«Мода и дизайн»

Shu
Повседневная одежда и ничего лишнего.

Бренд Shu шьет стильную базовую одежду без какого-либо декора, принтов и необычных деталей. Джинсы, лонгсливы, куртки и дождевики для женщин и мужчин представлены как в классических черных, синих, голубых оттенках, так и, например, в лиловых. Если описать коллекции бренда одним словом, то это слово — функциональность, которая, впрочем, не отрицает ни дизайнерского подхода, ни эстетичности. В 2021 году Shu открыл свой первый стоковый магазин.

«Наука и технологии»

«КуАпп»
Кибербезопасность нового уровня.

«КуАпп» — единственная на российском рынке отечественная компания, которая разрабатывает уникальные программные решения информационной безопасности на основе постквантовых (квантово-устойчивых) алгоритмов шифрования данных. Продукты «КуАпп» способны надежно защитить ценные данные от кибератак. Один из ключевых программных продуктов компании — PQLR SDK — инфраструктурный продукт, инструмент для разработки квантово-устойчивых решений. В его составе — библиотека из семи постквантовых алгоритмов отечественной реализации и криптопровайдеры, упрощающие интеграцию таких алгоритмов в различные информационные системы компаний-клиентов.

«Данила Фоминиченко
Перчатка, озвучивающая язык жестов.

Московский одиннадцатиклассник Данила Фоминиченко изобрел сурдоперчатку, которая определяет жест по сгибу пальцев и положению руки в пространстве и в режиме реального времени озвучивает слова и фразы. Сейчас перчатка распознает основные жесты, а Фоминиченко работает над тем, чтобы их становилось все больше. В мире есть похожие устройства, но изобретение Данилы работает более точно и при этом весит меньше.

«Городская среда»

Соколиный центр
Соколиная ферма на Дальнем Востоке.

В Мильковском районе Камчатского края на 300 гектарах организовали первый в России питомник кречетов — наиболее редкого вида отряда соколообразных, внесенного в Красную книгу России. Основатели проекта рассчитывают восстановить популяцию, для чего планируют выращивать ежегодно до 1000 птиц. Здесь же кречетов будут готовить к международным соревнованиям. Одной из своих задач центр ставит борьбу с браконьерством. Создавали питомник при участии коллег из арабских стран и Северной Африки. Запустили Соколиный центр в 2020 году, а в этом году из яиц вылупились первые кречеты.

Хлебная мануфактура №1
Хлеб по старинным рецептам.

В ремесленной московской пекарне пекут хлеб по старинным рецептам на пшеничной и ржаной закваске — всего больше 20 видов. Купить здесь можно и сладкую выпечку: ромовые бабы, ватрушки, сочники, калачи и пышки. Главное отличие «Мануфактуры» от других пекарен — технология производства: сначала тестовые заготовки в корзинках из ротанга кладут в холодильную камеру (это нужно для «накопления вкусовых и ароматических качеств»), а потом выпекают на каменном поде, с большой подачей пара.

«Эногастрономия»

Бар Botafogo
Бразильские котлеты по-киевски рядом с масонским пабом.

Денис Бобков уже несколько лет учит выпивать московскую публику со вкусом, уделяя огромное внимание интерьерам и атмосфере своих заведений. Два самых известных проекта Бобкова — Bambule и Black Swan — открылись в 2018 году. Идеей первого он вдохновлялся в барах Берлина, а второй The Village назвал «пабом-музеем»: заведение украшают антикварные зеркала, книги и часы, и больше оно напоминает место для собраний тайных обществ, чем общепит на «Китай-городе». Впрочем, одно другому не мешает: Black Swan считается одним из любимых пабов московских масонов. По соседству с двумя этими знаковыми заведениями в июне открылось третье, не менее атмосферное — бар Botafogo, интерьеры и меню которого сочетают в себе все лучшее, что Бобков подсмотрел во время походов по питейным заведениям Рио-де-Жанейро. В Botafogo кормят бразильским стритфудом, напоминающим знакомые многим россиянам блюда. Например, коксиньей — куриной ножкой с сыром, обжаренной в панировке, очень напоминающей котлету по-киевски, и пастэлом — чебуреком без бульона. Все это подается под коктейли на кашасе и роме.

