Экспозиция выставки. Работы Апанди Магомедова
Фото: Мария Мизина
Экспозиция выставки. Работы Апанди Магомедова

На днях вы открываете в галерее JART выставку «Уровни художественного порядка». Про что эта выставка? Какие работы будут на ней представлены? 

В моем понимании мир разделен на разные уровни — и в этой выставке я попытался расшифровать их, показать, что за видимым хаосом на самом деле скрывается свой, особенный порядок. Всего будет представлено 25 произведений — это и живопись, и рельеф, и разнообразные объекты. Работы разноплановые, но они объединены общей линией — паттернами и элементами, которые повторяются от работы к работе. Таким образом, мы получаем порядок даже там, где его, казалось, не может быть.

То, что я пытался и постоянно пытаюсь выразить в своем искусстве, вдохновлено местом, где я живу, — Дагестаном. Я просто пытаюсь сформулировать то, что когда-то слышал или видел. Природа, люди, города, ремесла, архитектура и даже религия — все это объединено общим паттерном. Такой вот порядок. 

Это не первое ваше сотрудничество с галереей JART? 

За последние полгода галерея JART организовала две мои выставки и дважды представила на ярмарках: на Cosmoscow и Маленькой зимней ярмарке. Изначально я сопротивлялся, были какие-то предубеждения, стереотипы. Но, как только я приехал в город, увидел площадку, а главное, почувствовал интерес к моему искусству и готовность содействовать по абсолютно разным вопросам, мое мнение резко изменилось.

Работа Апанди Магомедова
Фото: Мария Мизина
Работа Апанди Магомедова

Вы являетесь одним из ведущих художников Дагестана — отразились ли в вашем искусстве традиции региона?

Все, что создавали наши предки, все народное творчество: текстиль, безворсовые ковры, вышивки… На все это я в данный момент опираюсь и трансформирую, стараясь показать в ином плане, более современном. Другой вопрос: нужно ли это сегодня обществу? Отношение коллекционеров, искусствоведов, музеев, галерей к тому, что ты создаешь, — это очень сложно. Работа по выстраиванию этой коммуникации длится десятилетиями.

Интересно, что в последнее время мои работы часто стали использовать в интерьерах. Люди хотят украшать свои сакли (дома, как у нас говорят) не коврами, а картинами. Очень занятно наблюдать за тем, как идет этот процесс трансформации. Думаю, нас всегда будет увлекать традиция — пусть и интерпретированная в соответствии с ходом времени.

Как в целом вы можете оценить сегодня художественную сцену Дагестана? Какие тенденции, стили и направления можете выделить?

На мой взгляд, художественную сцену Дагестана можно разделить на два направления: художников, получивших высшее профессиональное образование, и своего рода самородков. С первыми, на мой взгляд, есть большие трудности. Потому что очень часто в вузах идет навязывание определенной школы и одновременно уменьшается личность самого студента. То, что в нем заложено, часто губится. Мы сразу видим: вот Суриковский, Ленинградский или Московский текстильный. Где же тогда сам художник? Где его личные познания мира? Нужна индивидуальность.

Личный пример. Когда я преподавал, у меня могли быть трения с педагогами, но никогда — со студентами. В каждом я старался развить тот стержень, который уже есть в человеке. Это совсем другой подход. Творцу нужно сохранить, изучить и подчеркнуть национальный колорит, в котором он вырос, особенности менталитета, какие-то традиции. Сохранить индивидуальность края. Вспомните, например, художников примитива — они нигде не учились и смогли сохранить в себе непосредственность, чистоту. Я не говорю, что академия — это плохо. Но важно, чтобы студенты сами могли выбирать свой путь развития.

Если же говорить про дагестанскую художественную сцену, то, в первую очередь, стоит отметить Эдуарда (Эдика) Путерброта. Именно он заложил это зерно абстрактного дагестанского искусства. Он был моим учителем. Он показал, до какой степени прекрасен Дагестан. Конечно, отмечу моих друзей и единомышленников: Адиль Астемиров, Аладдин Гарунов, Ирина Гусейнова, Магомед Кажлаев, Ибрагимхалил Супьянов. Все мы делаем одно дело. Показываем и переосмысливаем тот код, который в нас заложен.

Совместимо ли современное искусство и региональный контекст? 

Я живу и работаю на периферии России. Мои работы и есть ответ на ваш вопрос.

Работа Апанди Магомедова
Фото: Мария Мизина
Работа Апанди Магомедова

Чувствуете ли вы интерес к своим работам и в целом к локальному искусству со стороны коллекционеров, музеев, галерей, искусствоведов?

Интерес есть. И в первую очередь, не со стороны крупных игроков арт-рынка, а со стороны широкой публики — тех же туристов, которые посещают регион. Посмотрите, сколько за последнее время в Дагестане появилось небольших музеев, галерей, тех же кафе, украшенных работами местных художников. Мы стали понимать, что художники — это также важная составляющая репрезентации культурного кода края. И даже внутри самого региона чувствуется этот возрастающий интерес к современному искусству. А оно ведь у нас совсем молодое. Раньше у нас дома украшали коврами, салонными пейзажами, акварельками, а сейчас хочется чего-то необычного, нового, порой даже вызывающего.

Беседовала Александра Адаскина