ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА МОРДОВИИ:

КАКИЕ МЕСТА ПОСЕТИТЬ В САРАНСКЕ

Здесь ты можешь увидеть карту нашего путешествия и выбрать следующий город
В Саранск мы добирались днем, что редко случалось в нашем путешествии, поэтому мы воспользовались случаем и по пути остановились в еще одной точке — племенном конезаводе «Мордовском». Сегодня здесь разводят лошадей в том числе для кремлевского полка. История конезавода началась в 1931 году. В начале XX века здесь жил немецкий помещик, который занимался разведением лошадей, но советская власть национализировала его имение, а на прилегающей территории организовала совхоз «Начало» и конный завод № 27. Перед заводом стояла задача — вывести лошадей нового тяжеловозного типа, которых можно использовать в сельском хозяйстве.
САРАНСК
Город входит в национальный туристический маршрут «Зов Торамы» нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Расстояние от Чебоксар — 324 км
Трасса — Р231
Время в пути — 4,5 часа
Селекционеры стали привозить в Мордовию лошадей из разных стран, в основном из Финляндии и Бельгии. Новую породу — советский тяжеловоз — получилось вывести в 1952 году. К слову, завод до сих пор занимается разведением этой породы, а также готовит мокшанских рысаков — еще одна местная селекция — помесь американской и тракененской пород. Последних всегда заказывает Кремль, и исключительно темно-гнедой или вороной масти.
Понять образ города нам удалось не сразу: застройка очень отличается от улицы к улице, нередко рядом стоят дома разного цвета, высоты и стиля. Во многом это объясняется историей. Саранск несколько раз перестраивали практически заново, и каждая эпоха внесла свою лепту в его облик. Первое преобразование случилось при Екатерине II. Императрица утвердила новый план города и установила деление улиц, которое отчасти сохранилось до наших дней. Дома в те времена были в основном деревянные, как и во многих других российских городах. В середине XX века, когда Саранск стал центром Мордовии, дореволюционные здания стали сносить и на их месте строить новые. Так в городе появились первые трех- и четырехэтажные жилые дома, дома культуры и административные здания в духе сталинской архитектуры.
Очередной строительный бум случился в 1990-е годы — стиль архитектуры этого периода называют капиталистическим романтизмом, или капром. Этому направлению свойственны сочетания всевозможных форм: новые дома намеренно строили довольно пафосными, чтобы придать городу лоск. При этом возводились они быстро, так как в строительстве использовали современные материалы. В итоге, в Саранске появились здания с колоннами и отделкой фасада из сайдинга. Строения конца XX века частично вытеснили советские здания, а где-то встали с ними по соседству: отсюда и сильный архитектурный контраст, который сперва сбивает с толку, но после вызывает любопытство.
Завод охотно принимает туристов. Например, можно записаться на экскурсию или покататься на лошадях. Нам проехаться верхом не удалось — дорога не ждет, поэтому мы не стали задерживаться и отправились в Саранск.
Впрочем, это не последние метаморфозы, которые случились с городом: новые здания с более сдержанными геометрическими формами появились в нулевых накануне празднования единения мордвы с народами России, а затем в десятые — во время подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

В Саранске проживают два субэтноса: мордва-мокша и мордва-эрзя. Несмотря на то, что народы давно живут бок о бок, визуально они сильно отличаются. Мокша близки тюркской народности: это люди невысокого роста со смуглым круглым лицом и маленьким носом. Эрзя, напротив, больше похожи на европейцев: высокие, светлокожие и светловолосые. Для того, чтобы узнать больше о культуре каждого из народов, мы отправились в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И. Д. Воронина — старейший музей в Саранске.
Для посетителей открыты несколько залов: исторический, этнографический, археологический, а также посвященные природе и современной истории. Экспозиции музея рассказывает об основных вехах развития региона, особенностях местной флоры и фауны и о народах, издревле проживающих на территории республики.
Культура и традиции народов мокша и эрзя, как оказалось, мало отличаются между собой. Люди жили в одинаковых бревенчатых или саманных домах, ели одинаковую пищу, вели похожий образ жизни. Различия касаются в основном языка и традиционной символики, которая запечатлена в деталях народного костюма.
История Мордвы в составе Российского государства началась практически 500 лет назад, когда в 1552 году Иван Грозный отправился в поход на Казань. По сохранившимся летописям известно, что в нем участвовало до десяти тысяч мордовских ратников. Территория, населенная мордвой, была пограничной с Казанским ханством, и после победы Ивана Грозного вошла в состав Российского государства.
Ксения Курочкина
научный сотрудник отдела музейного развития
Мокшанский и эрзянский язык до сих пор можно встретить в исторических местах проживания народов — в регионе даже существуют национальные школы, где обучение все еще ведется на одном из традиционных языков. В Саранске мордовская речь звучит редко, тем не менее, каждый год в городе в рамках сохранения национальной культуры проходит фестиваль «Шумбрат, Мордовия!», где фольклорные коллективы и народные мастера из 22 районов республики представляют свои традиции и искусство.
Женский традиционный костюм сохранил архаичные черты того времени, когда по внешнему виду можно было отличить эрзю от мокши. Основу костюма составляет рубаха — панар. Эрзянская от мокшанской немного отличается по крою и декору. Мокшанский панар более широкий, и декор ограничивает область подола, края рукавов и наспинно-нагрудную часть. Эрзянский панер же длиной до середины икры и покрыт вышивкой практически полностью.
Инна Кудашкина
сотрудница отдела этнографии Краеведческого музея
Напротив Краеведческого музея находится довольно большой парк имени А. С. Пушкина. В городе не так много зеленых зон, поэтому здесь приятно провести время между осмотром достопримечательностей. После отдыха можно направиться в Музей боевого и трудового подвига — он находится на другой стороне парка.

