Фото: Роснано
Фото: Роснано

Оправдали доверие рублем

Компания «Роснано» инвестирует не в убыток, а с прибылью последние пять лет, с 2014 года. По итогам прошлого года она составила рекордные 5,6 млрд рублей, из которых госкомпания второй год подряд выплатила дивиденды. За десять лет при поддержке Роснано было построено более 100 заводов, на которых создано 39 тысяч рабочих мест. Общий объем продаж созданных нанотехнологических компаний составил 1,76 трлн рублей. Их совокупные инвестиции в НИОКР составили 42,5 млрд рублей. Госбюджет (вопреки некоторым сетованиям, что, мол, Роснано только тратит государственные деньги) получил 132,4 млрд руб. налогов от предприятий, созданных при поддержке Роснано, за десять лет. Это больше, чем первоначальный вклад государства в корпорацию в размере 130 млрд рублей. 

При этом общеизвестно, что 70–80% проектов в венчурном бизнесе не приносят прибыли. Также, скажем, как правило, 99% успешных выходов из таких венчурных инвестиций в какой-нибудь Кремниевой долине — это перепродажа технологии, собранной команды и компании целиком новым инвесторам. В России все сложнее: передавать проекты на ранних стадиях некому, тем более в секторе промышленных технологий, а не IT. Надо сначала довести их до стадии становления производства и продажи продукта на рынке. Именно этими задачами — посложнее, чем стоящими перед венчурными инвесторами Калифорнии, — и занимается в том числе Роснано. И положительный результат по ее инвестпортфелю говорит о том, что «полет нормальный». Признавая это, государство продлило полномочия команде УК «Роснано» во главе с Анатолием Чубайсом по управлению активами АО «Роснано» уже не на пять лет, как раньше, а сразу на 10 лет, до 2029 года.

Фото: Роснано
Фото: Роснано

Транспорт будущего из нанотрубок

Одним из самых ярких и успешных проектов Роснано в этом году стала «выстрелившая» портфельная компания «Роснано» OCSiAl, единственный в мире промышленный производитель графеновых нанотрубок. Ее рыночная оценка достигла 1 млрд долларов, что дает право называться «единорогом». Она вошла в рейтинг «единорогов» по версии The Crunchbase Unicorn Leaderboard и CBInsights The Global Unicorn Club, став единственной компанией с российскими корнями в категории Industrial. На старте проекта в сибирскую команду Юрия Коропачинского поверил Анатолий Чубайс, который дал «зеленый свет» на инвестиции в 20 млн долларов. Притом что на тот момент схожий проект немецкой компании Bayer по производству многостенных, а не одностенных нанотрубок, примерно тогда же и провалился. Даже NASA пыталась применить этот материал для спутников, но так и не смогла запустить проект в промышленных масштабах, не найдя поставщика на 100 кг в год. 

Фото: Роснано
Фото: Роснано

Теперь же благодаря «единорогу», созданному при поддержке Роснано, в Новосибирске запущено первое промышленное производство единственного нового материала, созданного в нашем веке, — графеновых нанотрубок. Счет производства уже идет на десятки тонн. Потенциал спроса в мире оценивается в 500 тысяч тонн. На российскую компанию сегодня приходится более 98% мирового производства этого материала.

Такая добавка делает материалы и транспорт более энергоэффективными, легкими и прочными, что ведет в том числе к сокращению эмиссии углекислого газа. Сфера применения этих материалов расширяется с каждым годом. Если раньше компания OCSiAl ориентировалась на рынок литий-ионных батарей, углепластиковых композитов и шинную промышленность (там раньше уже применялись другие формы углерода), то теперь готова совершить революцию в транспорте, созданном на основе новых материалов. 

Фото: Роснано
Фото: Роснано

Редкие лекарства из Кирова

Другим «выстрелом года» стал выход Роснано из проекта биофармацевтической компании «Нанолек» с собственным высокотехнологичным производством полного цикла по стандартам GMP. При участии госкомпании в Кирове наладили выпуск импортозамещающих и инновационных лекарственных препаратов, поставляют вакцины для профилактических прививок, обеспечивают локализацию инновационных препаратов, сотрудничая с грандами мировой фармацевтики. В частности, силами компании локализовано производство препаратов корпорации Merck для лечения диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. Востребованность инновационного фармпроизводства подтверждает высокая отдача инвестиций: продав свою долю в «Нанолек» за 2,35 млрд рублей, Роснано получила выручку, в два раза превышающую размер ее первоначальных вложений, доходность сделки составила 8,6%.

