Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Любовь Аксенова, руководитель управления по GR&ESG группы компаний «ЭкоНива»

Нанесение цифрового кода — это хорошая возможность для производителей молочной продукции выстроить коммуникацию с потребителем на принципах честности и открытости. Сканируя код маркировки, покупатель может подтвердить всю информацию, предоставленную производителем о продукте.

Показатели качества и безопасности молочной продукции установлены в единых и обязательных для исполнения на территории Таможенного союза технических регламентах, национальных и межнациональных стандартах, а также в нормативной документации, в соответствии с которой произведен продукт. Государство предъявляет к молоку высокие требования и строго следит за их исполнением. Например, продукция должна быть полностью безопасна по микробиологическим и физико-химическим показателям.

Мы со своей стороны приложили максимальные усилия, чтобы производственный процесс изменился незначительно в связи с внедрением маркировки. На  производственных линиях неизбежна перестройка системы работы персонала и оборудования.

Валерия Трифонова, директор по коммуникациям Danone  

Фальсификат — это намеренное изменение состава продукта, которое вводит потребителя в заблуждение. Если такое происходит со стороны недобросовестных производителей, то только на этапе самого производства, то есть до того, как продукт упакован в упаковочный материал и выпущен с завода. По данным Роспотребнадзора, доля такой молочной продукции на российском рынке — около 4%. Выявить ее можно через проведение лабораторных тестов или сравнение объемов и видов сырья или готовой продукции. Маркировка призвана отслеживать продукт после того, как он произведен, поэтому она направлена и на решение проблемы контрафакта: когда недобросовестный производитель воспользовался чужим товарным знаком и выпустил под ним подделку. Маркировка должна стать эффективным способом устранения проблемы. 

Для нашей компании этот процесс стартовал 1 сентября, когда маркировка стала обязательной для цельномолочных продуктов длительного хранения. Но поскольку основная часть нашего ассортимента — свежая молочная продукция, то для 90% портфеля и производственных линий все начнется 1 декабря. Сейчас лучшие (если не все) силы компании брошены на то, чтобы все заработало вовремя.

Мы не имеем права выпускать в оборот немаркированную продукцию с той даты, когда ее маркировка становится обязательной. Как законопослушная компания, мы, конечно, не продаем продукт, если его не удалось промаркировать индивидуальными DataMatrix-кодами. 

Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и государственными органами «Союзмолоко»

Во время совместной работы бизнеса и органов власти получилось снизить расходы на маркировку. Внедрение системы разделили на несколько этапов, а также сократили обязательные требования к маркировке. Например, пока что маркировке не подлежат продукты питания для детей от трех лет или товары с коротким сроком годности, запуск маркировки штучных товаров перенесли — до 1 декабря 2023 года. Конечно, некоторые вопросы остались открытыми, и мы надеемся, что они будут решены в оперативном порядке.

Владислав Чебурашкин, основатель и генеральный директор семейного   агропромышленного холдинга «Братья Чебурашкины»

Конечно, безопасность продукции — это очень важно для нас и наших покупателей. И мы сделали все, чтобы потребитель был уверен в качестве товаров, которые мы производим. Официально с системой маркировки наша компания впервые столкнулась только сегодня. Мы долго готовились к этому моменту, закупили необходимое оборудование, стикеры и даже попробовали наносить коды в тестовом режиме на все наши продукты. Мы будем лично проверять, как работает эта система, и следить за тем, чтобы на всех этапах маркировки считывалась необходимая и достоверная информация.