Телескоп был разработан и создан Институтом космических исследований РАН (ИКИ РАН) и РФЯЦ-ВНИИЭФ Госкорпорации «Росатом». Он является первым отечественным зеркальным телескопом, работающим в космосе на уникальной орбите в окрестности точки Лагранжа L2 на удалении более полутора миллионов километров от Земли.

До этого карта всего неба сравнимой четкости была лишь в «мягком» рентгеновском диапазоне. Ее 30 лет назад получила германская обсерватория ROSAT. В жестком рентгеновском диапазоне карты тоже существовали, но с меньшей четкостью. Их делали обсерватория RXTE НАСА и японский прибор MAXI на борту Международной космической станции.

«На карте, полученной телескопом ART-XC, обнаружены сотни новых рентгеновских источников, которые раньше никто не видел и не регистрировал в нашей Галактике и за ее пределами. Это коронально активные звезды, двойные системы с черными дырами, нейтронными звездами, белыми карликами, сверхмассивная черная дыра в центре Галактики, квазары и другие космические объекты. Были зарегистрированы рентгеновские источники, которые «шли» к нам миллиарды лет. Удалось открыть новые, так называемые «сверхбыстрые», которые вспыхивают и потом пропадают», — сообщил один из разработчиков телескопа, начальник научно-конструкторского отделения Института лазерно-физических исследований РФЯЦ-ВНИИЭФ Сергей Григорович.

Сейчас ученые ИКИ РАН ведут обработку научных данных. Карту на противоположной половине неба строят немецкие ученые. Вместе две эти «половинки» покрывают всю небесную сферу.

В ближайшее время обсерватория начнет второй обзор неба. Ожидается, что этот процесс продлится до конца года. Сумма данных двух обзоров позволит как минимум вдвое увеличить чувствительность рентгеновских карт, а их сравнение позволит исследовать переменность источников и находить новые уникальные объекты на небе.

Справка:

Космическая обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» — международный российско-германский проект. Обсерватория состоит их двух телескопов: немецкого eROSITA и российского ART-XC.

«Спектр-РГ» была запущена в космос в июле 2019 года с космодрома Байконур. Цель обсерватории — составить на протяжении четырех лет карту Вселенной, сфотографировав в высоком разрешении все небо в рентгеновском диапазоне. Всего будет построено восемь карт, на каждую уйдет по полгода. Самая точная карта будет завершена и обнародована в районе 2025 года. Ожидается, что на ней будут отмечены все достаточно крупные скопления галактик.