туда и иди заниматься, готовься к жизни. Пошел в компьютерный кружок, тоже бросил: скучно, весело только в игры играть. Недавно вдруг говорит: я, папа, хочу шоуменом быть. Я говорю: это не специальность для мужика, а одни извращения. А он: я все рано хочу, они знаменитые и много денег получают. Ну и чего прикажешь с этим делать? Скажите хоть вы ему, доктор: есть у нас такие кружки, где шоуменов готовят?

***

Сегодня, как вы уже, наверное, поняли, мы предлагаем нашим читателям поговорить о хобби. И, отталкиваясь от предложенных историй трех реальных семей, обсудить следующие вопросы:

Хобби — это вроде бы мое собственное увлечение. Но насколько дети (и взрослые) действительно сами их себе выбирают? Какую роль играют здесь соображения престижа, моды, пользы для здоровья и т. д.?

Каждому ли ребенку нужно посещение кружков, клубов, секций и т. д.?

Кружок для ребенка — это все-таки что? 1) Отдых от учебы, развлечение, 2) поиск, подготовка к выбору специальности, 3) нечто для общей гармонизации личности?

Что должно играть определяющую роль в выборе кружка для дошкольника и младшеклассника (психофизиология ребенка, близость к дому, желание самого ребенка и т. д.)?

На что нужно ориентировать подростков?

Что ведет в выборе хобби взрослого человека?

 

Эта тема прямо сегодня актуальна для миллионов родителей в России и за ее пределами (нужно определяться с кружками на следующий учебный год), и мы с нетерпением ждем мнений наших уважаемых читателей.

Комментировать Всего 71 комментарий

Кружок для ребенка это разное:

- дополнение к общеобразовательной программе (и тогда он выбирается родителем)

- тест и развитие определенных способностей (как узнать, что у тебя это хорошо получается, если не попробуешь? или что тебе нравится гимнастика и не нравится футбол, например. и тут я не вижу проблемы с тем, чтобы начать-попробовать-бросить. нужно задать спектр)

- социализация и отработка группового взаимодействия

- определенные ситуации, которые становятся образовательным материалом (поход, трудности, не полученная роль, необходимость ежедневных тренировок)

Проблема в том, что времени очень мало - и родители хотят успеть побольше. А для развития и творчества, особенно, очень нужно пространство свободы и безделья :) чтобы человек поскучал и почувствовал необходимость его чем-то занять. 

А для взрослого человека хобби - это роскошь :)

Что касается вопросов выбора, то мы всегда ограничены предлагаемыми обстоятельствами - а это и элемент случайности, и опыт родителей и время и деньги и возможности. 

Обычно, поскольку родители платят за кружки, то и решение финальное принимают они. редкий ребенок станет чему-то учиться вопреки. А они исходят из того "образа", который как воспитатели и педагоги имеют в голове.  

Поскольку мир меняется стремительно, то и образ этот частично устаревший. Ну вот, скажем, я в беседах со своей мамой и бабушкой ребенка придерживаюсь позиции, что классическое музыкальное образование безнадежно устарело, потому что было создано тогда, когда звуковоспроизводящая аппаратура была редкостью и юная девушка выполняла ее функции в обществе :) А вот на роликах учиться круто, потому что в 13 лет это очень поднимает самооценку и способствует социализации. Но кто из нас прав, особенно неясно. И поскольку пианино у нас нет, а ролики - вот они, и бюджет в моих руках, то исход ясен :) 

Второй момент с желанием - ребенок должен делать то что хочет, а хотеть, то что нужно  родителю. Задача родителя найти такого педагога, который ребенка увлечет. Это как правило, получается тогда, когда родитель хорошо понимает задачу и хочет кружка не для галочки, а для результата. Ну и еще важно понимать, что если взрослый занимается чем-то интересным (ходит в поход, играет на скрипке, любит оперу, читает книги, катается на скейте), то и ребенок с радостью разделит его увлечение. А если нет, то и нет

Подростка нужно ориентировать на то, что, чтобы быть счастливым надо делать то, что тебе нравится и получается. Для этого надо попробовать и выяснить. Это занимает некоторое время. А дальше, чем бы ты не занимался - делать это надо хорошо. Можно бросить и передумать. Но нужно быть уверенным, что это точно не твое.  Потому что многие за жизнь меняют две-три-четыре профессии. И вот этот навык - учиться новому, он ценнее гамм и неправильных глаголов.

Как-то так. 

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Катерина, я согласна с Вами в том, что для маленьких детей выбирают кружки родители и обстоятельства. Я знала человека, который вырос в деревне. В ней ВСЕ мальчики и большинство девочек (вся малокомплектная деревенская школа) несколько лет играли на скрипке. Ровно столько лет, сколько там жил приехавший по распределению молодой учитель математики, который привез эту самую скрипку с собой. Других кружков в этой деревне не было...

Но как Вы думаете, насколько сами родители психологически свободны в своем выборе и на что они все-таки больше ориентируются - на реальные характеристики ребенка (мой ребенок все лето упорно наблюдал за сикарашками в пруду, надо поискать для него что-нибудь про гидробиологию) или на тот самый "пароход современности" (У Лены де Винне) и просто моду своей социальной прослойки (вторая мама из моего поста)?

Я не знаю что такое "психологически свободны".   Образование происходит от слова образ. Каким мы хотим видеть своего конкретного ребенка, когда он вырастет.  Есть  мы (с нашим детским и взрослым опытом) наше представление о мире и тех навыках, которые полезны (сейчас, нам их не хватало, нам они пригодились), наше представление о перспективе (куда это все меняется) и наше представление о нашем ребенке (как Вы говорите "реальные характеристики"). Совмещая эти четыре фокуса - делаем выбор. 