МУЗЕЙ БОЕВОГО И ТРУДОВОГО ПОДВИГА

Мемориальный музей открыли в 1995 году по случаю 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Музей в Саранске появился по инициативе местных жителей: его строили на собранные средства, а все экспонаты были переданы из личных архивов. Еще одна особенность — город во время войны не был оккупирован и на его территории не велись боевые действия. Музей открыт в память о событиях ВОВ.
Степан Эрьзя или Степан Нефедов, как его звали по-настоящему, — советский скульптор, который создавал произведения из дерева в стиле модерн. В саранском музее представлена самая большая коллекция его работ. А еще здесь можно увидеть произведения других русских художников: живописца Федота Сычкова и мастера исторического портрета Ивана Макарова.
МУЗЕЙ ИМЕНИ С. Д. ЭРЬЗИ
Двадцать три года своей жизни Степан Эрьзя провел в Аргентине, где создал коллекцию скульптур из местного дерева кебрачо. Материал считается очень прочным, поэтому аргентинцы, увидев работы Эрьзя, страшно удивились: никто до него не пытался использовать кебрачо для станковой скульптуры, так как это считалось просто невозможным.
Интересна история названия музея. Картинную галерею открыли в 1960-м году, и сначала она носила имя художника Федота Сычкова, несмотря на то, что коллекция Эрьзи и тогда была главной. Современное название появилось только в 1995 году: до этого советская идеология не принимала произведения скульптора, они были слишком откровенными и личными.
Любопытна и техника советского скульптора. Приглядевшись к деталям его произведений, можно заметить, что многие элементы едва обработаны. Дерево само по себе обладает необычной структурой: в коре можно разглядеть образы, например, Мадонны или Моисея, а мастер легкими движениями лишь придает им более точную форму. Есть и работы, в которых материал вовсе сложно узнать: например, скульптура мордовки, представленная в музее, сделана как будто из мрамора, настолько гладко и безукоризненно Эрьзя обработал аргентинское кебрачо.
Сейчас мы работаем под слоганом: Степан Эрзя — скульптор мира. И это на самом деле так. Его знают за пределами России, а его работы хранятся в музеях и частных галереях Италии, Франции, очень много работ в Аргентине.
Наталья Осянина
сотрудница отдел музейной педагогики Музея им. Эрьзи
Есть два метода работы с деревом. Первый — когда дерево полностью обрабатывается, и получается такая идеальная академическая поверхность. Второй — когда происходит некий своеобразный «диалог» с материалом. Многие народы, в том числе и мордва, очень часто представляли, что в стволе дерева живет душа человека. Это божественное отношение было и у Степана Дмитриевича Эрзи. Он тоже видел в дереве образ, который до него уже создала природа. Он обладал таким точным взглядом, что в причудливых наростах и формах видел свое будущее произведение.
Наталья Осянина
сотрудница отдел музейной педагогики Музея им. Эрьзи
Недалеко от Музея Эрьзи находится площадь тысячелетия — одна из популярных точек города. Она появилась в 2012 году в честь празднования единения народов Мордовии и России. С тех пор здесь проводят массовые мероприятия, например, во время Чемпионата Мира по футболу здесь организовали фан-зону для просмотра матчей.
ПЛОЩАДЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Примечательны и здания по соседству от площади. Совсем рядом находится здание МГУ — Мордовского Государственного университета. Помимо одинаковой со столичным учебным заведением аббревиатурой, здания и внешне похожи: в стеклянном фасаде проглядываются черты знаменитой сталинской высотки на Воробьевых горах.
Площадь тысячелетия украшена национальными орнаментами Мордовии. На плитке можно заметить аутентичные узоры, а светомузыкальный фонтан — главное украшение места — построен в виде восьмиконечной звезды, символа солнца и тепла в местной культуре.
С левой стороны от площади находится национальная библиотека им. А. С. Пушкина. В 1942 году писатель Александр Солженицын числился солдатом в воинской части в Саранске. В городе он провел лишь 4 месяца, но главным его занятием в свободное время было посещение пушкинской библиотеки. Здесь он изучал латынь, читал произведения русской и мировой литературы, а также начинал писать свои первые военные рассказы.
В ближайшее время площадь тысячелетия ждет реконструкция: по замыслу архитекторов здесь разобьют зеленую зону, поставят амфитеатры для отдыха горожан, украсят пространство арт-объектами с национальными орнаментами, откроют этнотеррасы и фудтраки с меню мордовской кухни, а также сувенирные лавки. Обновление городской площади пройдет при поддержке нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В Саранске много необычных зданий, за которые то и дело цепляется взгляд, но Музыкальный театр Яушева особенно привлек наше внимание. В фасаде просматриваются черты классической архитектуры: все тот же треугольный фронтон, пилястры во всю высоту постройки и идеальная симметрия. Но стиль капром выдает то ли красный, то ли ярко-розовый фасад и броский парадный вход — здание украшает инсталляция во всю стену в виде музыкального инструмента.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЯУШЕВА

