«Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока у нас нет разрешения от Болгарии начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться — это просто нелепо», — сказал Путин на пресс-конференции в Анкаре, прошедшей после его переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в то же время сообщил, что проект «Южный поток», на который газовая компания потратила без малого пять миллиардов долларов, закрыт. «Все, проект закрыт», — сказал Миллер, отвечая на вопрос об окончательном решении по «Южному потоку». 

Глава Минэнерго Александр Новак в свою очередь сообщил, что Россия отказалась от «Южного потока» из-за действий Еврокомиссии, которая несколько лет выступала против строительства газопровода. «Еврокомиссия не давала свое разрешение на реализацию "Южного потока", всячески работала со странами, с которыми мы в свое время подписали межправительственные соглашения, по изменениям в эти соглашения», — сказал министр энергетики.

Газопровод «Южный поток» должен был пройти по дну Черного моря до Болгарии, а далее по территории Сербии, Венгрии, Словении и Италии. «Южный поток» расценивали как альтернативу газопровода, который проходит через Украину.

Виталий Крюков, аналитик по нефти и газу в ИФД КапиталЪ:

«Газпром» уже потратил несколько миллиардов долларов на строительство «Южного потока», но основной объем инвестиций был направлен на расширение инфраструктуры в России. В морскую часть много денег не вложили. Да, закупили много труб, но эти трубы можно использовать в будущем для строительства другого газопровода.

Судьба «Южного потока» еще не решена. Точка в строительстве не поставлена, это скорее запятая или пауза. Вопрос еще будет решаться с Еврокомиссией. Но «Южный поток» был выгоден в первую очередь европейским странам, нежели нам самим. Этот проект был важен для энергобезопасности европейских стран: у них сопоставимого альтернативного поставщика газа на сегодня нет и в ближайшем будущем не появится. А от России проект требовал десятки миллиардов евро инвестиций, а гарантий их окупаемости не было.

Москва заявила о готовности расширить «Голубой поток» и построить еще один трубопровод для поставок в Турцию. С этим направлением нам нужно быть очень осторожными. Турция не самый простой переговорщик. Первое: Турция уже начала требовать снизить цену на поставку газа. Второе: турецкий рынок сложен, в нем есть альтернативные поставки газа из Азербайджана и Ирана. Если через год-два санкции с Ирана снимут и он сможет увеличить добычу газа, то Турция получит большие выгоды, а мы можем много потерять. У Ирана короче транспортное плечо, ему не надо вкладывать большие деньги в строительство газопровода. Турция для нас не идеальный выход, но другого выхода сегодня нет. В любом случае придется с кем-то договариваться — с Турцией или ЕС, или полностью отказываться от этого направления.

Европейские страны неоднократно говорили о желании отказаться от закупок российского газа. Нам надо иметь альтернативный рынок, который показывает уверенные темпы роста спроса на газ.

Газопровод «Сила Сибири» сейчас находится на начальном этапе. Мы пока только занимаемся разработкой месторождений и строительством трубопровода. Первые поставки газа в Китай мы выйдем примерно в 2020 году. К этому времени все еще может сильно измениться.

«Сила Сибири» как и любой другой трубопроводный проект не обладает высокой внутренней нормой прибыльности. Его показатели прибыльности будут около 9-11 процентов. Но этот проект стратегически важен для России.

Падение цен на нефть и газ не повлияет на стоимость и рентабельность проекта. «Сила Сибири» ориентирована на долгосрочную перспективу, договор с Китаем подписан на 30 лет, сложно предполагать, что сегодняшние низкие цены останутся на протяжении всего договора.

У нас есть только Европа, которая хочет от газа отказаться, либо Азия, которой он нужен. Поворот в сторону Азии и Китая — правильный.