Как, победив детскую смертность, мы победим бедность
Мир в 1960 году
В 1960 году в мире жило три миллиарда человек: один миллиард в развитых странах и два — в развивающихся. Между качеством жизни первых и вторых была огромная разница. В развитых странах жили здоровые, хорошо образованные и малосемейные люди; предметом желания большинства из них была машина. А в развивающихся странах радовались тому, что каждый день на столе есть еда, и копили деньги на покупку пары обуви. Огромная разница между уровнем жизни на Западе и в остальном мире привела к возникновению стереотипного разделения человечества на «Запад» и «развивающиеся страны». Но сегодня положение дел изменилось, и этот стереотип необходимо пересмотреть.
Мир в 2010 году
За последние 50 лет население планеты увеличилось на четыре миллиарда. При этом экономика Запада еще более укрепилась. Теперь на Западе люди мечтают о путешествиях в дальние страны, которые можно совершить только на самолетах.
Самые успешные из развивающихся стран за это время превратились в страны с переходной экономикой. Население там теперь тоже покупает машины.
Три миллиарда человек живут в странах, которые постепенно перемещаются из разряда развивающихся в разряд переходных. Они достаточно здоровы, относительно образованны, в семьях у них обычно по два-три ребенка. Они уже могут позволить себе купить велосипед, а иногда даже мотоцикл.
Беда в том, что два миллиарда человек по-прежнему с трудом зарабатывают на пропитание и обувь и почти так же бедны, как и 50 лет назад.
В 2010 году пропасть между беднейшими и богатейшими велика, как никогда прежде, но большая часть человечества где-то посередине пути от бедности к богатству: они уже не ходят пешком и еще не летают на самолетах, они ездят по земле на колесах.
Мир в 2050 году
Что же будет дальше? Попытаюсь дать прогноз до 2050 года. Западная экономика будет расти на пару процентов в год, а китайская — на семь-восемь процентов, и в конце концов Китай догонит Запад. Китайцы начнут летать.
Страны победнее тоже будут развивать свою переходную экономику и подтянутся к передовым странам — но при одном условии: мы должны вкладываться в развитие экологичных технологий, которые позволят избежать климатических катастроф и удорожания энергии. Тогда население этих стран станет покупать электромобили.
Смогут ли беднейшие два миллиарда улучшить свое экономическое положение? В странах с переходной экономикой распространено планирование семьи и население больше почти не растет. Но у самых бедных рост продолжается. Остановится он, только если эти страны сумеют выбраться из нищеты, побороть детскую смертность, дать своим гражданам образование и возможность покупать велосипеды и сотовые телефоны. Если где-то люди по-прежнему будут работать ради покупки еды и обуви, население планеты продолжит расти — и тогда остановить это сможет только чудовищная ядерная война.
Связь рождаемости с детской смертностью
В 1960 году на Западе детская смертность была низкой, а семьи маленькими. В странах развивающегося мира, напротив, очень большими были и размеры семьи, и детская смертность. Со временем все больше и больше детей там стали выживать — благодаря гигиене, образованию, вакцинации и пенициллину. Затем началось планирование семьи: как только процент выживающих детей достигает 90, семьи становятся меньше. Постепенно страны с переходной экономикой уравниваются по этим параметрам с Западом. Но беднейшие два миллиарда остаются на том же уровне: там по-прежнему выживает всего 70-80 процентов детей. Это означает, что через поколение население беднейших стран удвоится.
Как остановить рост населения в мире
Чтобы остановить рост населения, надо сделать так, чтобы выживало не меньше 90 процентов детей. Поэтому так полезны усилия по улучшению здравоохранения в беднейших странах, которые предпринимают Фонд Гейтсов, ЮНИСЕФ, правительства и благотворительные организации. В идеале рост населения Земли должен остановиться на 9 миллиардах. Я думаю, что это возможно — с помощью экологичных технологий, борьбы с нищетой, борьбы с детской смертностью и правильного глобального управления.
И тогда старый Запад перестанет стоять отдельно от всех остальных. Он превратится в фундамент нового современного мира. Это очень важная роль, и исполнять ее нужно как можно лучше.