Иллюстрация: Veronchikchik
Иллюстрация: Veronchikchik

На протяжении более чем четверти века я работаю в одной и той же муниципальной детской поликлинике. И все это время я задаю своим посетителям несколько одинаковых вопросов. Только представьте, как много интересного материала у меня накопилось.

Сегодня предлагаю уважаемым читателям поговорить об «интересе». Почему сейчас? Потому что довольно часто в последние годы ко мне приходят родители, которые жалуются на своих детей приблизительно так: 

— Вы знаете, плохая учеба, непослушание, гаджеты — это все на самом деле лишь верхушка айсберга. Основная наша проблема, мне кажется, в том, что ему ничего по-настоящему не интересно. 

Удивительно и тревожно, что слышащие это дети и особенно подростки, которые обычно практически во всем родителям противоречат, довольно часто именно этот тезис охотно подтверждают:

 — Ага, это действительно так. По-настоящему интересно? Вот как там кто-то бабочек годами собирает, или мотоциклы чинит, или там все время на барабанах играет, или ходит в театральный кружок? Нет, вот так — ничего. Раньше? Нет, и раньше не было. Мама говорит, когда я был совсем маленький, очень динозаврами увлекался, но я сам этого уже не помню.

А что это вообще такое — интерес? В основе его — любопытство, которое присуще не только людям, но и животным. У всех высших животных и птиц есть потребность исследовать новый предмет или явление, впервые появившиеся в их поле зрения и доступе. Однако интерес считается более высокой, чисто человеческой ступенью. Мне кажется, что отличие здесь, во-первых, в длительности — животное, обследовав новый предмет, не имеющий для него практической ценности (еда, игра, опасность и т. д.), как правило, навсегда теряет к нему интерес. Человек же может длительно интересоваться одним и тем же, постепенно углубляя и расширяя свои знания о предмете интереса. Второе отличие я вижу в наличии рефлексии, только человек может отдать себе отчет: мне интересны марки как класс, а собака или сурикат просто последовательно заинтересовывается каждым мячом, который попадает в их поле зрения. 

«Википедия» определяет интерес как «положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, с повышенным вниманием к нему». 

Интересы современных детей, к огорчению родителей и по их словам, часто выглядят как интересы сурикатов: родители подсунули ребенку условный «мяч», он вроде бы заинтересовался, как-то его обследовал и тут же бросил навсегда. То есть той самой устойчивой и долговременной человеческой потребности «узнавать что-то новое об объекте» родители, к своему сожалению, в детях и подростках не видят.

В этом месте я обычно спрашиваю: а может, ребенок просто «устойчиво интересуется» не тем, чем вам бы хотелось? Ну вот, например, одна и та же компьютерная игра? Или аниме какое-нибудь? Или жизнь участников какой-нибудь музыкальной группы?

Тут родители обычно удрученно задумываются, а потом вынуждены признать: ага, те «мячи», которые мы считаем важными и которые подсовываем детям, кажется, им совсем неинтересны. А интересно им совсем другое. Но почему же так получается?

Сразу и честно скажу: я не знаю точного и окончательного ответа.

Но вот один из аспектов, который, на мой взгляд, вполне может оказаться полезен для современных родителей при обдумывании этой проблемы.

На протяжении более чем четверти века я спрашиваю у самых разных по возрасту, образованию и социальному положению родителей:

— А вам бывает интересно с вашими детьми? Если да, то когда именно вам с ними интересно?

Ниже обозначу, какие закономерности в распределении ответов я отметила и в чем особенность, так сказать, текущего момента.

В перестройку, когда я только начинала работать, значительно больше половины ответов (я думаю, процентов семьдесят) были отрицательными.

— Интересно? С ними? Да я вас умоляю! Одеть, накормить, уроки проверить. Ну, иногда смешно бывает. Умилительно, конечно, особенно когда маленький и ласкается. Слушать, что они там несут? Я слушаю, да, не думайте, пока терпения хватает, потому что понимаю — я мать и должна. Но интересно? Нет.

Разумеется, уже тогда были положительные ответы. Я сразу отметала высокопарное «конечно, мой ребенок интересен мне как личность!» и требовала конкретики: а когда вам с ним интересно? Когда вы — что?

Перестроечным людям довольно часто было интересно смотреть с ребенком телевизор. Почему-то — гулять с собаками (видимо, они гуляли с ними всей семьей и воспринимали это как передышку в «борьбе за выживание»). Если речь шла о маленьком ребенке, то интересно было заниматься с ним по всяким развивательным пособиям (они тогда только входили в моду). Никогда никто не сказал: мне интересно играть с ним в сложную ролевую игру (а это, заметим, единственный способ развития общего интеллекта ребенка-дошкольника. Других нет). Никто не сказал: мне интересно узнавать от него новое, то, чего я сам не знал (а тогдашние подростки неудержимо и стремительно, вперед родителей, осваивали новые технологии и особенности капиталистической жизни). Очень редкие (как правило, необразованные, но природно умные) матери говорили: мне интересно, когда она рассказывает о взаимоотношениях в классе, во дворе — я свое вспоминаю и тоже рассказываю. Отцы уже тогда иногда формулировали: мне интересно его учить, ну вот там на даче строить или по дому, или в приставку играть.