Мне, вообще, интересно про моего ребенка. Так что я стараюсь внимательно наблюдать и учитывать. но тут вопрос про курицу и яйцо: она уже два года занимается рисование. И теперь желает стать мультипликатором. Я при этом рисовать не умею :) 

Она очень сердится и норовит бросить, когда что-то не выходит. Один на один - вообще, караул. Училась кататься на коньках и когда поняла, что не получается как на олимпиаде красиво, чуть меня коньком не убила. Я отдала ее в группу заниматься роликами, там где детей много, есть девушка Маша, которая их учит и нужно потихоньку тренироваться.

Ну и английский. Я хотела, чтобы язык был естественной частью окружающего мира (чего не было у меня, поэтому мне было трудно учить и я сопротивлялась), для этого у нее есть айпад, игры на английском, ютьюб и занятия с отличным преподавателем в игровой форме.  

Ну и мы вместе ходили на йогу: она - на детскую, я - на взрослую параллельно.

Есть еще целый список того, чем мы планируем (обе) позаниматься. Маша хочет фортепиано и петь. Я хочу, чтобы она попробовала керамику ( ей нравится лепить и у нее получается мелкое рукоделие), а вот вязание и вышивание, которым в детстве занималась я, боюсь ее никак не увлечет, да и не нужно.   В школе будет каратэ  и театр. Это мы уже обсудили. 

Насчет мультипликатора - это придется попозже, хотя я уже все выяснила, где учат делать мультики и к кому из знакомых можно сходить на работу в гости. 

Я не знаю про моду. Ну то есть без языка, понятно, никуда.  А что еще модно в социальной прослойке?

По-моему очень важно не путать хобби и обязательную факультативную программу!

Хобби - это то, к чему душа лежит и занятие радость приносит. (ПС. Не путать радость от хобби с адреналином от компьютерных стрелялок, и зависанием в социальных сетях - это эквивалент сидению на лавке во дворе - там все).

Обязательная факультативная программа - это тот прожиточный минимум, без которого, похоже, сейчас уже точно никуда не деться, чтобы ребенок не соскользнул за борт "парохода современности" (языки, например).

Чтобы ребенок трезво оценивал необходимости, и им следовал, надо в нем уважать внутренние стремления, и уж точно их не давить на корню. В том числе и потому, что задавленные стремления (и сам факт, что самые главные люди в жизни в них отказали) может пройти волной и еще неизвестно где, в каком возрасте и чем именно откликнется.

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

без языков никуда ) - мы же даже не языкам учим, а умению учить языки

немножко спорта - чтобы учить добиваться цели

и все остальное можно пробовать и искать себя)

самое удивительное - что некоторые увлечения проявляются спустя десятки лет - это я по себе ))

Что делать взрослому человеку, если в нем вдруг "проросло" что-то не свершившееся? Вздохнуть, светло поплакать и забыть или все-таки, несмотря ни на что, идти заниматься хореографией, уличным футболом и росписью маслом по хлебу?

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

да ответ в вопросе)

если душа просит то ))

Лен, кто оформляет "пароход современности" и решает, чему на нем плыть? И не наследница ли эта дизайнерская компания той, что строила "титаник"? :))

Что делать, если у ребенка вообще нет "внутренних стремлений"? Обязать просто "проехаться на пароходе"?

Не знаю :-)...

Ну, скажем, если не брать крайности, есть некие тенденции современности. Нет же вариантов, например, что ребенок может не получить образование некоего уровня. Это обязательная часть программы. Но и нет варианта, что ребенок не научится естественным образом пользоваться компьютером, причем не только в образовательных цеолях, но и в развлекательных.

А дальше вопрос в том, что считать необходимым набором навыков, чтобы вписаться в современную жизнь.

То, как Вы ставите вопрос, для меня открывает дверь для разговора о патологиях.

Погодите, Лена, отсутствие у ребенка стремления ходить в предлагаемые родителями кружки - патология? Или что-то другое?

Пользование компьютером, как и пользование ватерклозетом, пылесосом, телевизором, телефоном (интересно, остались ли сейчас люди, умеющие пользоваться электро-полотером? - у вас дома он был? - такой, который на ручке и убежать мог :)) - да, это современность, но к хобби, увлечениям и т.д., на мой взгляд, отношение имеет весьма приблизительное.

Для меня хобби, кружок для ребенка, студия - в любом случае имеет мирорасширительное (а не подготовительное к жизни или здоровьесберегающее) значение. Но, кажется, тут со мной практически никто не согласен :)))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

"...имеет мирорасширительное (а не подготовительное к жизни или здоровьесберегающее) значение. Но, кажется, тут со мной практически никто не согласен :)))"

Я с Вами тут согласна!

Пока мои ребенки ничем не заинтересовались до такой степени, чтобы пойти на кружки. Старший, правда, сказал, что будет с начала учебного года ходить на занятия по какому-то из видов восточных единоборств, но за лето это еще сто раз передумается.

Очень показателен, Катерина, Ваш комментарий про детей из села и кружок со скрипкой...:-) сейчас, благодаря изобилию информации кругозор у восьмилетних: от тайн Вселенной до тайн египетских пирамид, сквозь леса, города, моря и океаны..:-) только все фрагментарно... И выбрать нравящееся из этой доступной изобильности сложно. Я сама посещала кружок по рукоделию, но недолго, не понравилось, с мамой перебирать лоскутки и нитки было интереснее! В муз.школу не ходила, спортом не занималась... Только читала! А кружков по чтению у нас не было:-)

Мы с сынами обсудили культурный минимум, требующий развития, но к хобби мы,  конечно, относить этот минимум не будем, я и сама-то с хобби не определилась :-), читать-болтать-немного шить. Я приму такую точку зрения: интересно? - занимайся! и как препятствовать, так и заставлять не буду. Поживем-увидим.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я как -раз в первом комментарии сказала, что надо отделять мух от котлет. При этом мухами являются кружки от родителей, а котлетами - личные пристрастия.

