Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

Матвей Говорущенко, директор Московского центра «Патриот.Спорт»:

В интернете подростков может поджидать немало неприятных неожиданностей. Это в первую очередь мошенничество, связанное с финансами: когда дети получают паспорт, они уже могут открыть банковский счет, у большинства подростков есть банковские карты, и они в той или иной мере имеют доступ к родительским деньгам. Иногда злоумышленники через детей пытаются добраться до их родителей — например, узнать, какое у них есть имущество и когда они уезжают из города.

Чтобы гарантировать защиту от мошенников, лучше всего вообще не делиться никакими личными данными в интернете, но это просто невозможно. Поэтому важно осознавать угрозы и очень хорошо понимать, что вы делаете и как: в какое поле вводите логин и пароль, тот ли это сайт (фейковые ресурсы могут полностью повторять дизайн и функционал настоящих, но адрес сайта будет чуть-чуть другим). С детьми нужно обсудить, какими данными о себе можно делиться, а какими — точно нет. Ни в коем случае нельзя не раскрывать домашний адрес, номера карт и паспортные данные, не делиться своими обычными маршрутами, следить за тем, какую информацию видят все пользователи, а какую — друзья. 

Интернет далеко не безопасная зона: в пространстве сети подростки могут столкнуться с неприятностями. Важно, чтобы разговор о кибербезопасности велся и дома, и в школе, и, если нужно, на дополнительных образовательных программах и ресурсах. При нашем центре, например, есть школа №868 («Кибершкола»), которая работает весь учебный год, а еще скоро мы запускаем онлайн-смену «КиберЛето-2020» для подростков, где одной из тем будет цифровая культура. Преподаватели будут рассказывать, как пользоваться полезным потенциалом интернета, оставаясь в безопасности. Проект бесплатный, на онлайн-смену может записаться каждый через официальный сайт мэра Москвы. Программа продумана так, чтобы дети не сидели у компьютера весь день: кроме лекций и киберспортивных турниров, там будут перерывы на разминку и гимнастику для глаз, а еще онлайн-уроки танцевальной импровизации. 

Алексей Рытов, директор Московского центра развития кадрового потенциала: 

Сегодня дети открывают для себя глобальную сеть раньше, чем первую книжку. Именно поэтому очень важно с ранних лет учить ребенка базовым навыкам кибербезопасности. На первых этапах это, прежде всего, ограничение времени, проводимого в интернете, и максимальное вовлечение в офлайн-активности. В этот период главное — сформировать у ребенка ощущение, что реальный мир гораздо интереснее, чем виртуальный.

С учащимися начальных классов уже нужно разговаривать об основах интернет-этики и правилах безопасного поведения в сети. В возрасте 6–10 лет у детей формируются базовые навыки общения, они ищут свое место в социальной иерархии. Поэтому очень важно познакомить ребенка и с цифровым этикетом, и с правильным алгоритмом взаимодействия со старшими, в первую очередь с незнакомыми людьми.

Средняя школа — время, когда важно сформировать доверительные отношения с ребенком и основные принципы его поведения при киберагрессии. 

Школьников 9–11-х классов необходимо познакомить с правилами интернет-безопасности — объяснить, как соблюдать информационную гигиену (защитить персональные данные, противодействовать кибермошенникам) и познакомить с разными видами интернет-угроз и инструментами противодействия (например, поговорить о деструктивных сообществах в социальных сетях и даркнете).

Самое главное, что могут сделать взрослые для обеспечения безопасности детей в сети, — быть с ними максимально честными. У подростков кредит доверия по отношению к родителям стремительно уменьшается, и даже самая мелкая ложь или дезинформация со стороны взрослых могут надолго подорвать ваш авторитет.

Взрослые и сами должны разбираться в том, что несет угрозу ребенку, а что — нет. Необходимо понимать, какие признаки являются тревожными, а какие — просто особенности подростковой субкультуры. 

