Музей имени Данте
За деревней Ложки свободно, можно набирать скорость.
— Возьмем? — спрашивает Игорек.
На обочине девушка в короткой курточке.
— Подбросим, — соглашаюсь я.
Машина, шелестя гравием, скатывается на обочину. Игорек мигает фарами: «Давай!» Та, сунув руки в карманы, неуклюже бежит.
— Вы что, — шипит Сева. — Это же проститутка.
Витя отворачивается к окну:
— Психи.
— Да ладно! — Народ в машине переглядывается.
Девушка привычным движением дергает дверь.
Быстро оглядев салон, залезает.
— До заправки, — голос у нее сонный.
Кабину окутывает запах пыли, табака и пота. Сквозь дешевые духи доносится другой, знакомый и забытый. Я стараюсь не дышать, чтобы прогнать его.
— Телевидение? — девушка оживает. — Аcтоцкую знаете?
— Из сериала? — оборачивается Витя.
Он знает обо всем, что происходит в «ящике».
— Наши девчонки ее обожают.
Она смотрит в зеркало. Серая сухая кожа, угри под косметикой. Малолетка, а на вид убитая жизнью баба.
— Из Ложек? — спрашиваю.
Эту деревню из «Путешествия» Радищева знают все.
— Откуда? — она закашливается. — Что ли вы про Ложки?
Наши смеются, а мне хочется, чтобы поскорее исчез запах. Где проклятая заправка?
Наконец Игорек притормаживает и девушка, пригревшись в машине, нехотя вылезает.
— Ложки, — передразнивает.
В зеркало видно, как она перебегает трассу.
За избами, вдоль которых идет трасса, — поля. Клочья жухлой некошеной травы похожи на свалявшуюся шерсть. Тут и там, как кротовые кучи, торчат ушедшие в землю баньки. Пронзительно желтеет лес — на фоне сизых нависших туч. Когда выглядывает солнце, стекла в избах вспыхивают. От этого сочетания праздничной желтизны леса и мрачных туч, и до мельчайших трещин высвеченных гнилых срубов на душе тоскливо. Вернуться бы в город, запереться в теплой квартире. Никуда не выходить, не видеть ни пустого этого леса и деревни, ни людей с ведрами антоновки и картошки, ни серых картонок с чернильными надписями «Черви» и «Свежая рыба». Не чувствовать гнетущей, безысходной печали, которая разлита во всем этом.
…Когда я просыпаюсь, Волочек позади, а поворота на Долговое все нет.
— Витя!
Тот кивает и включает свой навигатор.
— Двадцать километров проехали.
Тон у него насмешливый: как будто заблудились мы, а он — нет. В ответ Игорек молча дает по тормозам. В спину истошно сигналят, водитель матерится. Дядя Миша, качая головой, с хрустом сворачивает пробку на бутылке.
Заброшенные фермы, склады, бараки, потом облупленные пятиэтажки — постепенно нежилая застройка образует городскую черту. Хотя никакой городской логики в Долговом нет, въездная дорога просто обрастает домами и теперь это улица, которая тянется вдоль ж/д полотна.
На пустыре, где раньше стояло депо, она делает петлю, а дальше развилка: одна дорога на стацию, другая огибает озеро и упирается в гостиницу. Гостиница в городе одна и называется «Долговое». Это бывшее общежитие железнодорожников, оно стоит прямо у озера.
Пока наши выгружают технику и регистрируются, я иду на берег. Трава у воды вытоптана. За мостками в осоке затонувшая лодка, чей контур похож на лютню. Среди отраженных звезд со дна поблескивает осколок. Еще несколько пластиковых баклажек и пачки из-под лапши — у кострища.
Пахнет тиной и печным дымом. Гремит цепью по доскам невидимая собака. Со станции, раздвигая вечернее пространство, долетают гудки. Слышно, как лязгают вагоны и что-то выговаривает диспетчер. Из барачной форточки долетают голоса и звон посуды, грубый смех. Если бы не музыка, можно представить, что с 50-х годов тут мало что изменилось.
— Вы идете? — зовет Сева.
Мне предстоит привычная задача — выбрать пригодный для жизни номер в непригодной для жизни гостинице, которая находится в непригодном для жизни городе. Поскольку вставать рано и надо быть в форме, главное в гостинице — звукоизоляция. По этой части все гостиницы делятся на советские кирпичные и те, что построены в новое время из мусора. Кирпичные, само собой, лучше. Обычно в гостинице я прошу ключи от всех свободных номеров. Чаще всего консьерж идет навстречу, все-таки федеральное телевидение. Хорошо, если номер расположен подальше от лифта и лестницы. В конце коридора, а лучше в каком-нибудь закутке или кармане. В аппендиксе. Хорошо, когда номер с одной, а лучше двумя капитальными стенами – не так слышно соседей. Выяснить это несложно: если стена капитальная, звук глухой, а пальцам больно. А если из мусора, звук будет гулким. Хорошо, если номер с предбанником. Значит, между комнатой и внешним миром будет не одна, а две двери. Иногда можно улучшить звукоизоляцию самому. Набить платяной шкаф подушками и придвинуть к двери, например. Или матрасом, если вставить его в дверной проем — по невероятному совпадению стандартов их размеры одинаковы. А на втором матрасе можно спать. Сгодятся одеяла, это ноу-хау, благодаря которому можно неплохо выспаться даже в самых жутких гостиницах. Надо просто попросить у консьержа, сославшись на холод, пару дополнительных и прибить их к двери одно поверх другого. Перед сном надо обязательно выключить холодильник и телефон, поскольку холодильник дребезжит, а по телефону будут звонки с предложением досуга. Снять со стены часы (ненавижу, как они тикают). Все, можно спать.
