Авторы законопроекта предложили распространить механизм борьбы с интернет-пиратами, отработанный на фильмах и сериалах, на другие виды контента, в том числе тексты. Поправки к антипиратскому закону объединили в один документ в мае 2014-го после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Кроме чиновников в разработке участвовали представители бизнеса и правообладатели.

Подготовленный законопроект раскритиковали в министерстве экономического развития. В ведомстве посчитали, что антипиратские блокировки стоит распространять только на полнотекстовые литературные произведения. Иначе, считают в Минэкономразвития, действие закона затронет цитаты, репосты в социальных сетях, поскольку автор любого текста является его правообладателем.

Замминистра экономического развития Олег Фомичев рассказал, что закон прежде всего направлен на борьбу со скачиванием пиратских копий книг российских авторов. «Но если мы пока не хотим затрагивать мелкие заимствования, цитирование, плагиат и так далее, то давайте напрямую пропишем в законе, что он распространяется на полные тексты. Иначе сохраняется большое пространство для злоупотреблений», — уверен замглавы ведомства.

В Минкомсвязи сомневаются, что правообладатели станут обращаться в суд из-за цитат. «Мы не думаем, что серьезные правообладатели будут гоняться за репостами», — сказал заместитель министра связи Алексей Волин.

Источник газеты в правительстве сообщил, что в случае принятия этой поправки правообладатели должны обратиться в суд и разбираться на основании Гражданского кодекса. В 1274-й статье кодекса прописано, что использование чужих текстов возможно в объеме, оправданном целью цитирования, но при указании авторства.

Рустем Адагамов, блогер drugoi:

Законопроект похож на фантастическую новость, которой в реальности не должно быть. Но мы же знаем, что происходит даже с самыми бредовыми на первый взгляд законопроектами… Принятие этого документа станет для государства лишь еще одной мерой по привлечению к ответственности неугодных правительству людей. Поле, где можно безопасно действовать в интернете, схлопывается с каждым днем все больше. Твиттер и фейсбук держатся на системе цитирования. Но это не самые популярные площадки у российских интернет-пользователей. К тому же серьезные правообладатели вряд ли будут гоняться за репостами и ретвитами. Первое время массовый пользователь от этого закона не пострадает. Человек, которые просто сидит в «Одноклассниках» и постит туда свои фотографии из путешествия в Египет, принятие этого закона не заметит.

Валентин Шурчанов, первый заместитель главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи:

Нужно учитывать два нюанса: во-первых, центры информации находятся заграницей и они научатся обходить новые законодательные меры, во-вторых, этот закон расширяет полномочия контрольных органов и дает им большой объем работ, поэтому реального технического или информационного эффекта от принятия этого закона не будет. Тем не менее он сможет попугать и насторожить недобросовестных пользователей. В этом смысле закон будет иметь, скорее, профилактический эффект.

Надо формировать благоприятную социальную среду и поднимать экономику, тогда желающих распространять вредную информацию будет становиться меньше.