У Московского центра развития кадрового потенциала образования есть ряд бесплатных обучающих программ для управленческих команд и руководителей классов по защите детей от информации, причиняющей вред здоровью или развитию. Центр также проводит обучение по технологическим аспектам защиты детей от нежелательного контента в интернете. На занятиях эксперты знакомят участников с существующими видами информационных угроз и рассказывают, как эффективно противодействовать агрессии в сети. В процессе обучения специалисты анализируют, каким образом подростков вовлекают в деструктивные сообщества в социальных сетях, а еще учат грамотно использовать сайты и цифровые ресурсы в образовательном процессе. 

Познакомиться с программами обучения и записаться на вебинары можно на портале дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы. 

Максим Иванцов, председатель Ассоциации классных руководителей:

Педагоги, и в первую очередь классные руководители, обязаны обеспечивать цифровую безопасность детей. Это подразумевает действующий федеральный закон об образовании: в нем сказано, что образовательное учреждение отвечает за жизнь и здоровье учащихся, а одна из составляющих психологического здоровья — цифровая безопасность. Но, конечно, педагог один в поле не воин — защитить ребенка от угроз можно, только если и школа, и семья придерживаются одного курса. К сожалению, не все родители знают о существовании современных цифровых угроз и обладают достаточными компетенциями, чтобы определить потенциально опасное поведение в сети. Поэтому школа должна работать не только с детьми (на уроках информатики или во время классных часов), но и с родителями. Для этого можно привлекать партнеров: например, специалисты из Городского психолого-педагогического центра могут приезжать в школы или проводить онлайн-занятия по кибербезопасности и цифровой гигиене для детей и их родителей. В 814-й школе, директором которой я являюсь, все учителя проходят курсы безопасного интернета, которые предоставляет Московский центр развития кадрового потенциала в образовании.

Наша школа стала одной из первых в Москве, где ввели регламент пользования гаджетами: их не запрещают, но и не разрешают пользоваться бесконтрольно. На мой взгляд, это оптимальное решение. В регламенте мы обговариваем, в каких учебных ситуациях ребенок может пользоваться гаджетами (например, можно искать информацию для презентации на уроке), а в каких это делать нельзя (например, пока передвигаешься по школе или ешь в столовой). Также у нас, как и во всех московских школах, установлены контент-фильтры, которые блокируют информационные угрозы для школьников. Если ребенок пользуется школьным вай-фаем, он не попадет на сайты, противоречащие российскому законодательству, и не увидит контент 18+. Фильтры действуют на всех — на учительские компьютеры тоже. При этом важно не запугивать детей: мы хотим донести, что интернет — не страшное, а полезное пространство, которое при соблюдении правил безопасности может принести немало хорошего.

Андрей Зинин, директор Городского методического центра:

Одна из важных задач системы московского образования сейчас — помогать детям и их родителям находить правильные образовательные маршруты в интернете. За время режима самоизоляции запустилось немало хороших проектов — все они нацелены на то, чтобы у детей было безопасное и полезное онлайн-пространство. Мы в Городском методическом центре создали новый ресурс для дошкольников — пока школьники учатся дистанционно, дети помладше рискуют оказаться в образовательном вакууме, лишившись привычной социализации в группе и любимых занятий. Ведь у работающих родителей не всегда хватает времени, чтобы самостоятельно организовать полезные активности для детей. Поэтому мы запустили онлайн-ресурс «Игры и занятия для дошкольников», на котором собрали лайфхаки, видеоинструкции, познавательные ролики и задания от опытных и креативных московских воспитателей. Ресурс оказался очень востребованным — за короткий срок существования почти 70 000 уникальных пользователей обратились к материалам портала. Важно, что проект не стремится удержать ребенка у экрана: чему-то научились, что-то узнали — и дальше используем это без компьютера. Например, в нашей зарядке с «Фиксиками» герой показывает упражнение, которое потом можно повторять в любое время самостоятельно. Аналогично можно выстроить работу и с организацией игр, созданием поделок — все полученные знания можно забрать с собой в реальный мир.

Конечно, очень важно, чтобы родители не просто устанавливали интернет-фильтры на смартфоны дошкольников, оберегая их таким образом от сомнительного контента, но и сами принимали участие в выборе полезных и интересных занятий вместе со своими детьми, почаще играли с ними. Такой подход поможет сформировать у ребенка интернет-культуру и избежать в дальнейшем восприятия сети исключительно как источника развлечений. Наш ресурс deti.mosmetod.ru как нельзя лучше для этого подходит.

