Куратор Марчелло Пизу: Русские слишком самокритичны
СЕсли говорить о современном искусстве, с какими проблемами и стереотипами вы сталкиваетесь в первую очередь?
Моя работа не ограничивается только современным искусством, я занимаюсь культурой вообще. Мне приходилось иметь дело и с наукой, и с кино. Работа куратора заключается в том, чтобы объединять различные элементы в единое целое, а затем адаптировать это для зрителя. Главная задача: доносить до широкой аудитории вещи, которые зачастую являются узкопрофильными. Мне было бы куда проще представить какую-то чрезмерно замысловатую выставку галеристам, потому что мы говорим на одном языке, который простой зритель вряд ли поймет. В то же время это своеобразный вызов — меня очень привлекает задача донести высокохудожественные идеи до большого количества людей, в том числе в рамках проекта Lexus Hybrid Art.
Восприятие искусства у всех различается. Даже если человек не обладает большими познаниями в области искусства, у него может быть склонность к лучшему восприятию кино и музыки, а не перформансов. Главная трудность заключается в том, чтобы перенести идеи людей искусства и науки в плоскость, понятную большинству. Конечно, это не единственная трудность, с которой я сталкиваюсь, но для меня это самое главное. Мне важно подобрать художников, чьи работы были бы актуальны и полезны в обществе: могли бы чему-то научить, подвигнуть публику на развитие.
СЧем отличается аудитория в разных странах? Созрел ли российский зритель для современного искусства?
Я бы не хотел обобщать. Я впервые познакомился с российским зрителем несколько лет назад на фестивале независимого кино «Сандэнс». Там был представлен фильм об Анне Политковской, который показался мне неоднозначным. Потом я начал ездить в Россию на крупнейшие выставки. В апреле, когда мы в рамках Lexus Hybrid Art привезли в Москву работу Эдуардо Коимбры «Облако», я смог увидеть реакцию простых жителей города и был очень удивлен. Я понял, что существует другая Россия, о которой остальной мир ничего не знает. Я увидел целеустремленных молодых людей, которые стремятся много путешествовать и всестороннее развиваться. Важно то, что это не олигархи с бездонными карманами, а люди с более скромным достатком, которые, однако, обладают прекрасным критическим взглядом. Мы с удовольствием представим им зарубежное искусство, адаптированное для российского зрителя. С моей точки зрения — куратора, итальянца, живущего в Берлине и профессионально выросшего в США, — работать с Россией очень перспективно, публика готова к высоким идеям. Скажем, идея «Облака» заключалась в возможности пройти через облако в городе. Инсталляция приглашала москвичей отвлечься от повседневности и взглянуть на небо. По рассказам горожан, реакция была именно такой: люди смотрели в небо — диалог с искусством состоялся.
СТаким образом, вы нашли отзыв нашей публики, она готова к восприятию тех объектов искусства, которые вы здесь показываете?
Да. Я был в институте «Стрелка» и видел представителей новой России, которые выезжают за границу, не потому, что страна была долгое время закрыта, а потому, что они способны научить мир многому. Ведь у России богатейшие история и культура. Мне кажется, что сами русские становятся жертвами стереотипов со стороны Запада, как, например, и мы, итальянцы: мы тоже слишком самокритичны. Однако у вас есть все возможности открыться миру и открыть мир для себя, начать новую веху современного искусства в России. Вы можете брать многое из-за рубежа, адаптировать под себя и возвращать что-то Западу.
СМожем ли мы сказать, что культурный обмен — одна из основных идей Lexus Hybrid Art?
В том числе. В первую очередь, проект Lexus Hybrid Art нацелен на российского зрителя. Но в то же время мы стремимся заявить о художественной ценности новых течений в искусстве на международном уровне. Даже выбор названия проекта был непростым, и Hybrid Art мне кажется прекрасным вариантом, так как такое название полностью передает смысл — ведь речь идет о гибридном искусстве. Технологичность занимает огромное место в современной культуре, и, на мой взгляд, организаторы поступили очень разумно, заявив в качестве главной темы предстоящей выставки новейшие технологии как способ самовыражения. Сейчас очень сложно отобрать работы, которые одновременно обладали бы эмоциональной, экспрессивной, концептуальной и технологической ценностью. Скажем, одно дело создать что-то одноразовое, например, интерактивную инсталляцию, развлекательную видеоигру. И совсем другое — сделать что-то вечное. Я бывал на многих выставках, видел много проектов и могу сказать, что подобные идеи еще не прочно укоренились в самых уважаемых галереях, поэтому, с одной стороны, это смело, а с другой — очень полезно для современного искусства во всем мире. И я счастлив быть частью этого проекта.