Если же не хочет вообще ничего и никогда, то я бы обеспокоилась. Вот и  пример, хоть и только по касательной подходящий (ну в том смысле, что во всех расказах сквозит отсутствие интересов и и одиночество)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Лена, конечно, если человеку (ребенку, подростку) не интересно ничего и никогда, это повод беспокоиться за него. Но ведь обычно все-таки речь идет о том, что дети не хотят ходить в кружки, но - хотят быть дома, в семье, болтать по телефону и скайпу, играть в компьютер, играть во дворе с друзьями в футбол, таскаться по торговым центрам с подружками и т.д. Речь вот про это. Оставить в покое или настаивать, хотя бы на "прогулке на пароходе современности" :))? А если у взрослого человека нет никаких "послеработных" увлечений - это норма?

Я понимаю, что все, что я пишу, это сухие нормативы. Жизнь (ну не у всех, конечно :-)  сложнее и многообразнее.

Но если штрих-пунктиром, мне видятся в непатологичных экстремумах следующие важные соображения.

Ребенок копирует окружающую действительность. Считать, что у него проблемы, если родители только валятся с ног, переключают кнопки телевизора, а в выходные в лушчем случае стремятся на дачу, негуманно. Ребенок просто пытается их социум на свой поменять. Ему в их социуме скучно.

Если родители становятся менеджерами проекта "у меня самый успешный ребенок", происходит отторжение, но уже с другой стороны кривой распределения здравого смысла. Ребенок становится статусным символом (как и дом, квартира, машина, места провежения отпуска). Его пичкают правильными поступками, причем зачастую менеджером-исполнителем выступает нанятый  сотрудник-няня. У ребенка складывается ощущещние, что он "должен" и сопутствующее ему либо (а) полная самоидентификация с крутизной (отдельная тема про последующую деформацию), либо (б) отторжение навязываемого корабля современности, которое по сути обретает форму прокрустова ложа.

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова

Если родители становятся менеджерами проекта "у меня самый успешный ребенок", происходит отторжение

Не всегда. Иногда ребенок начинает сам играть в эту игру. Я вот только недавно видела восьмилетнюю девочку, которой тренер в каком-то заштатном гимнастическом клубе велел сбросить полтора килограмма, и вот - мама старается и девочка САМА спрашивает про кусочек мороженого: мне это можно? Я не потолстею? Родители чего-то только не делают за счет детей. Но самореализация за их счет - это точно из самого распространенного. Лучше бы сами спичечные коробки собирали, ей-богу :)))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Лариса Гладкова, Алия Гайса

Разумеется, Лариса. Человек не может жить без смысла. Двести лет назад смыслом было просто "поднять детей" - в условиях чуть не пятидесятипроцентной детской смертности это уже было почти подвигом. Теперь в развитых обществах требования усложнились и дифференцировались... :)))

Про взрослых - не знаю.

Вопрос, мне кажется, должен стоять не по увлечения в смысле деятельности, а про внутренне состояние удовлетворения происходящим. Причем "удовлетворения" не в смысле пожрал и испытал приятное чувство сытости :-)

Караул. Мне страшно.

Сначала просто хотела написать своё мнение на этот счет, а потом почитала комментарии и ужаснулась.

"обязательную факультативную программу" ? это что ? это зачем?

"дополнение к общеобразовательной программе (и тогда он выбирается родителем)"

"ребенок должен делать то что хочет, а хотеть, то что нужно  родителю"???

ЭТО ЖЕ ПРОСТО СТРАШНО.

Т.е. по Вашему, ребенок вообще не принадлежит самому себе, а исключительно манипулируется? И сам не может определиться с понятием собственного счастья?

Я помню как должна была хотеть заниматься хореографией. года 3 должна была хотеть, не мне не хотелось. Я её ненавидела всеми фибрами своей детской души. Помню как моя подруга должна была хотеть играть на скрипке и как мы с ней бежали эту скрипку сдавать и с тех пор она к скрипке не прикасалась лет 15 точно.

Хотя не знаю. Может так всё и надо, и правильно, а я всё делаю не так и оно ещё аукнется, но на мой взгляд - единственное в чем состоит задача родителя - это расширять кругозор ребенка как можно шире, чтобы он знал, что вообще в мире существует. Трудно увлечь ребёнка балетом если он никогда балета не видел. 

И конечно собственным примеров. Если дети видят что у родителей есть увлечения, которые приносят им радость, они тоже будут стремиться найти что-то для себя. Вовсе не обязательно тоже самое. 

А если родители только и делают что работают, да ещё и на не любимых работах, плюхаются перед телефизором или монитором а детям говорят "пойдем немедленно заведем тебе интересное хобби, а для взрослого хобби это роскошь" - чего вообще ожидать?

Вспомнилось ко всему этому выражение:

"Нет смысла воспитывать детей, всё равно они будут похожи на вас"

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Юлия Гандурова

Дорогая Татьяна, а дети у вас есть? Простите, но это очень напрашивающийся вопрос, потому что способность выбирать - с ней не рождаются. Для этого неплохо бы иметь какие-нибудь критерии, что-то понимать про себя и тп. 

Проведите эксперимент: покажите ребенку лет пяти-шести список из 20 кружков, в которые записывают в каком-нибудь Дворце пионеров. А дальше попробуйте превратить это в выбор.  

что вам страшно? что родители воспитывают ребенка? и влияют на него достаточно сильно? это открытие? 