Что происходило дальше? С годами неуклонно повышался процент родителей, которые отвечали на мой вопрос практически не задумываясь: ну конечно, да! Конечно, мне с ним или с ней интересно!

На сегодняшний день так отвечают сто процентов приходящих ко мне родителей. Если говорить о матерях, то им интересно всем. Многие современные отцы научились уходить от ответа. Но отрицательного ответа не дает никто. Помните «Википедию»? «Интерес — это потребность узнать что-то новое об объекте интереса».

Мой уточняющий вопрос остался прежним:

— А когда именно вам с ним интересно? Когда вы делаете — что? Говорите — о чем?

Осталась «перестроечная» тема: «мне с ним интересно, когда мы не делаем ничего» — ездим в отпуск, просто сидим у телевизора, ходим по магазинам или гуляем в парке. Видимо, тут важен момент расслабления, удаления скучных и тяжелых обязанностей, который и воспринимается родителем как интерес. «Счастье — это отсутствие несчастья». Я думаю, по сути это не столько именно интерес (направленное, активное чувство), сколько «в этот момент мне с ним хорошо».

Очень развилась тема «обучения», особенно для дошкольников. Но от конкретных «мастеровых» вещей — я учу ее печь пироги, я учу его работать с бензопилой — оно почти полностью переместилось в интеллектуальную сферу: мне с ним интересно, когда я ему читаю, когда учу его буквам, когда мы занимаемся по пособиям, делаем картинки из манной кашки и т. д.

Вышла в вербальную область и почему-то обозначилась как отдельный интерес тактильная тема: мне с ним интересно, когда мы сидим обнявшись, или когда я его подбрасываю и вожусь с ним и т. д. Почему это обозначается родителями как «интересно», я, если честно, так и не поняла, на мой взгляд, это «приятно», «хорошо», «радостно» и т. д.

Сравнительно недавно (лет десять назад) появилась тема наблюдения, касающаяся, впрочем, только маленьких детей: мне интересно за ним наблюдать. Как он играет дома, как выстраивает общение с другими детьми на площадке. Когда я осторожно попыталась спрашивать про наблюдение за детьми постарше (они же явно разнообразнее и интереснее малышей), ответы были очень резкими: когда мне наблюдать?! Нам некогда — уроки, кружки, у меня работа! Про подростков: за чем там наблюдать?! Как она в телефоне сидит? 

И только одна на моей памяти 17-летняя девушка, по обстоятельствам вынужденная часто сидеть со своим младшим братом — глубоким аутистом, как-то сказала мне: знаете, мне часто интересно за ним наблюдать, он же не говорит, и я смотрю и пытаюсь по его поведению угадать, как у него мозги работают и что там внутри происходит.

Еще очень частая (может быть, самая частая) тема: «Вы знаете, он часто такие интересные, оригинальные вещи говорит!»

На мой вопрос: «Какие?» отвечает конкретно хорошо если каждый двадцатый.

Разумеется, «мне мой ребенок интересен как личность» — это никуда не делось.

Еще нормальная тема (сейчас меньше, стало как-то завуалировано, а вот лет пятнадцать назад родители очень прямо и четко формулировали): «Мне безусловно интересны состояние его здоровья и его академические успехи».

Если я задаю уточняющий вопрос: «Вам интересно или это предмет вашего волнения, опасений, тревог?», то раньше практически все родители склонялись ко второму варианту, теперь часто настаивают: «Нет, меня это именно интересует».

«Мне интересно смотреть, как он развивается» — частая тема про малышей-дошкольников. Про подростков если и слышала когда-то, то забыла.

«Мне интересно то, что он рассказывает». Прошу уточнить конкретику, вижу перед собой мать, ребенка, слышу его рассказ и часто просто — не верю. Кажется, что она себя в этом убеждает. Она знает, что ей должно быть интересно то, что рассказывает ее ребенок, и, конечно, ей «интересно».

«Интересно играть с ним в ролевые игры» — встречается, но очень нечасто. 

«Интересно играть в игры настольные» — гораздо чаще.

«Интересно играть в подвижные игры с правилами» — почти исчезло. То ли не играют, то ли совсем неинтересно.

«Интересно поспорить о…» — нету совсем.

«Интересно обсудить…» — встречается, чаще у женщин и взрослеющих дочерей, и касается женских тем: мода, косметика, стиль.

«Интересно узнать у него важное для меня…» — нету совсем.

«Потребность узнавать новое и глубокое об объекте интереса» («Википедия») — что же нам еще сюда приписать? Почти все родители спрашивают: что сегодня получил в школе? С кем играл в садике? Что ел? Переписал ли физику? Что ты будешь делать после школы? В какой бы еще кружок ты хотел записаться?

Это оно? Глубокий интерес к объекту? А почему такие одинаковые вопросы? Объекты-то все разные…

Может быть, именно поэтому так часто не совпадают сегодня подсунутые родителями «мячи» и действительные интересы детей? Ведь искусственный-то интеллект из Всемирной сети явно и стремительно персонализирует свой интерес к своим посетителям и потребителям.

Я ничего не знаю наверняка. Просто анализирую результаты четвертьвековых наблюдений и прослеживающиеся в них явные изменения и воспринимаю это как материал для размышления.

А вам бывает интересно со своим ребенком? 

Вам может быть интересно: 

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Личное». Присоединяйтесь