Предложить ребенку «поиграть» со смартфоном — безотказный метод отвлечь его и заняться своими делами, но, увы, часто небезопасный. Многие родители думают, что ребенок слишком маленький, чтобы сознательно выйти за пределы детского интернета и увидеть что-то неподходящее. Но это не так — всегда есть реклама, какие-нибудь всплывающие баннеры, неожиданные результаты поисковых запросов. Чтобы сформировать культуру безопасного использования интернета, нужно быть спутником ребенка в его интернет-маршрутах с самого раннего возраста. Сейчас дети, которые идут в первый класс, — уже сформировавшиеся потребители онлайн-продуктов. И в наших силах сделать так, чтобы в круг их интересов входило знакомство с качественным образовательным контентом, в создании которого Городской методический центр всегда готов быть надежным партнером московской семьи. 

Наталия Билык, психолог Московской службы психологической помощи:

До 11–12-летнего возраста ребенка у родителей точно должна быть возможность контролировать, чем ребенок занимается у себя в соцсетях. Следите, с кем переписывается ребенок, и внимательнее приглядывайтесь к незнакомым вам пользователям. Например, недавно к нам за помощью обратилась мама девочки, с которой пытался выйти на контакт взрослый мужчина. Он долго присылал ей в личные сообщения картинки с котятами, а потом предложил видеосвязь — к счастью, девочка рассказала об этом маме, и она вмешалась. Такие случаи могут очень испугать родителей, но важно не поддаваться панике и все же уважать личное пространство ребенка: действовать только в рамках оговоренных правил, не копаться в переписках без веской причины и уж точно не комментировать то, что обсуждается в личных чатах с друзьями. 

Важно понимать, что программы родительского контроля не панацея: в конце концов, ребёнку всегда могут что-то показать одноклассники на переменке. Так что помогают лишь доверительные профилактические беседы — нужно честно рассказывать, почему тот или иной контент опасен, объяснять, что не зря некоторые вещи запрещены законодательно. По внешним признакам редко можно отследить, что ребенок занимается чем-то неподходящим в сети, однако если вы заметили какие-то странности в поведении ребенка — тревожность, скрытность, отстраненность, — стоит вместе это обсудить. 

Чтобы защитить ребёнка от кибербуллинга, нужно с ним обсудить, что лучший способ бороться с агрессией в интернете — не реагировать на нее и дистанцироваться. Не кормить троллей, блокировать неприятных пользователей, выходить из чатов. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что родители его поддерживают: даже если сталкивается с агрессией онлайн или офлайн, дома есть пространство, где он почувствует себя в безопасности. 

Не стоит бояться интернет-зависимости: она формируется тогда, когда в офлайн-реальности ребенка мало увлекательных занятий и ярких впечатлений. Если в обычной жизни радости мало, ребенок концентрируется на виртуальном мире, где он может ее получить. Поэтому очень важны совместные поездки, семейные праздники, игры, возможность сходить куда-то с друзьями. Если все это есть, интернет воспринимается лишь как часть жизни. А родители могут помочь сформировать интересное и полезное инфополе: например, когда вы заводите ребенку аккаунт в соцсетях, сразу подпишите его на интересные группы — про животных, космос, рисование, чтобы у него были проверенные источники информации, соответствующие его интересам.

Даже когда вы ослабили контроль, важно иногда смотреть на страницу ребенка и следить за тем, что он выкладывает. Если появились тревожные звоночки — повторяющиеся посты с изображениями ран и самоповреждений, мрачные картинки с суицидальным контекстом, шуточки про смерть, это может быть признаками уязвимого состояния ребенка или даже депрессии. Не бойтесь обращаться к психологу и к психиатру: например, в городском Центре психического здоровья детей и подростков очень бережно относятся к детям и используют самые современные методики, ни о какой страшной карательной психиатрии речи не идет. Также и дети, и родители всегда могут обратиться на общероссийский детский телефон доверия (8-800-2000-122) и на линию доверия Департамента образования города Москвы (8-495-624-60-01).