а главное, давайте отучимся говорить "за весь интернет". Вы работаете на нелюбимой работе? Я - только и исключительно на любимой. Вы плюхаетесь перед телевизором? У меня там только эпл тв работает :)  А вот балет не люблю, извините. Можно не любить балет, разрешаете ? 

Хобби роскошь, потому что когда ты 10 часов в день занимаешься любимой работой, еще несколько любимым ребенком и всем остальным, то хобби - действительно, роскошь :)  Я давно уже не знаю, что люди называют этим словом.  Хотя круг моих интересов, поверьте, достаточно широк. 

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Татьяна Рябова

Катерина, отвечаю на Ваши вопросы по порядку:

1. Детей у меня двое 16 и 5 лет

2. Считаю предлагаемый Вами эксперимент неудачным априори. Зачем показывать ребенку кружки? Ему надо предлагать разные виды деятельности рисовать, петь, танцевать, в мяч играть, рассказывать и показывать чем вообще люди, дети в мире занимаются и так далее. Что-то ребенку понравится из этого или хотя бы заинтересует.  Тогда можно предложить соответствующий кружок. 

3. Да, мне страшно за детей, которых воспитывают таким образом. Мне вообще страшно за людей, за которых кто-то другой знает и решает, что для них лучше.

4. Рада за Вас и вашу работу. Вам её родители так удачно выбрали?

5. Я всем всё разрешаю, что не вредит окружающим. Не любите балет сколько хотите. 

Прежде чем Вы сделаете выводы что мои дети 2 дебила, сидящие перед компьютером, скажу, что они учатся в хороших школах, занимаются интересными вещами, которые выбрали и выбирают себе сами. САМИ. И школы, и хобби. 

Проведите эксперимент, посадите годовалого ребенка и положите перед ним бумагу и фламастер, плюшевую игрушку, детское пианино, книжку, мяч. Как Вы думаете, ребенок сможет определиться и чем-то заняться или так и будет сидеть в оцепенении не способный на выбор?

Эту реплику поддерживают: Сергей Кучеров

Небольшой комментарий по Вашему п. 2. Не каждый вид деятельности достаточно посмотреть со стороны, чтобы понять, твое это или нет. Чаще всего нужно попробовать. Многие виды деятельности имеют высокий барьер вхождения в тему. Например, чтобы среднестатистическому ребенку без особых талантов научиться держать теннисный мяч в игре хотя бы 10 ударов подряд, надо заниматься не меньше года (2-3 раза в неделю) достаточно однообразными упражнениями, выстраивая непростую технику. Чтобы спиликать бегло небольшую пьеску на скрипке, тоже надо с полгодика минимум поскрипеть скучные упражнения. Не каждый ребенок понимает, зачем ему карабкаться в эту гору, и что будет за перевалом. Без некоторой настойчивости родителей и педагогов ему не продержаться до момента получения удовлетворения от занятий.

Еще могут быть занятия, которые ценны не сами по себе, а развивают необходимые качества. Этого ребенку тоже не понять. Мало кто из детей удаленно полюбит йогу, допустим. Однако, она очень полезна не только для физических, но и для психологических кондиций. Кто это должен спрогнозировать, как не родители. Я, например, отвела уже большого, 11 лет ребенка в большой теннис, отлично понимая, что никаких способностей к нему у парня нет. Он хорошо относился к этому спорту до начала занятий, смотрел иногда по телеку. Но даже примерно не представлял, насколько это технически сложное занятие. Моя же цель была другая: развить координацию и реакцию, которых ему Бог не дал. Результат: координация и реакция развились прилично, в теннис с приятелями погирать сможет, необходимую физическую нагрузку получил. Попозже он стал еще немного заниматься кик-боксингом (для себя), тогда и осознал, насколько теннис ему многое дал.

Ребенку надо не только предоставлять большой выбор занятий и формировать его кругозор для осознанного выбора. Иногда с выбором помогают взрослые. Тут главное чувство меры между настойчивостью взрослых и волей ребенка. Из-под палки не всегда получается хороший результат и в выбранном занятии, и в формировании характера.

Эту реплику поддерживают: Катерина Макарова, Лариса Новицкая

Этого ребенку тоже не понять...Кто это должен спрогнозировать, как не родители...

Мария, вопрос: ни меня, ни моих сверстников никто никуда не пихал (родителям по большей части было просто все равно) и даже ничего толком не предлагал, но разные кружки были нам доступны (большинство бесплатны, но даже за платные родители по нашей просьбе обычно соглашались платить - это было не очень дорого). Каким образом (за счет чего?) я и мои друзья удерживались в них, гребли навоз, по нескольку месяцев клеили одну модель, переживали жуткие нагрузки спортивных тренировок и ночевки в талом снегу, а потом становились исследователями, инженерами-изобретателями и мастерами спорта? 

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Ну допустим, далеко не все Ваши сверстники стали мастерами спорта или достигли больших вершин в выбранных хобби. Но и не за этим стоит увлекаться теми или иными видами нешкольной деятельности. Я просто считаю, что с помощью родителей у детей больше шансов найти именно то занятие в нынешнем многообразии, которое раскроет их особенности и даст им дополнительно некоторые нужные навыки. Кто знает, может быть, нужно было не модели месяцами клеить, а три языка выучить или дельтапланеризмом заняться.

Кроме того, во времена нашего с Вами детства не было других соблазнов, из-за которых современные дети вообще не хотят ничем заниматься - ни учебой, ни спортом, ни искусством. Вы же сами нам иногда про таких рассказываете.

Вы совсем исключаете роль родителей в формировании кругозора и направлении интересов своих детей? Не в приказном порядке, не по своей мерке, а по индивидуальности своего ребенка. Почему плохо, если родители предложат ребенку какое-то занятие, которое ребенку пока невдомек? Или поддержат его в трудную минуту, когда он хочет бросить музыку, не в силах преодолеть тот самый барьер?

