Главный фасад усадьбы Барышникова, 1913 год
Фото: Wikipedia / C0
Главный фасад усадьбы Барышникова, 1913 год

Усадьбу Ивана Барышникова строили в конце XVIII века около десяти лет, а все потому, что требовательный заказчик не раз менял проект. Отставной майор и богатый помещик, он купил дом на Мясницкой улице. Четыре года его переделывали крепостные архитекторы, но, видимо, так и не угодили хозяину. И тогда Иван Барышников обратился к лучшему мастеру в Москве, к Матвею Казакову. И задумку гениального архитектора тоже одобрил не сразу. Дом вышел не казаковским и с причудами: главный парадный зал не в центре, а в углу левого крыла, а вместо него спальня прямо за портиком с колоннами. Вот это оригинал! Кем же был Иван Барышников, доставивший столько хлопот Матвею Казакову?

«Эту фамилию слышали все в тогдашней Москве. То был влиятельный, почти всемогущий богач. Приглашение звучало как приказ» — так описывает Барышникова москвовед Михаил Ильин. Матвей Казаков строил для помещика и раньше — церкви в двух его имениях в Смоленской губернии. Алексино и Погорелое достались Барышникову от отца, «прожженного жулика», как его называл писатель Вячеслав Шишков в исторической эпопее «Емельян Пугачев». О Барышникове-старшем, Иване Сидоровиче, говорили нехорошее. Будто бы он, бедный мещанин из Вязьмы, торговал дегтем по деревням, а потом присвоил золото фельдмаршала Степана Апраксина и сказочно разбогател.

По легенде, Барышников-старший в Семилетнюю войну служил при армии маркитантом, то есть мелким торговцем. Фельдмаршал поручил ему привезти жене бочонки то ли с селедками, то ли с вином, то ли с виноградом — варианты разные. На дне бочонков Апраксин спрятал золото. В пути Барышников узнал, что фельдмаршала арестовали, поэтому бочонки он доставил, а золото забрал себе. По другой версии, он сделал состояние на темных делах со своим покровителем Иваном Орловым. Будто бы граф придумывал аферы, а Барышников их проворачивал, и успешно, ведь брат Орлова был фаворитом Екатерины Второй.

Вячеслав Шишков в «Емельяне Пугачеве» рассказывал, что «чудо-юдо, рыба-кит» Иван Сидорович Барышников, маленький, безызвестный человек, стал большим и знатным благодаря казенным строительным подрядам в Петербурге и винным откупам. Он приобрел два имения на родине на имя графа Орлова. Хоть Барышников и был миллионером, но не имел потомственного дворянства, а поэтому не мог покупать землю с крепостными крестьянами. А вот его сын, Иван Иванович, дослужился до звания майора артиллерии, получил дворянское звание и переписал имения на себя. Женился он поздно, в сорок лет, и, по воспоминаниям сына Андрея, считал себя уже немолодым и некрасивым, а поэтому не решался сделать предложение своей будущей жене.

Елизавета Яковлева, сестра известного заводчика, взяла дело в свои руки. Она подвела Барышникова к зеркалу и спросила, находит ли он себя привлекательным. Красавица Елизавета была на двадцать три года младше, и Барышников, конечно же, возразил. На что она ему ответила: «Вы на мои глаза очень хороши!» Так и сыграли свадьбу. После этого Барышников приобрел усадьбу в Москве, а в 1797 году заказал у Матвея Казакова ее перестройку. Перед архитектором стояла непростая задача. Представьте, небольшой участок, еще и с палатами XVII века, а владелец хочет классический дворец. Давайте посмотрим, как мастерски Матвей Казаков решил эту проблему.

Он спроектировал дом «покоем», то есть в форме буквы П, так, чтобы боковые корпуса выходили на линию улицы. Это типичная планировка для эпохи классицизма, правда, Матвей Казаков ее не любил. Но тут не оставили выбора — архитектору пришлось включать в объем дома старые усадебные постройки. Обратите внимание на окна правого крыла — они ниже, чем в левой части дома, а все потому, что там своды палат XVII века. Перед домом — парадный двор, уютный, но маленький, что портило впечатление от усадьбы. Поэтому Матвей Казаков использовал тот же прием, что и Василий Баженов в доме Пашкова, — выдвинул портик вперед и поставил колонны на высокий цоколь. Так дом выглядел величественнее и масштабнее.

Присмотритесь к портику и увидите то, что не бросается в глаза: архитектор заменил боковые колонны на столбы — их называют антами. А теперь представьте, что вдоль первого этажа тянется галерея-терраса с колоннами, над ней — воздушные балконы. Именно таким создавал дом Матвей Казаков, но этих деталей больше нет. Зато сохранились парадные интерьеры — они пережили пожар 1812 года и выглядят так, как при Иване Барышникове. Давайте подойдем к главному входу — дверь неожиданно не посередине, а сбоку, в левом крыле. Поднимемся по лестнице на второй этаж, окунемся в атмосферу конца XVIII века и попытаемся понять, почему хозяин выбрал нестандартную планировку.

Издательство: АСТ

Высокую парадную лестницу заливает свет. Поднимите голову наверх — с двух сторон от ступенек окна, именно поэтому так солнечно, что кажется, будто потолок — это ясное небо. Между окнами — парные колонны, мы встретим их в каждой парадной комнате, они везде разные, и это тоже неспроста. Они делают одну комнату не похожей на другую, но в то же время объединяют их в одно целое. Как оркестр, где играют скрипки, виолончели, контрабасы, и все это выливается в гармоничную мелодию. По лестнице попадаем в овальную столовую. С двух сторон от двери опять видим колонны. Дотроньтесь до них — они серебристо-голубые и уже не просто оштукатуренные, как на лестнице, а из искусственного мрамора.

По бокам колонн — столбы. Этот тот же самый прием, что и на фасаде дома. Помните анты портика? Архитектор повторяет элементы экстерьера в интерьере.

Оригинально, правда? Справа от столовой, в углу левого корпуса, — большой танцевальный зал. Его окна выходят на три стороны: во двор, на улицу и в переулок, а поэтому здесь так же светло, тепло и уютно, как и на лестнице. В центре комнаты — круговая колоннада. Чтобы кружиться в танце, а перед глазами плыли платья, улыбки и... колонны — одна, вторая, третья, и это еще больше вскружило голову. Интересно, сколько пар нашли друг друга на танцах у Барышникова?

Над колоннадой — круглый расписной плафон. Посмотрите наверх — там орлы машут крыльями и несут гирлянды цветов к солнцу. Мы будто опять видим небо, но вместо облаков — цветы-розетки. Вот это фантазия у декораторов! Сам зал квадратный, но из-за колоннады кажется круглым. Архитектор использует форму комнат как еще одну деталь их уникальности. Помните, что столовая овальная? За ней идет анфилада гостиных с искусственным мрамором на стенах, барельефами над дверями и, конечно же, колоннами. Анфилада обрывается в середине дома, за портиком.

Там, в глубине гостиной, прячется миниатюрная и изящная парадная спальня. Видите полукруглые ниши по углам? Колонны держат расписной полукупол, усыпанный полевыми цветами. Такой элемент в архитектуре называют конхой. Матвей Казаков задумывал спальню по-другому. По его проекту она занимала всю центральную часть дома и выходила на открытые террасы. Но Иван Барышников захотел камерную спальню с окнами во двор, а перед ней — гостиную.