СНа какие идеи в области современного искусства вы опирались, когда задумывали выставку?
Это очень сложный вопрос. Мы долго и усердно работали, отбирали лучших. В основе проекта лежит так называемая Responsive Evolution (отзывчивая эволюция), в которой мы опирались на выставку 60-х Responsive Eye в нью-йоркском MoMa. Responsive Evolution — это концепция, которая направляла меня в работе над проектом. Она опирается на современную биологическую теорию о том, что мы меняемся под влиянием технологий. Технологии определяют наше будущее, они меняют человеческую природу. И выставка через призму человеческих эмоций стремится показать, как технологии влияют на нашу способность чувствовать, на наши отношения с природой, игрой, ведь вещи определяют наш жизненный опыт. Все работы на нашей выставке стремятся найти «человеческую природу» в рамках современной идеи о Homo Tecnologicum. Они пытаются раскрыть «человека первоначального» через искусство и технологию.
СКакие работы, по вашему мнению, наиболее впечатляют на Lexus Hybrid Art?
В нашем проекте участвуют известные люди, как, например, Дан Розегард, один из самых известных художников, работающих в Hybrid Art. Он представит свою работу «Кристалл». Это световая инсталляция, состоящая из камней и пульсирующего неонового света, где люди могут взаимодействовать, двигаться, играть в пространстве. Розегард заточил неон в камень, соединив таким образом природу и искусственный неоновый свет. Кроме того, пульсация света меняется в зависимости от того, сколько человек находятся внутри инсталляции. Еще есть работа Юлиуса фон Бисмарка из Берлина. Это один из лучших художников, он уже отличился довольно провокационными работами. Юлиус находит простые, но концептуальные идеи, которые поражают воображение, и технологичное применение им. Эксклюзивно для Lexus Hybrid Art он поработал с зеркалом. В его инсталляции мы увидим в зеркале что-то неожиданное. Это будет сюрприз. С помощью зеркал он постигает саму суть искусства и, наконец, работа видеохудожника Марко Брамбиллы. Он начинал свою карьеру как режиссер, снимал блокбастеры, был автором видеоклипа Kanye West «Power», однако сейчас сконцентрировался на видеоискусстве. На выставке он представит Materialization/De-Materialization, на которую его вдохновила мечта человечества о телепортации. Видео получилось поистине гипнотизирующим, его уже даже показывали на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
СКак Вы считаете, являются ли проекты, подобные Lexus Hybrid Art, в которых перекликаются искусство и технологии, эффективными и успешными?
Несомненно. Приведу один пример. Возможно, я сделаю некоторую рекламу этому проекту. Существует платформа «Creator’s Project», которая занимается искусством и технологией. Для меня этот проект стал настоящей находкой. Он помогает продвижению подобных идей на международном уровне. И таких примеров тысячи, но суть сводится к тому, что с помощью подобных проектов художники могут получить признание, а это очень важно. Кроме того, это хорошая площадка для испытаний новых технологий, ведь никто не увидит новое применение технологиям лучше, чем художник. У нас в Institute of Technology существует художественное отделение, которое специализируется на применении новых технологий. Это очень актуальное направление в искусстве, которое только еще стремится стать мейнстримом. Я уверен, что это направление обречено на успех.
СЧто вы думаете о России в целом, о ее культуре, о стереотипах?
Мы, иностранцы, обожаем русскую литературу, которая может по праву считаться лучшей в мире. Булгаков и Достоевский — это окно в Россию. По отношению к России в мире существует масса предрассудков, даже несмотря на то, что она стала ближе к западному миру. В первую очередь, многие представляют себе русских как очень богатых людей без намека на вкус. Здесь же я увидел совершенно другую Россию. Я познакомился с массой интереснейших людей и, думаю, установил связи с этой страной, в чем, надеюсь, смогу убедиться на предстоящем шоу в «Манеже».