Любой, кто скажет вам, что может посчитать ROI корпоратива, — сказочник со слабыми навыками финансового менеджмента. Есть косвенные признаки и даже метрики, на которые стоит обратить внимание: eNPS (индекс чистой лояльности сотрудников) до и после мероприятия, число чатов и имейлов между людьми, скорость и успех релизов для конкретной команды; среди косвенных признаков — обратная связь по мероприятию, число скачиваний фотографий. Однако это все довольно далеко от измерения пользы конкретного ивента в деньгах. Целесообразность инвестиций в корпоратив измеряется в задачах, которые он может решить, среди них:

 • сокращение затрат на коммуникацию. Люди знакомятся, находят общий язык, а значит, будут быстрее договариваться по рабочим вопросам; 
 • повышение прозрачности того, что происходит в компании. Сотрудники посмотрят на CEO, послушают его мысли о будущем компании и, может быть, даже зададут вопросы — все это снизит уровень тревожности; 
 • повышение eNPS сотрудников за счет ощущения принадлежности, налаживания общения с коллегами — снижается отток персонала, увеличивается мотивация и, как результат, эффективность работы; 
 • возможность сделать «срез» по тому, что происходит в компании на уровне культуры. HR-отдел во время корпоратива может узнать, что беспокоит сотрудников, а затем это исправить.  

В теории сократить затраты на коммуникацию и понять, что происходит внутри коллектива, хотят все. Для того чтобы вы могли проще идентифицировать себя, я прописала типы компаний, которые могут сэкономить деньги и инвестировать их, скажем, в премии, а не в новогоднюю вечеринку: 

 • Небольшие организации с полной прозрачностью и отлаженными процессами: сотрудникам все понятно, проблем с показателями нет, изменений тоже. Скажем так, небольшой студии дизайна интерьера или юридическому бюро не нужно инвестировать в корпоратив, потому что сотрудники и так сидят пять дней в неделю за одним столом по восемь часов и время от времени неформально общаются.
 • Компании с теплой, «ламповой» культурой. Зачем корпоратив в Рокетбанке, где атмосфера в офисе часто похожа на нон-стоп корпоратив? Незачем, это искусственная культурная привычка, которая не даст результата. Ребята уже постарались, и теперь инвестировать в елку и фуршет не обязательно. 
 • Компании с успешным продуктом и высокой принадлежностью сотрудников. В Москве какое-то время назад ходили слухи, что Uber устраивает корпоративы в Лас-Вегасе. Клево, конечно, но зачем? Uber и так был самым желанным брендом на рынке: все хотели там работать и держались за свои места. Локальные команды были сильны и дружны, а обмен знаниями можно было осуществлять более точечно по необходимости. 
 • Только что созданные компании. Инвестиции на первых порах в корпоратив — это расфокус и неправильные приоритеты. Лучше вложить деньги в продукт и продвижение: людей вдохновляют скорость и перспективы, а не совместная вечеринка. 

В противовес предыдущему списку есть перечень компаний, для которых корпоратив может стать эффективным инструментом развития бизнеса: 

 • Корпорации. Особенно, если люди сидят в разных городах или зданиях. Корпоратив станет для сотрудников местом знакомства, для кого-то даже первой встречи. Связи наладятся, работа между разными отделами или региональными представительствами улучшится. Это кейс условного «Русала» или «Газпрома».
 • Компании, которые находятся в процессе сложных изменений: смена руководства, стратегии, большого количества сотрудников. Люди воспринимают перемены тяжело — для них это риск и неопределенность. Корпоратив повысит прозрачность происходящего, а также покажет, что в компании все хорошо и надежно. Это способ сказать «теперь будет так, но все в порядке, поэтому веселитесь и общайтесь». Среди релевантных примеров — Сбербанк, который внедряет Agile, или Альфа-Банк с реформирующейся «Альфа-Лабораторией». 
 • Компании, где много работы происходит вне офиса (консалтинг), а также компании, сотрудники которых работают не над собственным продуктом, а над продуктами внешних клиентов (студии разработки, дизайна, smm-агентства). Такие организации сильнее других нуждаются в атрибутах корпоративной культуры, поскольку у них большая текучка кадров, а работа над разными проектами из разных локаций мешает чувствовать принадлежность к общему делу. 
 • Компании, которые сделали культуру одним из своих главных атрибутов. Здесь вопрос менеджмента ожиданий — обещали командный дух, будьте добры, сделайте корпоратив. К таким компаниям относятся Google, Facebook и прочие.
 • Компании с плохими HR-метриками — низким eNPS, экстремально высокой текучкой, долгими сроками закрытия вакансий, плохими показателями по HR-бренду. Тут работает принцип «испортил — исправляй». Правда, важно держать в голове, что одним корпоративом ситуацию не исправить: над этими проблемами нужно работать комплексно. 

Чем крупнее компания, тем сильнее различаются люди внутри коллектива. Перед руководителем ожидаемо встанет вопрос: что делать, если корпоратив нужен, но некоторые сотрудники не хотят на него идти?

Мы с вами наизусть знаем, что нельзя сделать продукт для всех, важно понять, кто твоя основная целевая аудитория. Предлагаю использовать это утверждение. Вы создаете мероприятие, чтобы люди завязали знакомства, обменялись опытом, почувствовали себя частью общего. Если у сотрудников нет таких потребностей, не стоит их ни к чему принуждать. Допустим, коллектив целиком состоит из интровертов. В таком случае корпоратив лучше заменить игрой в CS по сети, и все будут счастливы. Если вы все-таки утвердились в решении провести традиционную вечеринку, то ругать сотрудников за пропуск подобных мероприятий и принуждать их к активности точно не стоит: чем больше свободы вы дадите, тем комфортнее будут чувствовать себя люди. Интровертам будет проще, если у мероприятия не будет дресс-кода, а в помещении будут спокойные зоны. Сейчас компании все чаще устраивают командные корпоративы для отделов, а не большие общие мероприятия. Такое решение тоже располагает интровертов к участию.

Еще одна причина, почему сотрудники могут отказываться от участия в корпоративе, — банальные застолья, которые давно никому не интересны, и на то есть три причины:

 • меняются люди и их ценности. Если раньше застолье напоминало семейный Новый год, то сейчас молодые сотрудники хотят двигаться, а не сидеть, пить комбучу или пуэр, а не алкоголь; 
 • застолья менее эффективны, чем другие виды командной деятельности. Совместный поход на картинг или кулинарный мастер-класс, или игра в «крокодила» сблизят сотрудников с большей вероятностью, чем формальные разговоры за столом;
 • еда и напитки все больше становятся предметом индивидуального выбора. Теперь мы сами решаем, чего хотим — «первое, второе и компот» остались в прошлом. Вегетарианец, непьющий, человек на кето-диете — все они будут чувствовать себя некомфортно на алкогольной вечеринке с попкорном и мясными чипсами.

Корпоратив — полезный инструмент и часто стоит того, чтобы на него потратиться, но, пожалуйста, давайте без слепого следования новогодним трендам. Прежде, чем оплачивать вечеринку, подумайте, какие задачи вы хотите решить и что нужно вашим людям. Если думать не хочется — сэкономьте деньги.