ПС. Поправила первую фразу последнего абзаца - это вопрос, а не утверждение, конечно :)

Кто знает, может быть, нужно было не модели месяцами клеить, а три языка выучить или дельтапланеризмом заняться.

Может быть. Но кому все-таки решать? Ребенку (с его недостаточным жизненным опытом, но касательно собственной жизни) или родителю (более опытному, но жизнь и личность - все-таки не его)?

"Вы совсем исключаете роль родителей в формировании кругозора и направлении интересов своих детей?"

Конечно, нет. Родители В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ формируют кругозор, личность ребенка. Как, скажите, ребенок сможет игнорировать тот факт, что оба его родителя - хирург и хирургическая медсестра, которые познакомились и полюбили друг друга в операционной и которые и дома-то продолжают говорить только о сложных случаях в своей больнице? Или что папа с семи до 40 лет собирает марки и каждые выходные ездит в условное место встречаться с сподвижниками по увлечению?

"Или поддержат его в трудную минуту, когда он хочет бросить музыку, не в силах преодолеть тот самый барьер?" - соглашусь, если глагол "поддержат" заменить на более честный :)))

Полагаю, что истина как обычно посередине. Решать, безусловно, ребенку. Однако родители могут в определенной степени подтолкнуть его к тому или иному решению. И глагол в последнем абзаце заменить на "заставят" тоже неправильно - надо что-то среднее: "убедят", например. Согласитесь, иногда некоторый волюнтаризм взрослых бывает на пользу. Главное не перегибать. Основной целью должно быть все равно воспитание не спортсмена/музыканта/художника..., а самостоятельного разумного незакомплексованного человека. А чем он увлечен - вопрос второй.

Хочу привести Вам пример из своего детства. В 10 лет я захотела учиться играть на гитаре.  Сама пришла в музыкальную школу, прошла отбор и поступила. Пришла домой и сообщила родителям, что учусь теперь в музыкальной школе, мне нужно купить гитару и платить 13 руб (кстати, не хило, правда?) в месяц. Училась все годы сама, родители даже в глаза не видели моего преподавателя, и как я там учусь. С гитарой в руках я весело провела школьные, студенческие и молодые годы. А теперь уже лет 12-13 в руки инструмент не беру. Лучше бы 2-3 языка еще выучила, способности были отличные. Родители бы подсказали - я бы запросто! Только кто ж тогда знал, как они нам пригодятся, языки эти...

Погодите, Мария, я, кажется, Вас не поняла. Вы что, жалеете, что провели школьные и студенческие годы "с гитарой в руках"?!! (я всегда мечтала играть на гитаре и даже пробовала лет в 14, но мне медведь на ухо наступил при рождении :))

Я не жалею. Я просто иллюстрирую случай, когда искреннее и абсолютно собственное увлечение не стало ни делом жизни, ни хобби на всю жизнь. А наступивший на ухо медведь мешает только людям с тем самым "синдромом самозванца" из поста А.Зарембо. По моим наблюдениям, больше всех рвутся к музыкальным инструментам и микрофонам именно такие люди! Это все шутка, конечно :)

Я так полагаю, что мы с Вами всё равно не согласимся, более того, вы с Катериной меня врятли услышите. Потому как вы явно ни на минуту не подвергаете сомнению, что ваши методы правильные. 

Про теннис - всё знаю, моя старшая дочка им тоже занималась. 

По воспитанию детей мне добавить нечего. 

Мне сложно сказать за "нас с Катериной", т.к. мы с ней достаточно разные люди. Скажу за себя. Во-первых, я как раз внимательно читаю мнения других, стараясь найти в них рациональное зерно. Даже если оно противоречит моему мнению, где-то я его все равно учитываю. Во-вторых, я основываюсь на своем родительском опыте и опыте постоянного плотного общения с его одноклассниками и другими ребятами, а также их семьями. Я в основном довольна результатом воспитания собственного ребенка, в котором я использовала и опыт других семей, советы психологов и педагогов. Почему я не могу отстаивать свою точку зрения, если меня удовлетворяет результат?

Тем не менее мне не тягаться с Катериной Мурошовой, которая является специалистом в данном вопросе, и у нее есть опыт общения с гораздо более широким спектром характеров и жизненных ситуаций. Обычно мне интересны ее статьи и их обсуждение, поскольку в них могут быть идеи, которые мне не приходят в голову или которые не могли быть использованы в моем личном опыте.

А расскажите, пожалуйста, про теннис, какой у Вас опыт, какие были трудности и каков результат.

про теннис

В голландии, где мы живем, вообще с занятиями для детей трудности. В частности со спортивными. Ребенок захотел попробывать - сначала пошли в местный клуб рядом с домом. Там их вообще ничему не учили. Лупили по стенам и всё. 

Перешли в теннисный клуб. Группа в 7 человек примерно. Там уже было получше, но всё равно - в итоге за урок 5 раз по мячу каждый ударит и всё. Но там научили и ракетку держать и удару. Показалось мало. Перешли на частное. Потом тренер женился и перестал давать уроки. Другого тренера ребенок не захотел. Ну играть может. Заодно и во все остальные "ракеточные" игры. А теннесиста растить у нас изначально идеи не было. Вообще, спорт это в принципе не её. 

3 года она занималась.

Ну да, как-то неудачно сложилось с обучением. Учиться теннису в группе - это вообще дохлый номер, я это сразу поняла. Мы занимались только лично. Зато как раз натолкнулись на усталость от однообразных упражнений, долгий путь до собственно игры. Может, тренер была немного занудная, хотя технику поставила хорошо. Был момент (года через полтора), когда он расхотел было заниматься. Я попыталась разобраться в причине и мы с ним договорились попробовать заниматься с другим тренером. Вот договорились: занимаешься месяц, и принимаешь решение. Нашла ему молодого парня, веселого и в то же время эффективного. Мой мальчик радостно с ним играет до сих пор. Как Вы считаете, я проявила нажим или нет? Ведь желание ребенка было другим, но взрослый с высоты своего опыта предложил не пришедшее ребенку в голову компромиссное решение.

