Год назад группа депутатов от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым внесла законопроект о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс. 17 марта 2015 года проект приняли в первом чтении.

Депутаты предлагают лишить преюдициального значения приговоры, вынесенные по делам, которые слушались в особом порядке (подсудимый признал вину), и вынесенные в отношении тех, кто заключил сделку со следствием. Такие процессы проходят без исследования доказательств и вызова свидетелей. Суд выносит приговор почти только на признаниях обвиняемого, он исследует характеристики подсудимого и проверяет, исполнил ли он условия сделки.

Позже Верховный суд внес поправку в проект эсеров и дополнил его приговорами, вынесенными по уголовным делам, дознание по которым производилось в сокращенной форме.

Следователи заключают сделки с обвиняемыми, выделяют их дела в отдельное производством, а потом суды рассматривают их в особом порядке, говорится в пояснительной записке к проекту. «Обстоятельства, установленные этими приговорами, признаются установленными и по основному делу без проверки», — добавили авторы. После суды могут вынести обвинительный приговор и по основному делу, положив в основу только признание одного из фигурантов. «Осуждать других людей на основании приговора, основанного только на показаниях осужденного по другому приговору, когда подсудимые фактически лишены возможности оспаривать такое доказательство, недопустимо», — указывают депутаты.

Адвокат Дмитрий Аграновский поддержал законопроект, по его мнению, преюдицию «вообще лучше бы отменить», поскольку ее применяют «как хотят». Например, следователи пытаются ей пользоваться и уговаривают фигурантов заключать сделки со следствием, обещая им мягкое наказание.

В громких делах следствие часто сначала направляет в суды выделенные материалы признавших вину и заключивших сделку со следствием. По делу об убийстве журналистки Анны Политковской был осужден бывший милиционер Дмитрий Палюченков. Позднее он стал главным свидетелем обвинения на основном процессе, где подсудимыми были предполагаемые организаторы и исполнители преступления — все они получили наказания от 12 лет тюрьмы до пожизненного срока.

Константин Лебедев признал вину в организации массовых беспорядков на Болотной площади 6 мая 2012 года. Его приговорили к 2,5 года колонии, а через год выпустили досрочно. Его показания легли в основу приговора Сергею Удальцову и Леониду Развозжаеву, которых приговорили к 4,5 года колонии.

Показания Динары Биляловой, подруги Евгении Васильевой, по делу «Оборонсервиса» стали доказательствами. Ее приговорили к четырем годам колонии, а потом она выступала свидетелем обвинения. Васильеву по этому делу приговорили к пяти годам колонии.