Президент РФ Владимир Путин во время пленарной сессии в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай»
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин во время пленарной сессии в рамках Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Владимир Путин выступил на пленарной сессии XIX заседания международного дискуссионного клуба «Валдай». Тема мероприятия в 2022 году – «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех». «Сноб» собрал главные тезисы из речи президента.

  • Владимир Путин заявил, что страны Запада всегда играют на обострение: «Запад в последние годы, и особенно – в последние месяцы, предпринял целый ряд шагов на обострение. Ну, собственно говоря, они всегда играют на обострение. Ничего здесь нового-то уже нет. Это провокации вокруг Тайваня, дестабилизация мирового продовольственного и энергетического рынков».
  • Президент считает, что Россия не пытается противостоять Западу. «Скажу прямо: Россия, будучи самостоятельной и самобытной цивилизацией, никогда не считала себя врагом Запада, и не считает сейчас, в условиях жесткого конфликта». По словам Путина, есть два типа Запада: один – «традиционный, с христианскими ценностями, свободами, патриотизмом и богатейшей культурой», и другой – «агрессивный, космополитичный, неоколониальный, выступающий как орудие неолиберальных идей».
  • Владимир Путин надеется, что в будущем отношения России и Запада улучшатся: «В отличие от Запада мы в другой двор не лезем, но мы рассчитываем, что прагматизм восторжествует и диалог России с подлинным традиционным Западом, как и с другими равноправными центрами развития, станет важным вкладом в развитие многополярного миропорядка».
  • Владимир Путин назвал «зашкаливающим» самомнение тех, кто пытается отменить русскую культуру. «На пике холодной войны никому и в голову не приходило отрицать культуру своих оппонентов. У советских и американских лидеров было пониманием, что нужно уважать гуманитарную сферу. А сейчас что? До сжигания книг в свое время дошли нацисты. Отмена культуры выкашивает все живое и творческое. История все расставит на свои места и «отменит» не Достоевского, Пушкина и Чайковского, а тех, кто пытается их «отменить», — сказал президент.
  • Путин назвал абсурдом то, что любая критика в адрес западных стран воспринимается как «происки» Кремля: «На Западе дошли до абсурда, когда любая альтернативная точка зрения называется угрозой демократии. Любая критика в адрес оппонентов называется происками Кремля. На себя-то посмотрите, неужели мы все такие всемогущие. Нельзя же все сваливать на козни Кремля».
  • Путин прокомментировал убийство генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани. Тогда ответственность за убийство взяла команда экс-президента США Дональда Трампа. «Охамели просто. Взяли, Сулеймани убили – иранского генерала. Убили и сказали – да, мы убили. Что это такое вообще? Мы где живем?», — возмутился президент.
  • Путин возмутился финансовой политикой Запада, который разрушил саму идею резервных валют, а после начала спецоперации заморозил российские золотовалютные резервы: «Цап-царап – и Запад прикарманил наши золотовалютные резервы».
  • Глава России назвал предстоящее десятилетие самым важным со времен окончания ВОВ. «Мы стоим на историческом рубеже. Впереди, наверное, самое опасное, непредсказуемое и вместе с тем важное десятилетие со времени окончания Второй мировой войны», — указал президент.
  • Путин отметил, что пока ядерное оружие существует, всегда есть опасность его применения: «Сегодняшняя возня вокруг ядерных угроз примитивна. Запад ищет дополнительные аргументы для противостояния России, хочет повлиять на ее союзников и нейтральные страны».
  • «Мы с уважением относится к людям левых взглядов, работаем с ними», – заявил глава государства.
  • Путин сказал, что необходимости в переносе столицы в центр России нет. По его мнению, центр страны ассоциируется с Москвой. При этом он подчеркнул, что в России есть проблемы излишней централизации: «Конституционный суд уже перенесен в Петербург, есть планы по Верховному суду, будем делать это без спешки».
  • Отвечая на вопрос о параллелях с Карибским кризисом, Владимир Путин заявил, что не может представить себя на месте Хрущева. «Ни в коем случае. Нет, я не могу представить себя в роли Хрущева, ни в коем случае», – заявил президент.

Подготовила Анна Вострикова