«Путешествия»

Клуб путешествий «Лес и ветер»
Путешествия, которые соединяют народы.

Два года назад режиссеры Илья Желтяков и Анастасия Полухина приехали в глухую тайгу, населенную вепсами — потомками древнего племени, которое призвало княжить Рюрика в Новгород. Кинематографисты увидели, что древний народ вымирает и уезжает от бедности в города, где перестает говорить на родном языке и теряет свою культуру. Чтобы вепсы оставались в лесах, они основали клуб путешествий «Лес и ветер» и открыли путешествия по вепсским деревням. Супруги скупают и восстанавливают ветхие деревенские дома, в которых потом живут путешественники, и нанимают на работу коренных вепсов, предлагая высокие зарплаты, чтобы они не покидали тайгу. Путешествия дают возможность перенестись из города лет на 200 назад и попасть в места, куда не ходит транспорт, забыть про существование телевизора, готовить еду в печи, мыться в бане по-черному и изучать повадки медведей, чтобы не встретиться с ними на одной тропе. Желтяков и Полухина принципиально не называют свои программы турами, а гостей — туристами, так как в каждой поездке они все вместе изучают окрестности и открывают для себя что-то новое. В этом году «Лес и ветер» запустил программу «Нетуристический Кольский», участники которой превращаются в северных кочевников, путешествуя на военных грузовиках по труднопроходимому маршруту на берегу Белого моря, знакомятся с культурой поморов и ночуют в передвижном лагере.

«Театр»

Мультимедийный спектакль «Дикая утка»
Параллельные реальности в пьесе Ибсена.

Режиссер Тимофей Кулябин поставил пьесу, написанную Ибсеном почти 150 лет назад. В «Дикой утке» режиссер делает попытку показать, какими герои Ибсена могут быть сейчас, в наше время, как они выглядят, как разговаривают, как себя ведут, и почему ситуации, в которых они оказываются, становятся для них фатальными. Режиссер придумывает и дает спектаклю «второй план»: это кино, снятое специально для постановки, с теми же актерами, но в других декорациях. Фильм на протяжении всего действия транслируется на широкий экран над сценой. И оба действия, на сцене и на экране, считываются зрителем как жизнь в параллельных реальностях. Благодаря этой мультимедийности проявляется дополнительный смысл и становится понятнее, как, где и почему происходит разлом, разрыв коммуникации, как рвутся связи между персонажами. Каждого героя пьесы — считал Генрик Ибсен, и с ним согласен режиссер Тимофей Кулябин — можно сравнить с подстреленной дикой уткой: раненные, они идут ко дну и тянут за собой остальных.

«IT-проекты»

Орнамика
Алгоритм для анализа узоров народов России и мира.

Проект работает на стыке культуры и технологий: от первой — поиск, собственно, орнаментов и экспертиза их ценности, от второго — анализ, каталогизация, реконструкция и интерпретация узоров, в первую очередь российских. Интерпретация подразумевает создание современных типов орнаментов, основанных на исторических. Воплотить это позволяет специальный алгоритм, созданный вместе с учеными из Лейденского университета. Цель проекта — предоставить максимально полную базу национальных узоров для культурных организаций и бизнеса. Такая подборка наверняка будет полезна специалистам в сфере моды и продуктового дизайна.

«Музыка»

Basic Boy, альбом «Ничто, никогда»
Хип-хоп из Уфы без лишней грубости.

Уральский хип-хопер Максим Окунев записал в середине февраля четвертый альбом. Легкое поп-звучание и ненавязчивая интонация как бы ничего особенно от слушателя не требуют, что, безусловно, плюс. В текстах предстает немного наивный человек, который занят самокопанием и проблемами собственного взросления и самоидентификации, и это добавляет записи определенный шарм. По словам артиста, работа над альбомом длилась два с половиной года. Три из 13 композиций на нем записаны совместно с другими исполнителями — ЛСП, GONE.Fludd, Boulevard Depo и Tveth.

