Иллюстрация: Архив пресс-службы
Иллюстрация: Архив пресс-службы

В этом фестивале есть истинно петербургское очарование. Какая-то спокойная чинность в самом чередовании выставок, концертов, спектаклей, в самом выборе тем и подборе участников. Никаких широковещательных заявлений и амбициозных притязаний на глобальность. Ведь наследие Дягилева огромно, как и его влияние на мировую культуру ХХ века. Но это именно P. S. Постскриптум, когда основное послание уже закончено и осталось лишь небольшое дополнение, приписка в углу на бумаге верже летучим, парящим почерком. Вот что такое фестиваль, затеянный четыре года назад неутомимой Наташей Метелицей, директором Санкт-Петербургского театрального музея, и ее немногочисленной, но дружной командой.

В этом году P. S. пройдет под знаком моды. И это логично, ведь кто как не С. П. Дягилев и художники «Русских сезонов» были первыми законодателями моды. С них, собственно, и начался фантазийный, театральный кутюр, легко преодолевший линию рампы, чтобы превратиться в модные коллекции и вечерние наряды. Этому увлекательному процессу будет посвящена выставка «Стиль на сцене. Искусство элегантности», которая откроется 22 ноября в Шереметевском дворце при скоплении изрядного количества мировых знаменитостей. Среди гостей заявлены и Донателла Версаче, и Валентино, и Роберто Капуччи – все они, как известно, страстные театралы и большие знатоки балета.

Фото: Jean-Claude Carbonne/Архив пресс-службы
Фото: Jean-Claude Carbonne/Архив пресс-службы

Выставка продлится больше месяца, а вот спектакли, обещанные в фестивальной афише, – событие каждое в своем роде уникальное. И прежде всего это премьера нового балета труппы выдающегося французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Ночи», в основе которого лежат восточные мотивы и сказки Шахерезады. Выбор неслучаен, так как даже тематически французский балет перекликается с легендарной фокинской «Шехерезадой» – одним из главных хитов дягилевской труппы.

Абсолютным открытием обещает стать и балетная труппа из Осло, которая впервые привозит неизвестные балеты другого знаменитого хореографа, классика modern dance Иржи Килиана – «Крылья из воска» и «Солдатская месса», а также балет «Сюита» молодого норвежского хореографа Йо Стромгрена.

Но, как известно, Бог любит троицу, и двумя спектаклями Килиана «Дягилев P. S.» решил не ограничиваться. Будет и третий – последняя премьера великого чеха, одноактный спектакль «Боги и собаки» в постановке Баварского национального балета (Германия). Это пропустить никак нельзя! Кроме того, грядет целый цикл вокальных и инструментальных концертов в содружестве с тремя известными голландскими музыкальными фестивалями: Hortus Festival, Peter de Grote Festival (Фестиваль Петра Великого), Grachtenfestival (Фестиваль музыки на каналах Амстердама) и Международным фортепианным конкурсом им. Ф. Листа. A еще фотовыставка «Русский Лос-Анджелес. Игорь Стравинский. Инновация в танце»...

В общем, если хмурый ноябрь в Петербурге и можно было расцветить яркими красками настоящего искусства, то, следуя дягилевскому призыву «Удиви меня!», организаторы фестиваля «Дягилев P. S.» сделали для этого максимум возможного. За что им, конечно, честь и слава!