Музыкальный театр организовали в 1935 году. В сентябре было принято решение о его создании, а уже в октябре состоялась первая премьера — оперетта Карла Миллёкера «Нищий студент». На сцене театра ставили известные оперы Михаила Глинки, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского и других композиторов. В 1940-е годы в репертуаре появились первые крупные хореографические постановки. Сегодня в афише можно увидеть в основном классические произведения, но некоторые из них адаптированы под современного зрителя. Нам удалось попасть на интерпретацию «Ромео и Джульетты».
В стране сейчас, мне кажется, нет консервативных театров. Все идут на эксперимент, потому что существует достаточно жесткая борьба за зрителя. В Саранске чуть больше 300 тысяч жителей и целых 5 театров, это довольно много. Поэтому «Ромео и Джульетту» мы тоже адаптировали: сократили ее до двух актов, чтобы зрителю было проще смотреть постановку, оставив в центре внимания только линию главных персонажей и описание среды, в которой они живут.
Юрий Кондратенко
руководитель литературно-драматической части Государственного музыкального театра имени Иллариона Максимовича Якушева
Среди зрителей «Ромео и Джульетты» оказалось много молодежи, и с некоторыми из них нам удалось пообщаться. Ребята в возрасте примерно от 18 до 22 лет поделились, что музыкальный театр для них — одно из основных развлечений в городе. Они следят за афишей и стараются выбираться на премьеры.
Саранск помимо достопримечательностей интересен необычной культурой: финно-угорские народы до сих пор сохранили свой язык, традиционную религию и национальные обычаи. Осень — лучшее время, чтобы неспешно бродить по музейным залам и рассматривать произведения художников или предметы народного быта. В Саранске этим можно насладиться вдоволь — программа поездки выйдет насыщенной.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Познакомиться с Мордовией поближе и увидеть еще больше мест можно в путешествии по национальному туристическому маршруту «Зов Торамы», который развивается по нацпроекту «Туризм». Кроме экскурсии по Саранск, в программу путешествия включили и ближайшие к городу деревни: например, в Подлесной Тавле находится этно-музей, где туристов встречают по старинному обычаю «кудат» и угощают чаем с малиновым вареньем.
Несмотря на традиционное культурное наследие, в Саранске постепенно появляются современные городские и арт-пространства. Например, планируют реконструировать бывшие казенные винные склады — архитектурный ансамбль, сохранившийся с XX века — и создать там креативный кластер для молодежи. Основатель проекта Геннадий Бутарев говорит, что он хочет повторить в Саранске московский «Флакон».
Я один из тех людей с чудинкой, которые не уезжают из города. Я пожил в США, в Европе, посмотрел крупные российские города, но вернулся в свой Саранск. Здесь живет моя семья и ради них в том числе я развиваю город настолько, насколько хватает сил и возможностей. Я хочу, чтобы больше людей и молодежи оставались здесь, а для этого нужно создать мотивацию.
Геннадий Бутарев
автор проекта «Завод 1901»
Цель проекта — создать творческую среду для активной молодежи. Пока большинство зданий все еще на реконструкции, но в первом корпусе в сентябре этого года уже провели первый фестиваль «Креативная провинция».
Команда «Сноба» прощается с Саранском и направляется в последний город автопутешествия — в Рязань.
ЧЕМ ЕЩЕ ЗАНЯТЬСЯ
В САРАНСКЕ ОСЕНЬЮ:

ДРУГИЕ
ОСТАНОВКИ «СНОБА»

ЭКИПАЖ
КОМАНДА ЗА КАДРОМ
Илья Костарнов
креативный продюсер, оператор видео 360°, главный по таймингу
Евгений Романов
оператор, монтажер, дипломированный ворчун
РЕДАКТОРСКАЯ ГРУППА
Анна Данилина, Ольга Зайцева, Наталья Лебедева, Татьяна Почуева, Наталья Сафонова, Алина Старкова
ПРОДЮСЕРСКАЯ ГРУППА
Мария Аносова, Дарья Комова
ведущий, ведомый, ответственный за дорожный плейлист
Данила Цеховской
Мария Берлинер
фотограф, глаза проекта, трабл-шутер
Элеонора Бауэр, Анастасия Перелыгина, Дарья Решке, Рустам Хусаинов, Мария Яковлева
ДИЗАЙН