В воскресенье Париж облетела страшная новость: злоумышленники взломали самый охраняемый банковский счет страны, принадлежащий Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), и в течение нескольких недель, пока президент не обратил внимания, снимали с него мелкие суммы. Эта странная история спровоцировала удивительные по своей противоречивости слухи и стала одной из главных тем для пари: поспорив на работе с коллегами, я поставила двадцать евро на то, что неуловимые мстители таким образом решили проучить Саркози за слишком легкомысленное растрачивание государственных денег. Мои оппонентки предложили десять евро и бутылку хорошего красного вина в довесок, они настаивали, что на самом деле злоумышленники — тайные поклонники, желающие приковать к себе внимание президента. Финал истории оставил нашу компанию не у дел: когда во вторник воры, а ими оказались два тридцатилетних сенегальца из пригорода Парижа, были задержаны, они клялись, что и не догадывались, чьим счетом пользовались, и действовали не по политическим убеждениям, а из элементарной жажды обогащения.

На этом проблемы у президента не закончились. Издательство K&B в преддверии Недели современного искусства устроило собственный арт-проект: в продажу одновременно поступили две юмористические биографии — Николя Саркози и его главного политического оппонента Сеголен Руаяль (Ségolène Royal). К каждой книге прилагалась кукла вуду — двойник Саркози или Руаяль соответственно — и десяток иголок, позволяющих выбить из них «злой дух». Выпущенное тиражом 20 тысяч экземпляров, колдовское руководство к Саркози оказалось на первом месте в списке лучших продаж на сайте Amazon. Саркози в очередной раз выиграл у Руаяль — ее кукла на шестом месте. Мой приятель, серьезный коллекционер, обычно не пускающий деньги на ветер, приобрел сразу несколько десятков двойников президента, уверяя, что во времена нынешней рецессии это самое верное вложение. Я отнеслась к данному заявлению с сомнением, но через несколько дней Саркози, будто желая создать ажиотаж, подал иск в суд, где обвинял издательство в искажении собственного имиджа. Правда, суд иск отклонил, признав продажу кукол реализацией «свободы воли» и «права на юмор».

Происходящее рассмешило многих. Даже на Неделе современного искусства, где о политике обычно не услышишь ни слова, разговоров о кукле президента было больше, чем собственно об искусстве. Вообще во время этой Недели парижан сложно чем-то удивить — по всему городу устраивают самые неожиданные перформансы, и каждый прохожий может принять участие в происходящем. Началось все во вторник с открытия Showoff — ярмарки, объединяющей самых смелых галеристов и художников со всего мира, в рамках более крупной FIAC, открывшейся двумя днями позже. Пока на вернисаже Showoff с бокалом шампанского в руке я изучала состоящую из труб и насосов инсталляцию Андрея Молодкина (циркулирующая по трубам нефть, как мне объяснили, — метафора крови, текущей по венам западного общества), моя подруга пыталась оттащить своего мужа от громадной вывески с названием станции метро, расписанной граффити. Произведение поразило его до такой степени, что, несмотря на долгие отговоры, трехметровая железяка была им тут же куплена и с большим трудом доставлена в дом. Моя подруга всю дорогу охала: «Куда мы это повесим, ума не приложу».

Оказавшись на ярмарке SLICK, я познакомилась с чудесной питерской парой Глюкля & Цапля. Девушки не только пишут картины, но и превращают в арт-объекты одежду. После пары рюмок водки их идея показалась мне гениальной, и я, надев платье с надписью «Я встаю в шесть утра и читаю Гегеля», присоединилась к процессии в белых халатах и пошла по ярмарке с целью «лечить умирающее капиталистическое общество» — в этом была цель перформанса Глюкли и Цапли.

На закрытии FIAC в воскресенье у стенда московской галереи XL собрались журналисты из самых уважаемых французских изданий. Я в порыве патриотической гордости решила, что они ожидают экспромта Олега Кулика — оказалось, все интересовались не столько творчеством Кулика, сколько скандалом вокруг него. По словам хозяйки галереи Елены Селиной, сначала оргкомитет выставки попросил при входе на стенд повесить предупреждение о том, что экспозиция «содержит образы насильственного и сексуального характера, которые могут шокировать зрителей». Потом, несмотря на то что у публики не было никаких претензий к галеристам, в пятницу их навестила полиция и  предъявила ордер на изъятие фотографий Кулика. Причем, по словам Селиной, полицейские сами толком не понимали, что именно и кого может шокировать, а что нет. «Сначала снимали только те работы, на которых Кулик изображен с цепями и экскрементами, ну а потом взяли и фотографию с перформанса с книгами, где он вообще в тройке с бабочкой!» — рассказывала Селина. На закрытии вернисажа я с удивлением обнаружила не тронутое полицейскими видео, где Кулик в образе окровавленного Христа со свиньей в руках воет на мясном рынке. Рядом на пустой стене поблескивали металлические крепления, оставшиеся от снятых работ, что только усиливало ощущения от видео. Французские журналисты с большим энтузиазмом отнеслись к этой истории, и на следующий день газеты пестрели заголовками об ущемлении прав художника. Я же посоветовала галеристке, которую после изъятия работ продержали в полиции почти пять часов, так и не предъявив никакого обвинения, последовать примеру президента Саркози и подать на них в суд за искажение имиджа. Ведь во Франции, где нельзя курить в помещении, пить на улице и обнажаться на публике, неприкосновенным остается, пожалуй, только право на отстаивание собственной репутации перед законом.