Рамки и ограничения. «Женщина, знай свое место!» Раз уж мы затронули тему женщины в бизнесе, уместно пошутить в лучших сексистских традициях. Мой предпринимательский путь — это не прямая линия, а синусоида со своими взлетами и падениями. Не могу сказать, что мне чинили препятствия и вставляли палки в колеса, потому что я женщина. Да, я допускала ошибки, но сама, без помощи третьих лиц, и всегда брала на себя ответственность за свои действия. 

Мой принцип: «Вижу цель — не вижу препятствий». Такой стиль бизнеса приписывают мужчинам, хотя не все они такие уж пробивные, как и далеко не все девушки пасуют перед трудностями, останавливая на скаку не только коня, но и ломая целый пласт ожиданий социума. На мой взгляд, пол не имеет значения, когда речь идет о профессионале. Сильный ищет возможности, слабый — отговорки. Как в бизнесе, так и в творчестве рамки только у нас в голове. 

Грамотное использование преимуществ. Что в женщинах от гендера, а что от воспитания? Вопрос спорный, но нет необходимости в помощи знатоков, чтобы определить: в подавляющем большинстве женщины обладают теми качествами, что мужчинам реже достаются по дефолту. Женщина задает тон и настроение коллективу, питает всех энергией. То самое понятие «хранительница очага» можно применить и к бизнесу, который она любовно выстраивает и облагораживает. Так, женщинам из-за особенностей воспитания и социального давления больше свойственна эмпатия и менее свойственна самоуверенность (не путать с уверенностью в себе, хотя это близкие понятия). Женщина лучше чувствует людей, что особенно помогает при формировании команды и принятии решений, связанных с будущим компании. Женщина эмоционально более вынослива, потому что по природе своей живет в состоянии неопределенности. Биологически это проявляется в процессе родов. Долгое пребывание в состоянии турбулентности, вопросы «что происходит?» и «когда это уже случится?» — те же чувства испытывает предприниматель, потому что бизнес — это перманентная неопределенность. 

Борьба за равноправие. Феминизм сегодня в яростной борьбе за права женщин потерял свои изначальные ориентиры, что особенно видно в США. Из-за крайностей, в которые уходят некоторые представители этого движения, у большинства оно вызывает скепсис. Дошло до того, что во многих компаниях двум представителям противоположного пола запрещено проводить встречи тет-а-тет — всегда должен присутствовать кто-то третий. Такие меры предосторожности приняты на фоне движения #MeToo. Мужчины теперь боятся проявлять вежливость, ведь она может быть расценена как харассмент, а с этим строго: если даже малейшая тень упадет на репутацию, отмываться придется долго. 

Русский феминизм. В России есть большой шанс сделать феминизм «правильным». Достаточно вспомнить, что буквально 30 лет назад наши бабушки возглавляли цеха на заводе, занимали высокие посты, управляли большими бригадами, а кто-то даже отправился в космос. Феминизм в России начал складываться как общественное движение в середине XIX века. Мы стали одной из первых стран мира, предоставившей женщинам всю полноту избирательных прав. У нас на генетическом уровне еще жива память о женщине как об управленце. 

Как женщине стать успешной, если она выбрала путь бизнес-леди:

Развивать личный бренд. Бизнес в креативной сфере нередко формируется из представления о личности основателя. Харизматичные лидеры с яркой индивидуальностью всегда находятся в центре внимания и становятся лицом своей же компании. Поэтому так важно делать акцент на персональном брендинге в рамках продвижения компании и вести аккаунты в онлайн-платформах, чтобы заинтересованность целевой аудитории начиналась с главы компании. Человек всегда ищет личного контакта: люди стремятся к живому общению и отдают предпочтение работе с теми, чей талант и творческая энергия вызывают у них эмоциональный отклик. 

Делать то, что нравится. С самого раннего возраста меня поощряли в занятиях творчеством и не принуждали поступать «как надо» вразрез с тем, что было важно для меня как для личности. Эта философия стала основой глубокой внутренней уверенности в себе и отправной точкой, которая фактически привела к моему призванию. Именно благодаря такому подходу я начала воспринимать себя как источник ресурсов и сфокусировалась на монетизации того, что делаю лучше других. Почему я стала развивать собственный бизнес? Это был единственный путь для меня: как оказалось, я просто не способна, работая по найму, делать то, к чему у меня не лежит душа.  

Стать частью профессионального комьюнити. Где искать партнеров, команду и клиентов? Там, где люди ожидают получить решение своих задач. Общайтесь с «коллегами по цеху», ходите на тематические мероприятия, участвуйте в конференциях. При этом не зацикливайтесь на профессиональной сфере. Откройте для себя фестивали и вечеринки, ведь никогда не знаешь, где и с кем познакомишься. Вступайте в профессиональные сообщества, дружите с коллегами и говорите о себе. Полезные знакомства случаются на профессиональных конференциях, где я часто выступаю как спикер, но менее очевидные и не менее приятные находят меня совсем не в бизнес-тусовке. Например, с Burning Man 2018 я привезла не только белую пыль пустыни, но и ряд сделок с «золотыми» клиентами из венчурного бизнеса, которые обеспечили Pixies проектами на год вперед. Свой бизнес тем и хорош, что о нем всегда приятно рассказывать. Поэтому показывайте и презентуйте, пока сарафанное радио не начнет делать это за вас.

Повышать ценник в соответствии с квалификацией. По статистике женщины получают за работу на треть меньше мужчин, занимающих аналогичную позицию. Считается, что мужчина — кормилец, и именно ему нужно обеспечивать семью, а значит, он должен получать больше. Но сейчас перед современной женщиной стоят те же задачи, и даже счастливое замужество редко закрывает ее потребность в финансовой независимости. Почему женщины зарабатывают меньше? Секрет в том, то они редко адекватно оценивают свой труд, стесняются говорить о деньгах и часто не могут озвучить желаемый уровень заработка. Поэтому, если вы действительно хотите добиться успеха, никогда не принижайте свои достоинства. Не бойтесь получать то, чего заслуживаете. Будьте отличным профессионалом, стремитесь к первенству в своей области. И тогда ни у кого не возникнет поводов усомниться в вашей компетентности и вспомнить про ваш пол в контексте бизнеса.

Иллюстрации: Елена Аникеева