Ну это другое. У меня была идентичная ситуация с фортепьяно. Когда новая учительница чуть не убила желание ребенка играть, хотя она уже играла несколько лет. Желание медленно начало сходить на нет, и мы поступили точно также как Вы в случае с теннисом. И пошла новая волна радости и увлечения.

т.е. конечно, мы, как родители внесли эту коррективу, но изначально, заниматься музыкой хотела она сама. И если бы через месяц не захотела, я бы не настаивала. Как не настаивала с кучей других занятий.

Я бы тоже не настаивала, если бы моему сыну по-прежнему не хотелось бы заниматься и с новым тренером. Однако, я не пошла однозначно на поводу у его желаний сразу же. Я именно такую тактику и имела в виду, когда писала о роли родителей в формировании интересов и дополнительных занятий своих детей. А Вы говорили, что мы никогда не сойдемся во мнениях... 

Татьяна, во-первых я не делала никаких выводов о Ваших детях, так как не знала об их существовании. Мы с Вами, в общем, обсуждаем не детей, а наши педагогические воззрения.  И я пока не вижу в чем противоречие. 

В моей воспитательной программе способность делать выбор важна и по некоторым признакам могу судить, что в свои почти семь лет, моя дочь справляется вполне успешно. Другой вопрос, что принятие решения подразумевает ответственность - но дорастет и все будет.

По вашему второму пункту Мария уже подробно откомментировала ниже, тут мне добавить нечего.

Мне, также, кажется очень важным научить ребенка толерантности. И тому что люди разные, верят в разное, живут по-разному и по-разному воспитывают своих детей. Это предполагает сдержанность в оценках того, с чем мы знакомы недостаточно хорошо и что, как нам кажется, отличается от нашего. 

Позиция родителя, с моей точки зрения, предполагает процесс выращивания компетенции ребенка (в области принятия решений о своей жизни и ответственности) и постепенной передачи ему этой функции. Процесс этот начинается с младенчества и заканчивается с началом самостоятельной жизни. Мы сейчас прошли где-то треть, так что совершенно нормально, что поле, в котором моя дочь  "знает и решает, что для нее лучше" пока невелико. Но оно есть и ей четко понятны его границы. Она  - ребенок. Я - взрослый. Постепенно они растут. 

Выбрать любимую работу (что я делала в своей жизни не раз и не два, потому что профессий у меня несколько) по моему глубокому убеждению, можно тогда, когда ты знаешь, что у тебя получается делать лучше всего и лучше многих и что делает тебя счастливым. Для этого нужно попробовать. И знать себя.  Я бы хотела, чтобы моя дочь это смогла самостоятельно годам к 23-м, а потом столько раз , сколько понадобится :)

Пример с годовалым ребенком напоминает мне то, как в архаических обществах жрецы определяли призвание новорожденного. К выбору это не имеет никакого отношения :)

я не делала никаких выводов о Ваших детях

Кроме того, что их скорее всего у меня нет.

Вполне логично было предположить Вашу следующую мысль.

Возможно, повторю ещё раз, вполне возможно, что я не права, об этом можно судить только когда дети выросли и состоялись. Но, на данном этапе это мой 16-ти летний и пока кажется, что  успешный, опыт: У человека должен быть выбор всегда. В любом возрасте. Во всём. Задача родителя обрисовать возможные последствия любого выбора, но выбирать человек имеет право сам. Особенно, то, что ему нравится, и чем он хочет заниматься. Иначе есть риск того, что человек не научится за себя отвечать, принемать решения.

Единственное исключение в случае с детьми, это моменты когда ребенок не способен оценить последствия, а они могут быть не поправимы. Как например в год ребенок не может понять что такое не прыгай из окна - разобьешься. 

Мне, также, кажется очень важным научить ребенка толерантности.

Очень согласна с Вами, Катерина. Причем - важно! - чтобы его этому научить, родителю нужно сначала самому это прожить. То есть, если родитель, например, принимает, что серьезно отличающиеся (или даже противоположные его собственным) педагогические воззрения могут привести к нехудшему (а то и лучшему) конечному результату, у такого родителя, мне кажется, всегда больше поле для педагогического маневра :))

А архаические жрецы, мне кажется, были не так уж неправы, ведь детство тогда было очень коротким, текущие потребноси общины были им известны, и надо же им было на хоть что-то опираться. Иногда мне кажется, что нынешние обоснования выбора профессии у 80-90 процентов людей много сложнее по форме, но ничуть не совершеннее по содержанию... :)))

а тут непонятно, что лучше, что хуже. критерии каковы? :)

лишь бы деточка была счастлива и здорова, так я думаю. 

ну не знаю, интересно что стали бы давать в руки в качестве символа, например, вашей, или моей или вот Татьяниной профессии 

Катерина, словом "роскошь" обычно называют что-то труднодоступное, но однозначно желаемое. То есть, все-таки хотелось бы с чувством, с толком, с расстановкой пособирать спичечные коробки, посидеть на форумах коробковедов, встретиться с коллегами, удачно поменяться редкими коробками и ликовать по этому поводу, но - увы! - времени совсем нет? :)))

Именно так. У меня столько идей, чем заняться, но они категорически не лезут в расписание :) 

правда я все равно не называю эти занятия словом хобби. Вот я учусь водить машину, это ведь не оно? Но в свободное воемя и мне страшно нравится. Занимаюсь йогой, но это тоже не назрвешь хобби. Ну и так далее. Это все какие-то увлекательные занятия, к которым я довольно серьезно отношусь. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Татьяна, а откуда тогда у увлеченных своим делом и успешных родителей появляются дети-лоботрясы? А ведь это не такое уж редкое дело... Наверное, все-таки одного личного примера мало? Или это должен быть каким-то особым образом упакованный личный пример?

