Степан Эрьзя или Степан Нефедов, как его звали по-настоящему, — советский скульптор, который создавал произведения из дерева в стиле модерн. В саранском музее представлена самая большая коллекция его работ. А еще здесь можно увидеть произведения других русских художников: живописца Федота Сычкова и мастера исторического портрета Ивана Макарова.
Двадцать три года своей жизни Степан Эрьзя провел в Аргентине, где создал коллекцию скульптур из местного дерева кебрачо. Материал считается очень прочным, поэтому аргентинцы, увидев работы Эрьзя, страшно удивились: никто до него не пытался использовать кебрачо для станковой скульптуры, так как это считалось просто невозможным.
Интересна история названия музея. Картинную галерею открыли в 1960-м году, и сначала она носила имя художника Федота Сычкова, несмотря на то, что коллекция Эрьзи и тогда была главной. Современное название появилось только в 1995 году: до этого советская идеология не принимала произведения скульптора, они были слишком откровенными и личными.
Любопытна и техника советского скульптора. Приглядевшись к деталям его произведений, можно заметить, что многие элементы едва обработаны. Дерево само по себе обладает необычной структурой: в коре можно разглядеть образы, например, Мадонны или Моисея, а мастер легкими движениями лишь придает им более точную форму. Есть и работы, в которых материал вовсе сложно узнать: например, скульптура мордовки, представленная в музее, сделана как будто из мрамора, настолько гладко и безукоризненно Эрьзя обработал аргентинское кебрачо.
Сейчас мы работаем под слоганом: Степан Эрзя — скульптор мира. И это на самом деле так. Его знают за пределами России, а его работы хранятся в музеях и частных галереях Италии, Франции, очень много работ в Аргентине.
сотрудница отдел музейной педагогики Музея им. Эрьзи
Есть два метода работы с деревом. Первый — когда дерево полностью обрабатывается, и получается такая идеальная академическая поверхность. Второй — когда происходит некий своеобразный «диалог» с материалом. Многие народы, в том числе и мордва, очень часто представляли, что в стволе дерева живет душа человека. Это божественное отношение было и у Степана Дмитриевича Эрзи. Он тоже видел в дереве образ, который до него уже создала природа. Он обладал таким точным взглядом, что в причудливых наростах и формах видел свое будущее произведение.
сотрудница отдел музейной педагогики Музея им. Эрьзи