«Общество»

«Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Онлайн-музей детского дома.

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», который 15 лет помогает детям из детских домов, запустил в конце 2021 года проект «Музей последнего детского дома». Его авторы пофантазировали над тем, что было бы, если бы все детские дома исчезли, а дети нашли приемных родителей, — и собрали онлайн-экспозицию «последнего» детского дома. Среди экспонатов «Музея» одинаковая одежда и игрушки, душевые принадлежности с номерками вместо имен и альбомы без семейных фотографий. В фонде объясняют: проект должен напомнить о том, что «коллективные учреждения с одинаковыми кружками и казарменной сутью» должны уйти в прошлое.

«Креативные пространства»

Арт-резиденция Выкса
Искусство, которое спасает город.

В 2010-х Выкса превратилась из хмурого металлургического моногорода в одну из главных точек на культурной карте России: сюда приезжали лучшие представители уличного искусства, а урбанисты благоустраивали город вместе с местными жителями. Логичным продолжением этой работы стало появление в городе арт-резиденции. В июне в ней открылась лаборатория уличного искусства арт-группы «Фрукты». Работы, которые создали сами выксунцы, встроились в городской ландшафт, украсив старые канализационные люки и бесхозные куски бетона на пустырях. В августе арт-резиденция, которая раньше находилась в здании гостиницы, переедет в заброшенное кафе на окраине города, реконструированное специально под художественный центр архитектурным бюро «Новое». Резиденция станет местом, в котором будут проходить выставки и жить художники, преображающие городской ландшафт бывшего промышленного центра.

«Текст»

«Кожа», Евгении Некрасовой
Личные истории главных женщин советского кино и сцены.

Крепостная крестьянка Домна проходит все круги ада жизни в дореволюционной России: ее проигрывают в карты, выдают замуж против воли, секут беременную и т. д. Параллельно с этим в Северной Америке в таком же непростом положении находится чернокожая девушка со схожей судьбой — рабыня Хоуп, которая тоже получает сполна из-за своего социального статуса. По стечению обстоятельств героини в какой-то момент встретятся и решат — ни много ни мало — обменяться кожей; этот обмен изменит и судьбы женщин. В опубликованной весной «Коже», которая сначала вышла в виде аудиосериала с саундтреком «Аигел», Некрасова добросовестно отразила все болевые точки актуальной фем-повестки. Часть критиков увидели в этой старательности некоторую ненатуральность, мол, отдает отработкой трендовых общих мест; впрочем, это не делает историю о двух женщинах сложной судьбы менее увлекательной, а исследование рабства в империях того времени — менее ценным. Книга стала лауреатом премии «Странник/НОС» — региональной версии премии «Нос».

«Кино, сериалы, анимация»

Сериал «Записки отельера»
Страсти мадридского двора в Санкт-Петербурге.

Сериал снят по бестселлеру отельера Юниса Теймурханлы Room service, в котором собраны истории из жизни петербургского отеля «Гельвеция» и его посетителей. Завязка проста: молодой и дерзкий бизнесмен получает в подарок от отца-миллиардера люксовый бутик-отель. Сериал построен на коротких историях гостей отеля, его хозяев, их взаимоотношениях и, конечно, забавных, интересных, драматичных и даже страшных случаях из жизни. «Записки отельера» ко всему еще и возможность познакомиться с внутренней кухней пятизвездочного отеля: от службы заселения, клининга и консьержей до кухни, бара и службы безопасности. Действие каждой серии разворачивается в одном из гостиничных номеров отеля «Гельвеция». Тем любопытней, что отель настоящий, действующий и вполне доступен к заселению. Режиссер — Радда Новикова. В главных ролях снялись Илья Коробко, Артур Ваха, Ирина Темичева, Екатерина Зорина.

Все номинации премии и форма заявки на участие в конкурсе здесь.