ну на мой взгляд у увлеченных своим делом и успешных родителей появляются дети-лоботрясы в тех случаях, когда увлеченные родители забывают что у них ещё и дети есть :) 

Детьми надо заниматься. С ними надо играть, рассказывать, с ними надо пробывать заниматься разными вещами. 

У меня например есть подруга - не устаю ею восхищаться. Когда её дочка пошла на прыжки в воду ( а там очень трудные упражнения надо каждый день делать на разные группы мышц) она стала делать эти упражнения вместе с ней. И дочка её учила, как правильно, для чего. Когда ребенок захотел рисовать, они пошли рисовать вместе. И подруга эта, заметим, далеко не домохозяйка. 

А у меня такое же есть наблюдение, но, увы, в негативе. Подруга тоже все делала вместе с дочкой (вслед за ней) - рисовала, стреляла из арбалета, играла на флейте, но - черт побери! - у нее (подруги) все это получалось намного лучше, чем у ребенка! И девчонка, естественно, страшно закомплексовала и перестала делать вообще что-либо. Подруга спросила меня: что неправильно? Я сказала: не знаю, но на всякий случай отвали, перестань с ней меряться, если тебе нужно хобби, собирай спичечные коробки, но ей их не показывай... :))) 

Эту реплику поддерживают: Мария Овчинник, Анастасия Пятахина Жирэ

Ну у мамы всё же должно хватать ума не соревноваться с собственным ребенком и не лезть во все его занятия. Но на определенном этапе может играть положительную роль, особенно если у ребенка есть возможность чему-то научить родителей.  :)

А Крайности нигде не полезны

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

у мамы всё же должно хватать ума

Татьяна, когда речь идет о матери и дочери (или отце и сыне) - тут не только ум работает но и всякое подсознание. Мама искренне считала, что все очень здОрово и демократично - они с дочкой занимаются одним делом, им есть о чем поговорить и т.д.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Пастухова

Да, Катерина, совершенно с вами согласна! Я тоже поначалу все время пихала ребенку карандаш, - как же, у нее дедушка художник, бабушка искусстовед, мама на досуге балуется... У меня в детстве вообще карандаш и рулон обоев (это было доступнее бумаги и долго занимало) был моей наиболее постоянной компанией. И дочь моя первые годы вообще рисовать не хотела. Пока я не поняла и не "отвалила". Отрезвела я на ее реплике (в четыре года): "Нет, не буду рисовать, - у тебя мама лучше получается. Сама нарисуй"... с тех пор ребенок расслабился и стал увлеченно рисовать! ;)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Многие современные дети страдают различными формами сколиоза, нарушения осанки и плоскостопия. Поэтому спортивные занятия напрашиваются сами собой (плавание, конный спорт, лечебная гимнастика, хореография ,- кому что понравится). И еще, на мой взгляд, важно изучение хотя бы одного иностранного языка. Правильное красивое произношение легко формируется в детском возрасте, потом-сложнее и не всегда успешно. Дети не в состоянии оценить, как хорошее здоровье и знание иностранного языка могут в будущем повлиять на их жизнь.

Эту реплику поддерживают: Мария Овчинник

То есть выбираем все полезное, про которое родители знают. А если ребенок в 10 лет хочет камушки собирать или старые открытки срисовывать (по три-четыре часа в день), и надо выбирать между этим дурацким в общем-то занятием и профилактикой сколиоза и доп. занятиями по языку (и на то и на то времени не хватает) - берем языки и физкультуру. Так?

Не совсем так. Есть выходные, 3 месяца летних каникул и прочих праздников, когда можно заняться собиранием старых открыток и рисованием камушков:). Кроме того, если "полезные" занятия проходят рядом с домом и школой, то останется время и на "бесполезные" занятия. 

Поняла. Камушкам в финансировании не отказывать, но финансировать по остаточному принципу :))

Выглядит как разумный компромисс:) Мне не попадались дети, которые бы не любили плавать или бывать на конюшне. Да и на занятия языком с веселым преподавателем и в хорошую группу идут с радостью.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Мне попадалось очень много детей, которые боятся воды и  лошадей. Лошадей я и сама побаиваюсь - здоровые они очень... :)) 

Про срисовывание открыток как раз проще - это и само по себе хобби, и развивать его можно (предложить показать рисунки профессионалу, сводить на подходящую выставку, предложить художественную школу или кружок компьютерного дизайна и т.д.). Я думаю, что если у родителей не хватает собственного опыта, куда можно трансформировать тягу к собиранию камушков, они могут посоветоваться с другими людьми и постараться найти продолжение этой тяги. Или просто дать ребенку собирать спокойно камешки, ведь не все 24 часа человек должен быть занят чем-то целенаправленно. Может, собирание камешков позитивно влияет на его нервную систему или дает время побыть с самим собой. Тоже очень нужное дело.

Я считаю, что родители не должны запрещать ребенку делать, что ему нравится (кроме наркотиков и членовредительства). Их дело - показать ему и другие возможности либо в том же занятии, либо в других и поддержать его успехи.

Собирание камешков стало в случае третьей истории из поста - интересной профессией одноклассника, которому папа теперь однозначно завидует... :)

Всем ли детям нужны кружки? Можно ли обойтись без них, если ребенок в них не хочет, или нужно настойчиво уговаривать или даже заставлять, предлагая то или это?

