Как школа убивает творчество
На этой конференции я бы выделил три момента. Они все имеют непосредственное отношение к тому, о чем я буду говорить.
Первое: удивительные примеры творческого начала во всех докладах, которые мы слышали, и во всех присутствующих. Насколько оно разнообразно!
Второе: мы с вами понятия не имеем, какое будущее нас ждет. Мы не знаем, как все повернется.
Я уверен, что образование интересует всех, хотя бы потому, что именно образование ведет нас в то самое будущее, которое мы не можем предвидеть. Если вы спросите кого-нибудь о его образовании, вас тут же зажмут где-нибудь в углу и начнут изливать душу. Потому что образование — тема, которая затрагивает каждого, как религия, как деньги. Задумайтесь: дети, которые идут в школу в этом году, выйдут на пенсию в 2065-м. Никто даже не представляет себе, каким будет мир через 5 лет. Однако мы должны готовить детей к жизни в этом мире.
И третье: мы все, тем не менее, понимаем, что дети обладают совершенно исключительным качеством — способностью осваивать новое. Я считаю, что в каждом ребенке скрыт огромный талант, а мы его безжалостно растрачиваем.
Я уверен, что творчество в образовании так же важно, как и грамотность. И ценить его надо ничуть не меньше.
Я очень люблю рассказывать замечательную историю про шестилетнюю девочку. Она сидела на последней парте. И, по словам учительницы, постоянно отвлекалась. Но однажды на уроке рисования вдруг сосредоточилась. Учительница удивилась и спросила: «Что ты рисуешь?» Девочка ответила: «Я рисую Бога». Учительница сказала, что никто не знает, как выглядит Бог, а девочка ей: «Через минутку узнают».
Дети готовы рисковать. Если они чего-то не знают, они рискуют. Они не боятся ошибаться. Я не хочу сказать, что ошибаться — это то же самое, что подходить к вопросу творчески. Но мы точно знаем, что если ты не готов ошибаться, ты никогда не придумаешь ничего нового. А дети, повзрослев, начинают бояться своих ошибок.
Пикассо как-то сказал: «Все дети прирожденные художники. Трудно только остаться художником, став взрослым». Я абсолютно уверен, что с возрастом мы не развиваем творческие способности, мы их теряем. Потому что нас так учат.
Когда путешествуешь по всему миру, поражает одна вещь. В каждой системе образования одна и та же иерархия предметов. Должно бы быть иначе, но это не так. Сначала идут математика и языки. Потом — гуманитарные предметы. В конце — изящные искусства.
В изящных искусствах тоже есть иерархия. У рисования и музыки в школах обычно более высокий статус, чем у театра и танцев. Ни в одной школе нет ежедневных уроков танцев, а математику преподают ежедневно. Математика очень важна, но танцы тоже важны. А дети готовы танцевать без остановки, если им разрешат.
Представьте: вы инопланетянин и хотите понять, для чего на Земле система образования. Какой вывод можно сделать, проанализировав результаты? Кто добивается успеха? Кто выходит победителем? Мне кажется, вывод будет такой: цель образования во всем мире — производить университетских профессоров. Вот кто выходит лидером.
Мне симпатичны профессора, однако не нужно считать их мерилом высшего уровня человеческих достижений. Они всего лишь одна из форм жизни. Есть в профессорах что-то любопытное. Большинство из них — не все, конечно — живут внутри головы. Для них тело — всего лишь средство транспортировки головы.
Наша система образования основывается на представлении об академических способностях. И тому есть причина. Во всем мире до XIX века не существовало систем народного образования. Они появились, чтобы удовлетворить потребности индустриальной эпохи. И их иерархия была построены на двух постулатах.
Первый — первоочередное внимание уделяется предметам, полезным для работы. В школе вас, скорее всего, мягко уводили в сторону от того, что вам нравилось, потому что это не станет профессией.
Второй — это академические способности. Университеты создали системы образования по своему образу и подобию. В любой стране система образования — это затянувшийся процесс поступления в университет. И в результате многие талантливые, блестящие, творческие люди уверены, что таковыми не являются. Потому что то, что у них хорошо получалось в школе, не ценилось или вовсе клеймилось позором. Я уверен, что мы не можем позволить себе так жить и дальше.
По данным ЮНЕСКО, количество людей во всем мире, получивших образование, за следующие 30 лет превысит общее количество образованных людей от сотворения мира.
Когда я учился в университете, при наличии степени ты точно мог устроиться на работу. Если работы не было — значит, ты просто не хотел работать. А сейчас молодые люди, получившие университетскую степень, отправляются домой играть в видеоигры. Потому что там, где раньше было достаточно бакалавра, теперь нужна степень магистра, а для работы магистра — докторская степень. Это процесс академической инфляции. Нам надо радикально пересмотреть взгляды на интеллект.
Я сейчас пишу новую книгу, под названием «Прозрение». Книга основана на серии интервью — люди рассказывают, как они обнаружили свой талант. Мне всегда интересно, как люди шли к своему успеху. А толчок к созданию книги дала моя беседа с одной чудесной женщиной, хореографом, о которой большинство людей никогда не слышали. Ее зовут Джулиана Линн. Она поставила танцы для мюзиклов «Кошки» и «Призрак оперы».
Однажды мы с Джулианой обедали, и я спросил: «А как вы стали танцовщицей?» В школе — это было в 1930-е годы — она была безнадежна, и родителям написали: «Мы считаем, что у Джулианы отклонение и она необучаема». Сегодня ей поставили бы диагноз — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Ее отправили к специалисту. Она пришла на прием с мамой. Мама рассказала, что ее дочка всем в классе мешает. Доктор сказал: «Джулиана, я выслушал все, что рассказала твоя мама, и мне надо поговорить с ней наедине». Уходя, он включил радиоприемник. Когда они вышли из кабинета, он сказал ее матери: «Постойте тут и понаблюдайте за ней».
Джулиана, как только они вышли, вскочила и стала двигаться в такт музыке. Они несколько минут наблюдали за ней, а потом доктор сказал ее матери: «Миссис Линн, Джулиана не больна, она просто танцовщица. Отведите ее в школу танцев».
«Мама отвела меня. Не могу даже описать вам, как это было замечательно. Мы вошли в большой зал, полный людей, похожих на меня. Людей, которые не могли сидеть на месте. Людей, которым нужно было двигаться, чтобы думать!»
Она стала солисткой балета и сделала отличную карьеру. В итоге она закончила академию, основала свою собственную балетную труппу. Ее работа доставляет удовольствие миллионам зрителей, а она стала мультимиллионером. Другой врач мог бы посадить ее на лекарства и велеть ей успокоиться.
Я считаю, что мы можем надеяться на светлое будущее только при условии, что примем новую концепцию, восстановим веру в богатство человеческих возможностей.
Наша система образования «разрабатывает» наши умы — так же, как мы разрабатываем почву, добывая природные ископаемые. Но в будущем это не принесет нам пользы. Нам надо пересмотреть основные принципы образования детей.
ТED прославляет воображение человека как высший дар. Нам надо быть аккуратнее и мудро использовать этот дар, чтобы в будущем избежать некоторых ситуаций, которые здесь обсуждались. Чтобы добиться этого, нужно осознать все богатство нашего творческого потенциала и признать, что дети — наша единственная надежда. И наша задача — обучать их, чтобы они были готовы к будущему. Помочь им извлечь из него максимальную пользу.