Фото: Роснано
Фото: Роснано

Сегодня мощности завода позволяют выпускать до 4 млрд таблеток в год, 42 млн преднаполненных шприцев и 35 млн флаконов год при штате сотрудников около 700 человек. На фоне существующих проблем с лекарствами для лечения редких, орфанных заболеваний компании «Нанолек» удалось локализовать производство препарата идурсульфаза бета для лечения редкого генетического заболевания синдром Хантера (мукополисахаридоз 2-го типа), что позволит сократить бюджетные траты на его закупку за рубежом на 20%. Таким образом, с помощью Роснано создана современная отечественная биофармацевтическая компания, отвечающая высшим мировым стандартам качества производства лекарств. Выйдя теперь на устойчивые финансовые показатели, можно говорить о расширении спектра производимых препаратов.

Нанометры для Wi-Fi

Не менее успешным оказался выход Роснано из капитала (имела в нем 7%) американского производителя микроэлектроники для передатчиков Wi-Fi Quantenna Communications. За 6 лет доля Роснано подорожала в рублевом эквиваленте более чем в 4 раза, до 2,8 млрд рублей. В России продолжит работу центр исследований и разработки из 60 человек. Они будут обеспечивать трансфер новейших технологий в Россию, проектируя микросхемы по техпроцессу 45 и 28 нанометров для высокоскоростного доступа в интернет.

Российское железо для цифры

Есть успешные результаты внедрения нанотехнологий и в области цифры. В уходящем году компания «Байкал Электроникс», созданная при участии Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «Роснано», представила первый российский процессор BE-М1000, известный как «Байкал-М», предназначенный для широкого спектра устройств потребительского и B2B-сегментов рынка. Это система на кристалле с восемью ядрами и с 8-ядерным графическим процессором. Топологический размер в системе — 28 нанометров. Процессор обладает высокой вычислительной мощностью, поэтому его можно использовать в моноблоках, ноутбуках, серверах и тонких клиентах, а также в рабочих станциях. Разработчики применили сразу несколько решений, снижающих энергопотребление процессора. 

Учитывая постоянный санкционный прессинг в области новейших технологий по отношению к России, создание собственного процессора — это важный прорыв на чувствительном с точки зрения национальной безопасности направлении. Появление серийных системных плат на базе ВЕ-М1000 в формате mini-ITX запланировано на второй квартал следующего года, начнется и розничная продажа. Стоимость материнских плат прогнозируется на уровне 500 долларов. В «Байкал Электроникс» рассчитывают, что в ближайшие 2–3 года на рынок удастся поставить десятки и даже сотни тысяч процессоров ВЕ-М1000. Данные процессоры будут использованы в рамках совместного проекта компаний «Байкал Электроникс», «Открытая мобильная платформа» и «НПП Итэлма» по созданию информационных киосков и терминалов для предоставления цифровых госуслуг. Продукция появится в МФЦ, префектурах районов и мэриях российских городов, инфокиоски и терминалы найдут применение также в судах и медицинских учреждениях, службах занятости, могут служить автоматическими экзаменаторами в ГИБДД и т. д.

Фото: Роснано
Фото: Роснано

Турбины на ветре и газе

Значимые успехи достигнуты в уходящем году при содействии Роснано в области новых технологий для энергетики. Так, в январе 2019 года Фонд развития ветроэнергетики Роснано и «Фортум» запустил первую совместную ветростанцию мощностью 50 МВт в Ульяновке. А в Ростовской области партнеры приступили к строительству трех ветропарков — Каменской ВЭС, Сулинской ВЭС и Гуковской ВЭС — суммарной мощностью 300 МВт. Они заработают уже в первой половине 2020 года. Ветростанции, как известно, не загрязняют воздух, воду или почву, не производят твердые отходы, что благоприятно скажется на экологии.  

Вместе с датской Vestas госкомпания создает и новый сектор энергомашиностроения. Башни для ветроустановок уже производят в Таганроге, лопасти — в Ульяновске, а гондолы — в Нижегородской области. Помимо основного производства в этом году таганрогский завод ввел дополнительную линию по изготовлению нового типа башен для компании Siemens Gamesa, которая выступает поставщиком ветроустановок для проектов генерирующей компании «Энел Россия». Таким образом, Роснано, осуществляя перенос в Россию новейших технологий, одновременно укрепляет свое лидерство в области «зеленой энергетики».

Существенно продвинулся также еще один технологический проект Роснано в энергетике — первая современная газовая турбина большой мощности ГТД-110М. Она создается совместным предприятием Роснано, завода Ростеха «ОДК-Сатурн» и «Интер РАО». Агрегат прошел 3000 часов испытаний, и ожидается, что уже в 2020 году начнется его серийное производство.

Таким образом, уходящий год для Роснано можно считать более чем успешным. Госкомпания не только успешно инвестирует и обеспечивает высокую доходность на выходе из технологических проектов, но и обеспечивает интеграцию новейших технологий в самых различных отраслях российской экономики.