Я думаю не всем. И по крайней мере, не на протяжении всей детской жизни.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алия Гайса

Кружки нужны не только детям!:) не будем лицемерить: кружки нужны и родителям! Пока ребенок " в кружке",  родитель успевает уйму дел переделать!:) важно только соблюсти обоюдный интерес.

О, Татьяна, спасибо!

Кружки НУЖНЫ РОДИТЕЛЯМ! Причем это возникло сравнительно недавно. Моим родителям мои кружки были совершенно по барабану. До школы ни в какие кружки меня не отдавали (не было моды на раннее развитие), а после моих семи лет своими делами они занимались совершенно независимо от моих кружков.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

В советские времена было принято большую часть ответственности за развитие и воспитание детей свешивать на школу. И надо сказать, школа этим занималась куда больше нынешнего. А те родители, которые не поняли этой разницы, сейчас попадают в большую ловушку, полагаясь целиком на школу. А другие родители стараются дополнить школу другими занятиями.

Эту реплику поддерживают: Татьяна Рябова

Сейчас школа настолько выхолощена, что больше ничего не делать - скука смертная. Но если ребенок занят интересными ему делами вне какой-то организации (кружка, секции), то почему бы нет. У меня правда есть еще одна идея: ребенку полезно бывать в коллективах других детей, не только одноклассников. Тем более, что одноклассники ему могут быть "по барабану", а с ребятами из кружка/секции его связывают общее дело и интересы. Вы согласны со мной?

Мария, школы все-таки разные бывают... Мне доводилось видеть не только не выхолощенные, но даже и перегруженные (на мой, конечно, взгляд) разнообразными "интересностями". 

Насчет разных коллективов - совершенно согласна, потому что в разных коллективах ребенок может попробовать и разные социальные роли.

Обычно эта перегруженность бывает не в обязаловку, а по выбору. А большинство школ вообще непонятно чем занимаются. Слава Богу, для меня этот этап только что закончился!

самый простой способ выявить что реально интересно самому ребенку  - это посмотреть   историю броузера - что и где он читает в интернете.  Там довольно четко можно увидеть что именно ему интересно  и на чем он постоянно зависает.  Вот исходя из этого и предлагать  что-то типа кружка.  То есть уже зная что именно ему интересно, но не раскрывая секрета откуда вы все это узнали.

Ну а можно и просто за собой увлекать... туда куда  сам хочешь,  дети естественным образом подчиняются  практической магии родителей и родственников

А вот медитативные практики для детей  - весьма спорная штука...... я бы не рекомендовал  приучать ребенка к медитациям  с раннего возраста. Оно конечно удобно, супер-ребенок получается , радость родителей.... но не знаю..... что-то тут не очень хорошо. Что именно  даже и не могу выразить словами.

Гм... А как же уважение к приватности? К личности? :))) А если у ребенка как раз половое созревание и там - одна порнография? Вести в публичный дом? :))

Насчет медитативных практик - согласна полностью. Только в том случае, если вся семья - в поле этого, например, практикующие кришнаиты, или священническая семья. Там было бы странно наоборот - отделять ребенка от семейных традиций... 

Хотела написать то же самое: какие браузеры у школьника - игрушки и порнушки. Но это не значит, что его ничто другое не интересует.

Ну зачем в публичный дом  -  тут прямая дорога в театральный  или  в фото кружок.  Можно еще в кружок видео-продюссеров.  К окончанию школы  уже будет приличные деньги зарабатывать.  Всего-то и надо камеру ему  большую такую профессиональную купить  , с большим мохнатым микрофоном.

камеру ему большую такую профессиональную купить , с большим мохнатым микрофоном.

Н-да, непременно, он ей из своих интересов и наснимает... :))

Ну право так и хочется ответить цитатой из Каникулы в Простоквашино....  про велосипед. 

Да займите ребенку руки и мозги этой  именно что большой и профессиональной камерой  с мохнатым микрофоном....  и курсами по ее эксплуатации. 

И вы его больше не узнаете....  Это как наркотик....  Он весь уйдет в мир мечты  и пол-класса с собой утащит.  Спилберг уже в 12 лет филЬмы снимал.

Детям нужны впечатления. И чем больше, тем лучше. Дайте детям возможность поиграть, посмотреть фильмы, послушать музыку, возьмите их с собой в отпуск. В 2008 году английская семья поехала в отпуск на море, где их шестилетний сын впервые увидел парусные лодки. Это произвело на мальчика такое впечатление, что он попросил у родителей бумагу и начал рисовать. Даже в самых первых рисунках Кирона можно видеть удивительный талант:

После этого мальчик подучился рисованию и теперь неплохо помогает родителям:

Dailymail

Я очень жалею сейчас, что мои родители "не рассмотрели" во мне моих "талантов":) Столько бы граблей удалось обойти, столько бы времени съэкономила! Стараюсь разглядеть в моих чадах их стремления и предрасположенность к чему-либо. С первым легче - он твердо знает, чего хочет (вот бывает же такое!)

Он с детства (у него еще детство не закончилось правда) мечтает стать пилотом. В 3 года хотел быть птицей, а потом уже осознанно только пилотом. Причем мышление довольно-таки конструкторское: дома строит из стульев и одеял, досочки сколачивает, коробки собирает, скотчем обматывает... Кружки его мало интересуют. Ждем, когда подрастет, чтобы отдать в пилотную школу:) Спорт только если с братом за компанию. Музыку тоже забросили:)

Зато другой ребенок - спортсмен от рождения. Хлебом не корми, дай либо мяч, либо на руках походить.. Так вот с ним всегда только спортивные секции. Никакай музыки или что-нибудь руками делать ему даром не надо. Еще правда насекомых собирает, змеями интересуется. Но никаких "био" или "зоо" секций пока подходящих не нашли.