Стены кафе обиты вагонкой. На досках висят серые сетки и голубые штурвалы. От сквозняка пластиковая акула, подвешенная к потолку, поворачивает в нашу сторону морду.
Видно, как грубо она размалевана.
Официантка одета стандартно: черная юбка и белая блузка, передник. Стоит, ждет, когда мы выберем.
— Вино! — перекрикиваю музыку. — Есть?
— Конечно.
Они всегда говорят «конечно».
— Какое?
Она открывает меню.
— «По бокалам, Франция».
— А какое именно?
Сева укоризненно качает головой.
Официантка еще раз смотрит в меню:
— Красное и белое.
— Пожалуйста, шницель и морс клюквенный, — вворачивает Сева. Он привык к моим выходкам и хочет заказать побыстрее.
— Спасибо! — кричу я.
Смотрю прямо в серые глаза-пуговицы.
— А какое красное?
Она держит меню как дневник школьница, прижав к переднику.
— Вы брать будете?
— Конечно.
Прямая спина, вздернутый подбородок, исчезающая талия — не девушка, а солдат. Беззвучно шевеля губами, она уходит.
— Перестаньте, — Сева перехватывает взгляд. — Вы маньяк.
— Она не красотка, но... — мне нравится дразнить Севу.
— Ничего не хочу слышать, — он затыкает уши.
Сева голоден и, когда приносят шницель, набрасывается на него.
— Вот еще смешной случай, — говорю я, чтобы как-то скрасить вечер.
Сева занят едой и не слушает.
— Сегодня в сквере, — мне все равно хочется рассказать ему. — Где ротонда, помните? На скамейке сидит баба. Курит, пьет пиво. В ватнике. Пьяная. Подхожу, спрашиваю: где у вас тут кафе? Поужинать? Ночная жизнь есть? Та сначала молчит, вроде как не понимает. А потом ухмыляется. Я и есть ночная жизнь, говорит. Я и есть.
Вопросительно смотрю на Севу.
— То есть с чувством юмора люди, — соглашается он.
В дальнем углу зала отмечают день рождения четыре девушки. Неподалеку устроились местные молодые люди. В одинаковых куртках и кепках, они сидят, пригнув головы, изредка поглядывая то на нас, то на девушек. На столе водка и стаканы с томатным соком.
— Давно хотел спросить, — меняю тему.
Сева мотает головой: «Ну что еще?»
— Почему у мужского населения признаки вырождения бросаются в глаза, а у женщин нет?
Парни выпивают и скалятся.
Сева кашляет.
— Мне не нравится ваша формулировка, — говорит он. — Не «вырождение», а «злокачественная генная мутация». «Тупиковая ветвь развития»...
— А мне не нравится ваша корректность, — перебиваю я. — Все ведь сделано своими руками.
Сева смотрит на столик, где пьют и закусывают девушки. Потом на молодых людей, как одинаково быстрыми движениями они заглатывают водку.
— Зачем? — продолжаю я. — Если считать, что в истории каждый ход имеет значение, зачем это самоуничтожение? Зачем мы были?
— Вы считаете себя выбракованным материалом?
Сева вытирает жирные губы.
— Нет.
— Вот и ответ.
По скатерти ползут блики от зеркального шара.
Сева придвигается ко мне и зловеще блестит линзами:
— А еще — чтобы показать человечеству, какой будет жизнь без Бога.
Сева часто приплетает Бога.
Он хочет сказать еще что-то, но официантка, она уже здесь:
— «Мерлот» и «Кабернет»!
На завтрак в гостинице стандартный набор: омлет с куском колбасы и чай. Спрашиваю буфетчицу, можно ли заменить омлет на яичницу? Ответ тоже стандартный:
— Нельзя.
Еще одна загадка русской жизни.
Витя встал раньше всех и уже допивает чай. В другой руке у него брошюрка. Отставляя мизинец с перстнем, он читает:
«Череп неандертальца был найден на берегах Долговойского озера археологами в начале ХХ века. От человека неолитического периода он отличался формой головы. Неандерталец имел развитые надбровные дуги и выдающийся нос».
Витя выразительно смотрит на нашего оператора.
— Ты пошутил, — мрачно кивает тот.
Дуги у него действительно крупные.
Все в сборе, не хватает только дяди Миши. Сева смотрит на меня, я киваю, беру в буфете пива и пару бутербродов и поднимаюсь.
Дверь в номер не заперта, Михал Геннадьич лежит на кровати в одежде и ботинках, свесив морщинистую, словно отдельно от него существующую, руку. Неразобранная сумка стоит рядом. На столе — открытая консервная банка и пустые бутылки. Пакет из-под сока.
Стараясь не вдыхать, сажусь. Что мне известно об этом человеке? С которым уже несколько лет мы не вылезаем из таких вот гостиниц? Ничего.
— Михал Геннадьич, — трогаю за плечо. — Дядя Миша.
Он приподнимается на локте. Берет стакан. Лязгая зубами, пьет пиво.
— Надо ехать, дядя Миша, — говорю как можно мягче.
— Не ругайся.
Он всегда говорит «Не ругайся».
— Кто ругается, дядя Миша?
Я смотрю, как он собирается, и думаю: что, если бы это был мой отец? И кто-то посторонний помогал ему, как я сейчас? Мне вдруг до слез жалко и рано умершего отца, и дядю Мишу. Себя, что не сумел хоть что-то исправить. И чтобы Михал Геннадьич ничего не заметил, выхожу из комнаты.